Россия, 610025, г. Киров, ул. Деповская, д.10
                  Настоятель: о. Григорий Зволиньски
                      Proboszcz: ks. Grzegorz Zwoliński
                       телефон/факс: +7 8332 375798
 Электронная почта: prolife.viatka@gmail.com - личный адрес
                     catholic1.viatka@gmail.com - приходской адрес
Католический Приход в Кирове (Вятке)

Елеопомазание больных

(Елеосвящение)

-1499-
«Через священное Елеопомазание и молитву пресвитеров вся Церковь препоручает болящих Господу, страждущему и прославленному, чтобы Он облегчил их немощи и спас их; более того, она напутствует их, чтобы через свободное приобщение к Страстям и смерти Христа, они содействовали благу Народа Божия»1.

1LG 11.

  • I. Основания таинства Елеопомазания больных в домостроительстве спасения

Болезнь в человеческой жизни

-1500- 1006
Болезнь и страдания всегда были в числе самых трудных проблем и испытаний человеческой жизни. В болезни человек осознает свое бессилие, свои пределы и свою конечность. Любая болезнь может заставить нас взглянуть на смерть.

-1501-
Болезнь может привести к состоянию мучительной тревоги, замыканию в себе самом, иногда даже к безнадежности и к бунту против Бога. Она может также сделать человека более зрелым, помочь ему различить, что в его жизни несущественно, чтобы обратиться к существенному. Очень часто болезнь приводит к исканию Бога, к возвращению к Нему.

Больной перед Богом

-1502- 164, 376
Ветхозаветный человек переживает свою болезнь перед Богом. Ему он изливает свои жалобы на болезнь1, и Его, Владыку жизни и смерти, молит об исцелении2. Болезнь становится путем обращения3, и прощение Божие полагает начало исцелению4. Израиль познает на опыте, что болезнь таинственным образом связана с грехом и со злом и что верность Богу по закону Его возвращает жизнь: «Ибо Я, Господь Бог твой, целитель твой» (Исх 15, 26). Пророк провидит, что страдание может иметь также искупительный смысл за грехи других5. Наконец, Исайя возвещает, что Бог приведет Сион ко времени, когда Он простит всякую вину и исцелит всякую болезнь6.

1Ср. Пс 38;2Ср. Пс 6, 3; Ис 38;3Ср. Пс 38, 5; 39, 9. 12;4Ср. Пс 32, 5; 107, 20; Мк 2, 5-12;5Ср. Ис 53, 11;6Ср. Ис 33, 24.

Христос - целитель

-1503- 349, 1421, 2288
Сострадание Христа больным и многочисленные исцеления разного рода немощных1 являются ярким знаком того, что «Бог посетил народ Свой» (Лк 7, 16) и что Царство Божие приблизилось. Иисус обладает властью не только исцелять, но также и прощать грехи2: Он пришел исцелить всего человека полностью, душу и тело: Он - целитель, в котором нуждаются больные3. Его сочувствие ко всем страждущим идет столь далеко, что Он отождествляет Себя с ними: «Я был болен, и вы посетили меня» (Мф 25, 36). Его особая любовь к увечным не перестает на протяжении веков пробуждать усиленное внимание христиан к страждущим душой и телом. Это внимание лежит в основе неустанных усилий облегчить их судьбу.

1Ср. Мф 4, 24;2Ср. Мк 2, 5-12;3Ср. Мк 2, 17.

-1504- 695, 1116
Часто Иисус требует от больных веры1. Для исцеления Он пользуется знаками, такими как слюна, возложение рук2, брение и омовение3. Больные стараются прикоснуться к Нему4, «потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лк 6, 19). Таким образом, в таинствах Христос продолжает «прикасаться к нам», чтобы нас исцелить.

1Ср. Мк 5, 34. 36; 9, 23;2Ср. Мк 7, 32-36; 8, 22-25;3Ср. Ин 9, 6;4Ср. Мк 1, 41; 3, 10; 6, 56.

-1505- 440, 307
Взволнованный таким множеством страданий, Христос не только позволяет больным прикасаться к Себе, но делает Своими их несчастья: «Он взял на себя наши немощи и понес болезни» (Мф 8, 17)1. Он не излечил всех больных. Его исцеления были знаками пришествия Царства Божия. Они возвещали исцеление более радикальное: победу над грехом и смертью через Его Пасху. На Кресте Христос принял на Себя все бремя зла2 и взял «грех мира» (Ин 1, 29), всего лишь следствием которого является болезнь. Страстями и смертью на Кресте Христос наделил страдание новым смыслом: отныне оно может уподобить нас Ему и соединить нас с Его искупительными страстями.

1Ср. Ис 53, 4;2Ср. Ис 53, 4-6.

«Больных исцеляйте...»

-1506- 859
Христос призывает Своих учеников следовать за Ним, неся, в свою очередь, свой Крест1. Следуя Христу, они приобретают новый взгляд на болезнь и больных. Иисус соединяет их жизнь со Своей - жизнью нищеты и служения. Он дает им участвовать в Его служении сострадания и исцеления: «Они пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов, и многих больных мазали маслом, и исцеляли» (Мк 6, 12-13).

1Ср. Мф 10, 38.

-1507- 430
Воскресший Господь возобновляет это повеление: «Именем Моим [...] возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк 16, 17-18), и подтверждает его знамениями, которые Церковь творит, призывая Его Имя1. Знамения эти особым образом являют, что Иисус - действительно «Бог, Который спасает»2.

1Ср. Деян 9, 34; 14, 3;2Ср. Мф 1, 21; Деян 4, 12.

-1508- 798, 618
Дух Святой дает некоторым людям особый целительный дар1, чтобы свидетельствовать о силе и благодати Воскресшего. Но даже самые горячие молитвы не приводят к излечению всех болезней. Так, св. Павел должен слышать от Господа: «довольно для тебя благодати Моей: ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор 12, 9), - и что страдания, которые предстоит перенести, могут иметь особый смысл: «и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь» (Кол 1, 24).

1Ср. 1 Kop 12, 9. 28. 30.

-1509- 1405
«Больных исцеляйте!» (Мф 10, 8). Эту обязанность Церковь получила от Господа, и она старается исполнять ее как уходом за больными, так и ходатайственными молитвами, посредством которых Церковь соединяется с ними. Она верит в животворящее присутствие Христа, целителя душ и телес. Это присутствие особенно действенно в таинствах и совсем особым образом в Евхаристии - Хлебе, дарующем жизнь вечную1, на связь которого с телесным здоровьем косвенно указывает апостол Павел2.

1Ср. Ин 6, 54. 58;2Ср. 1 Kop 11, 30.

-1510- 1117
Однако апостольская Церковь знает особый обряд, предназначенный для пользы больных, о котором свидетельствует св. Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак 5, 14-15). Предание признало в этом обряде одно из семи таинств Церкви1.

1Ср. DS 216; 1324-1325; 1695-1696; 1716-1717.

Таинство больных

-1511-
Церковь верует и исповедует, что среди семи таинств существует одно, специально предназначенное для укрепления тех, кто измучен болезнью: Елеопомазание больных (Елеосвящение).

Это святое помазание больных установлено Христом, Господом нашим, как истинное и подлинное таинство Нового Завета, о котором упоминает Марк1, однако его рекомендует верным и провозглашает апостол Иаков, брат Господень2.

1Ср. Мк 6, 13;2Ср. Иак 5, 14-15.

-1512-

В литургической традиции, как восточной, так и западной, существуют с давних времен свидетельства о помазании больных освященным елеем. С течением времени Елеопомазание больных все более применялось исключительно к умирающим. Поэтому его называли «последним помазанием». Несмотря на такую эволюцию, литургия никогда не забывала молиться Господу об излечении больного, если это служило его спасению1.

1Ср. DS 1696.

-1513-
Апостольская конституция «Sacram unctionem infirmorum» от 30 ноября 1972 г., следуя указаниям Второго Ватиканского Собора1, постановила, что отныне в римском обряде будет соблюдаться следующий порядок:

Таинство Елеопомазания больных преподается лицам, опасно больным, посредством помазания их лба и ладоней соответственным образом освященным елеем - оливковым маслом или маслом других растений - и произнесения один раз слов: «Через это святое помазание по благостному милосердию Своему да поможет тебе Господь благодатью Святого Духа и, избавив тебя от грехов, да спасет тебя и милостиво облегчит твои страдания»2.

1Ср. SC 73;2Ср. CIC кан. 847, § 1.

  • II. Кто принимает и кто преподает это таинство?

В случае тяжелой болезни...

-1514-
Елеопомазание больных «не есть только таинство умирающих. Поэтому время для его принятия несомненно приходит уже тогда, когда верующий начинает находиться в смертельной опасности по болезни или старости»1.

1SC 73; cp. CIC кан. 1004, § 1; 1005; 1007; ССЕО кан. 738.

-1515-
Если больной, принявший Елеопомазание, выздоравливает, он может, в случае новой тяжелой болезни, снова принять это таинство. В продолжении одной и той же болезни таинство может быть повторено, если болезнь усилилась. Уместно принять таинство Елеопомазания накануне серьезной операции. То же - и в отношении пожилых людей, кода они заметно слабеют.

«...пусть призовет пресвитеров Церкви»

-1516-
Только священники (епископы и пресвитеры) являются служителями этого таинства1. Долг пастырей - объяснять верующим благотворность этого таинства. Пусть верующие советуют больным приглашать священника, чтобы принять это таинство. Больные пусть готовятся принять его в добром расположении, с помощью своего священника и всей церковной общины, которая призвана особым образом окружать больных братским вниманием и молитвами.

1Трид. Соб.: DS 1697; 1717; CIC кан. 1003; ССЕО кан. 739, § 1.

III. Как совершается это таинство?

-1517- 1140, 1524
Как все таинства, Елеопомазание больных имеет литургический и общинный характер1 независимо от того, совершается ли оно в семье, в больнице или в храме, для одного больного или для группы. Подобает совершать его во время Евхаристического богослужения, т.е. воспоминания Пасхи Господней. Если обстоятельства тому благоприятствуют, совершение таинства Елеопомазания больных может предваряться таинством Покаяния, а за ним может следовать таинство Евхаристии. Как таинство Пасхи Христовой, Евхаристия должна быть всегда последним таинством земных скитаний, «напутствием» на «переход» к вечной жизни.

1Ср. SC 27.

-1518-
Слово и таинство составляют неразрывное целое. Литургия Слова, которой предшествует выражение покаяния, открывает богослужение. Слова Христа и свидетельство апостолов пробуждают веру больного и общины, чтобы просить у Господа силу Его Духа.

-1519-
Совершение таинства включает в себя главным образом следующие элементы: «пресвитеры Церкви» (Иак 5, 14) возлагают - в молчании - руки на больных; они молятся над больными в вере Церкви1: это эпиклесис, присущий этому таинству; затем они совершают помазание елеем, который освящен - если это возможно - епископом.

Эти литургические действия указывают на то, какую благодать это таинство приносит больным.

1Ср. Иак 5, 15.

  • IV. Последствия совершения этого таинства

-1520- 733
Особый дар Духа Святого. Первая благодать, даруемая этим таинством, - благодать укрепления, мира и мужества для того, чтобы победить трудности, присущие тяжелой болезни или немощи старого возраста. Эта благодать - дар Святого Духа, обновляющий упование и веру в Бога и укрепляющий в борьбе с соблазнами лукавого, соблазнами уныния и страха смерти1. Эта помощь Господа силой Его Духа имеет целью привести больного к исцелению души, а также и к физическому исцелению, если такова воля Божия2. Кроме того, «если он соделал грехи, простятся ему» (Иак 5, 15)3.

1Ср. Евр 2, 15;2Ср. Флорентийск. Соб.: DS 1325;3Ср. Трид. Соб.: DS 1712.

-1521- 1535, 1499
Единение со Страстями Христа. Через благодать этого таинства больной получает силу и дар теснее объединиться со Страстями Христа: он определенным образом посвящен, чтобы приносить плоды через уподобление искупительным Страстям Спасителя. Страдание как последствие первородного греха наделяется новым смыслом: оно становится участием в Христовом деле спасения.

-1522- 953
Церковная благодать. Больные, получающие это таинство, «добровольно соединяясь со Страстями и смертью Христа», «содействуют благу Народа Божия»1. Совершая это таинство, Церковь в общении святых ходатайствует за больного во благо его. А больной, в свою очередь, благодатью этого таинства способствует освящению Церкви и благу всех людей, ради которых Церковь страдает и жертвует себя через Христа Богу Отцу.

1LG 11.

-1523- 1020, 1294
Подготовка к последнему переходу. Если таинство Елеопомазания больных преподается тем, кто страдает тяжелыми болезнями или немощами, то оно тем более предназначено тем, кто находится на грани ухода из этой жизни1, так что его называют также «таинством отходящих» (sacramentum exeuntium)2. Елеопомазание завершает наше соответствие смерти и Воскресению Христа, которое начато было в Крещении. Оно является последним в ряду всех святых помазаний, которыми отмечены этапы христианской жизни: помазание Крещения ознаменовало нас печатью новой жизни; Миропомазание укрепило нас для жизненной борьбы. И наконец, это последнее помазание наделяет окончание нашей земной жизни как бы стойкой крепостью для последней борьбы перед вступлением в Дом Отца3.

1Трид. Соб.: DS 1698;2Там же;3Там же: DS 1694.

  • V. Напутствие (виатик) - последнее таинство христианина

-1524- 1392
Тем, кто покидает эту жизнь, Церковь предлагает, вдобавок к Елеопомазанию, Евхаристию как последнее напутствие. Принимаемое в момент перехода к Отцу, Причащение Тела и Крови Христа имеет особое значение и особую важность. Оно - семя вечной жизни и сила воскресения, по слову Господа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6, 54). Евхаристия, таинство умершего и воскресшего Христа, здесь - таинство перехода от смерти к жизни, из этого мира - к Отцу1.

1Ср. Ин 13, 1.

-1525- 1680
Подобно тому, как таинства Крещения, Миропомазания и Евхаристии представляют собой единство, называемое «таинствами христианского посвящения», - так же можно сказать, что Покаяние, Елеопомазание и Евхаристия, как напутствия, когда жизнь христианина подходит к концу, составляют «таинство подготовления к вхождению в Отчизну», или таинства, завершающие странствие.

Коротко

-1526-
«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему» (Иак 5, 14-15).

-1527-
Таинство Елеопомазания больных имеет целью сообщить особую благодать христианину, переживающему тяготы, присущие болезни или старости.

-1528-
Подходящее время для принятия Елеопомазания больных, несомненно, наступает, когда христианин находится в смертельной опасности из-за болезни или по старости.

-1529-
Всякий раз, когда христианин тяжело заболевает, он может принять таинство Елеопомазания больных - так же, как и в том случае, если после принятия таинства его состояние ухудшается.

-1530-
Только священники (пресвитеры и епископы) могут преподавать таинство Елеопомазания больных; они пользуются для этого елеем, освященным епископом или - при необходимости - самим священником, совершающим таинство.

-1531-
Существенным в совершении этого таинства является помазание лба и ладоней больного (в Римском обряде) или других частей тела (на Востоке); оно сопровождается литургической молитвой священника, совершающего богослужение, который в своей молитве испрашивает особую благодать, присущую этому таинству.

-1532-
Особая благодать таинства Елеопомазания больных имеет следующие последствия:

- единение больного со Страстями Христа во благо самого больного и всей Церкви;
- укрепление, мир и мужество, чтобы по-христиански переносить страдания болезни или старости;
- отпущение грехов, если больной не смог получить его в таинстве Покаяния;
- восстановление здоровья, если это полезно для духовного спасения;
- приготовление к переходу в вечную жизнь.

 

Visitorcounter

Today 63

Yesterday 62

All 637840

Currently are 54 guests and no members online

Konta bankowe / банковских счетов