Россия, 610025, г. Киров, ул. Деповская, д.10
                  Настоятель: о. Григорий Зволиньски
                      Proboszcz: ks. Grzegorz Zwoliński
                       телефон/факс: +7 8332 375798
 Электронная почта: prolife.viatka@gmail.com - личный адрес
                     catholic1.viatka@gmail.com - приходской адрес
Католический Приход в Кирове (Вятке)

Таинство Покаяния и Примирения

Таинства исцеления

-1420-
В таинствах христианского посвящения человек обретает новую жизнь во Христе. Однако мы несем эту жизнь «в глиняных сосудах» (2 Кор 4, 7). Теперь она еще «сокрыта со Христом в Боге» (Кол 3, 3). Мы еще в нашем «земном доме» (2 Кор 5, 1), подверженном страданиям, болезни и смерти. Эта новая жизнь чада Божия может быть ослаблена или даже потеряна из-за греха.

-1421-
Господь Иисус Христос, врачеватель наших душ и тел, отпустивший грехи расслабленному и вернувший ему телесное здоровье1, пожелал, чтобы Церковь Его продолжала, силой Духа Святого, Его дело врачевания и спасения - даже по отношению к своим собственным членам. В этом - цель двух таинств исцеления: таинства Покаяния и Елеосвящения (Елеопомазания больных).

1Мк 2, 1-12.

Статья четвертая

Таинство Покаяния и Примирения

-1422- 980
«Приступающие к таинству Покаяния получают милосердием Бога отпущение содеянного перед Ним согрешения и в то же время примиряются с Церковью, которой, согрешая, они нанесли раны и которая своей любовью, примером и молитвами содействовала их обращению»1.

1LG 11.

  • I. Как называется это таинство?

-1423- 1989
Оно называется таинством обращения, потому что сакраментально осуществляет призыв Христа к обращению1, возвращение к Отцу2, от Которого человек отдалился через грех.

1440
Оно называется таинством Покаяния, ибо оно освящает личный и церковный шаг к обращению, раскаянию и удовлетворению согрешившего христианина.

1Ср. Мк 1, 15;2Ср. Лк 15, 18.

-1424- 1456
Оно называется таинством исповеди, потому что признание, исповедь грехов перед священником есть существенный элемент этого таинства. В глубоком смысле этого слова - это таинство есть также «исповедание», признание и прославление святости Божией и Его милосердия к грешному человеку.

1449
Оно называется таинством прощения, потому что через отпущение (разрешение) грехов, которое дает священник в таинстве, Бог дарует кающемуся «прощение и мир»1.

1442
Оно называется таинством Примирения, потому что дает грешнику примиряющую любовь Божию: «Примиритесь с Богом» (2 Кор 5, 20). Тот, кто живет милосердной любовью Божией, готов ответить на призыв Господа: «Прежде примирись с братом твоим» (Мф 5, 24).

1Чин Покаяния: формула отпущения грехов.

  • II. Для чего таинство Примирения после Крещения?

-1425- 1263, 2838
«Вы омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (ср. 1 Кор 6, 11). Надо отдавать себе отчет в величии дара Божия, который мы получаем в таинствах христианского посвящения, чтобы понять, до какой степени грех должен быть исключен для того, кто «во Христа облекся» (Гал 3, 27). Св. апостол Иоанн говорит также: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин 1, 8). И Сам Господь учил нас молиться: «И прости нам грехи наши» (Лк 11, 4), связывая обоюдное прощение наших бед с прощением наших грехов, которое Бог дает нам.

-1426- 405, 978, 1264
Обращение ко Христу, новое рождение в Крещении, дар Духа Святого, Тело и Кровь Христовы, полученные в пищу, сделали нас «не имеющими пятна или порока, или чего-либо подобного» (Еф 1, 4), как сама Церковь, Невеста Христова, «не имеет пятна или порока перед Ним» (Еф 5, 27). Однако новая жизнь, полученная через христианское посвящение, не исключила хрупкости и слабости человеческой природы, склонности к греху, который Предание называет похотью и который остается в крещеных, чтобы они, с помощью благодати Христовой1, закалились в борьбе христианской жизни. Эта борьба есть подвиг обращения для достижения святости и вечной жизни, к которой Господь неустанно призывает нас2.

1Ср. DS 1515;2Ср. DS 1545; LG 40.

  • III. Обращение крещеных

-1427- 547, 1226
Иисус призывает к обращению. Этот призыв является существенной частью возвещения Царства: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1, 15). В проповеди Церкви этот призыв обращен прежде всего к тем, кто еще не знает Христа и Его Евангелия. Поэтому Крещение - это основной путь для первого и фундаментального обращения. Ибо верой в Благую Весть и Крещением1 мы отвращаемся от зла и обретаем спасение, то есть отпущение всех грехов и дар новой жизни.

1Ср. Деян 2, 38.

-1428- 1036, 853, 1996
Призыв же Христа к обращению продолжает звучать в жизни христиан. Это второе обращение представляет собой непрерывное задание всей Церкви, которая «имеет грешников в своем собственном лоне» и которая «одновременно и свята, и всегда нуждается в очищении, непрестанно следует путем покаяния и обновления»1. Усилие обратиться - не только человеческое действие. Оно - движение «сердца сокрушенного» (Пс 51, 19), которое привлекла и которого коснулась благодать2, побуждая его ответить на милосердную любовь Бога, возлюбившего нас первым3.

1LG 8;2Ср. Ин 6, 44; 12, 32;3Ср. 1 Ин 4, 10.

-1429-
Об этом свидетельствует обращение св. Петра после его троекратного отречения от Учителя. Взор Иисуса, полный бесконечного милосердия, вызывает слезы раскаяния (Лк 22, 61-62) и - после воскресения Господня - троекратное исповедание любви к Нему1. Второе обращение имеет также общинное измерение. Это проявляется в призыве Господа ко всей Церкви: «Покайся!» (Откр 2, 5. 16).

Св. Амвросий говорит о двух типах обращения, что в Церкви «есть вода и слезы: вода Крещения и слезы Покаяния»2.

1Ср. Ин 21, 15-17;2Ев 41, 12.

  • IV. Внутреннее покаяние

-1430- 1098
Как это было уже у пророков, призыв Иисуса к обращению и покаянию не направлен в первую очередь на внешнее поведение - «вретище и пепел», посты или умерщвление плоти, но на обращение сердца, на внутреннее покаяние. Без него внешние проявления покаяния остаются бесплодными и лживыми; напротив, внутреннее покаяние ведет к внешнему выражению этого состояния в видимых знаках, в жестах и делах покаяния1.

1Ср. Иоил 2, 12, 13; Ис 1, 16-17; Мф 6, 1-6. 16-18.

-1431- 1451
Внутреннее раскаяние есть радикальная переориентация всей жизни, возврат, обращение к Богу всем сердцем нашим, разрыв с грехом, отвращение от зла и от дурных поступков, которые мы совершили. В то же время, в нем содержится желание и решение изменить свою жизнь с надеждой на милосердие Бога и с доверием к помощи Его благодати. Обращение сердца сопровождается спасительной болью и печалью, которую Отцы называли animi cruciatus (душевной скорбью), compunctio cordis (сердечным раскаянием)1.

1Ср. Трид. Соб.: DS 1676-1678; 1705; CR 2, 5, 4.

-1432- 1989
Сердце человеческое отягощено и ожесточено. Нужно, чтобы Бог дал человеку новое сердце1. Обращение есть, прежде всего, дело благодати Бога, Который возвращает наши сердца к Себе: «Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся» (Плач 5, 21). Бог дает нам силы начать сначала. Открывая для себя величие любви Божией, наше сердце сотрясается от ужаса и тяжести греха и начинает бояться оскорбить Бога грехом и отдалиться от Него. Сердце человеческое обращается, взирая на Того, Кто был пронзен нашим грехом2:

Пусть наши взоры будут прикованы к Крови Христовой и пусть мы поймем, как драгоценна она для Его Отца, ибо, пролитая за наше спасение, она даровала всему миру благодать раскаяния3.

1Ср. Иез 36, 26-27;2Ср. Ин 19, 37; Зах 12, 10;3Св. Климент Римский, Послание к Коринфянам 7, 4.

-1433- 729, 692, 1848
Начиная с Пасхи, Дух Святой «обличает мир в грехе» (Ин 16, 8-9); это значит, что мир не поверил в Того, Кого послал Отец. Но Тот же Дух, открывающий грех, есть и Утешитель1, дающий сердцу человеческому благодать покаяния и обращения2.

1Ср. Ин 15, 26;2Ср. Деян 2, 36-38; ср. Иоанн Павел II, Энциклика «Dominum et Vivificantem» (далее - DeV) 27-48.

  • V. Многообразные формы покаяния в христианской жизни

-1434- 1969

Внутреннее покаяние христианина может выражаться в самых разнообразных формах. Писание и святые Отцы особенно настаивают на трех из них: посте, молитве и милостыне1, в которых выражается обращение по отношению к самому себе, к Богу и к другим людям. Рядом с коренным очищением, которое совершается Крещением или мученичеством, упоминаются как средство прощения грехов: усилия, прилагаемые для примирения с ближним, слезы раскаяния, забота о спасении ближнего2, заступничество святых и дела любви, «которая покрывает множество грехов» (1 Петр 4, 8).

1Ср. Тов 12, 8; Мф 6, 1-18;2Ср. Иак 5, 20.

-1435-

Обращение происходит в повседневной жизни в делах примирения, в заботе о бедных, в осуществлении и защите справедливости и права1, в признании своих проступков перед братьями, в братском исправлении, в пересмотре жизни, в испытании совести, в духовном руководстве, в терпеливом перенесении страданий, в претерпевании преследований за правду. Ежедневно нести свой Крест и следовать за Иисусом - самый верный путь покаяния2.

1Ср. Ам 5, 24; Ис 1, 17;2Ср. Лк 9, 23.

-1436- 1394

Евхаристия и Покаяние. Ежедневное обращение и покаяние находят источник и пищу в Евхаристии, ибо в ней присутствует жертва Христа, примирившая нас с Богом; она питает и укрепляет тех, кто живет жизнью Христа; «она есть противоядие, освобождающее нас от наших обыденных грехов и охраняющее нас от грехов смертных»1.

1Трид. Соб.: DS 1638.

-1437-

Чтение Священного Писания, молитва Литургии Часов и Отче наш, любое искреннее религиозное и благочестивое дело оживляют в нас дух обращения и покаяния и способствуют прощению наших грехов.

-1438- 540, 2043

Периоды и дни покаяния на протяжении литургического года (время Великого Поста, каждая пятница в память смерти Господа) являются в Церкви особым временем практики покаяния1. Эти периоды больше всего подходят для духовных упражнений, покаянных богослужений, паломничеств покаянного характера, а также для добровольных самоограничений, таких, как пост и милостыня, и для того, чтобы по-братски делиться с другими (благотворительные и миссионерские дела).

1Ср. SC 109-110; CIC кан 1249-1253; ССЕО кан. 880-883.

-1439- 545

Путь обращения и покаяния был ясно указан Иисусом в притче, называемой «притчей о блудном сыне», центр которой - милосердный отец (Лк 15, 11-24): увлечение иллюзорной свободой, уход из отцовского дома; крайняя нищета, в которой оказывается сын, промотав все свое состояние; глубокое унижение от необходимости пасти свиней, и, хуже того, питаться рожками, которые ели свиньи; размышления о потерянном добре; раскаяние и решение возвратиться и признать себя виновным перед отцом; обратный путь; великодушное принятие отцом, радость отца - все это характерные черты, присущие процессу покаяния. Красивое платье, перстень и праздничный обед - символы той новой жизни, чистой, достойной, полной радости, - жизни человека, вернувшегося к Богу и в лоно своей семьи, каковой является Церковь. Одно только Сердце Христа, знающего глубины любви Своего Отца, могло открыть нам бездну Его милосердия столь полным простоты и красоты образом.

  • VI. Таинство Покаяния и Примирения

-1440- 1850
Грех - это, прежде всего, оскорбление Бога, разрыв общения с Ним. Он одновременно наносит ущерб общению с Церковью. Поэтому обращение приносит в одно и то же время Божие прощение и примирение с Церковью, что литургически выражает и осуществляет таинство Покаяния и Примирения1.

1Ср. LG 11.

Только Бог прощает грех

-1441- 270, 431, 589
Только Бог прощает грехи1. Иисус есть Сын Божий, поэтому Он говорит о Себе: «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мк 2, 10), и Он пользуется этой божественной властью: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мк 2, 5; Лк 7, 48). Более того: в силу Своей Божественной власти он дает эту возможность людям, чтобы они осуществляли ее от Его имени2.

1Ср. Мк 2, 7;2Ср. Ин 20, 21-23.

-1442- 983
Христос пожелал, чтобы вся Церковь, в своей молитве, своей жизни и своих делах, была знаком и инструментом прощения и примирения, которые Он приобрел для нас ценою Своей Крови. Он, однако, доверил пользование властью отпускать грехи апостольскому служению, на которое дано поручение «служения примирения» (2 Кор 5, 18). Апостол послан «от имени Христа», и «Сам Бог» через Него взывает и молит: «Примиритесь с Богом» (2 Кор 5, 20).

Примирение с Церковью

-1443- 545
Во время своего общественного служения Иисус не только прощал грехи, но также показывал последствия этого прощения: Он восстанавливал прощенных грешников в общине Народа Божия, от которого они отдалились через грех и даже были исключены из него. Ярким тому свидетельством является тот факт, что Иисус допускает грешников к Своему столу - более того, Он Сам садится за их стол: жест, который потрясающим образом выражает одновременно и прощение Божие1, и возвращение в лоно Народа Божиего2.

1Ср. Лк 15;2Ср. Лк 19, 9.

-1444- 981
Сделав апостолов участниками Своей собственной власти прощать грехи, Господь дает им также власть примирять грешников с Церковью. Это церковное измерение их поручения выражается, в частности, в торжественных словах Христа, обращенных к Симону-Петру: «Я дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 16, 19). «Но эта миссия связывать и разрешать, данная Петру, была также дана коллегии апостолов, соединенной с их главою (Мф 18, 18; 28, 16-20)»1.

1LG 22.

-1445- 533
Слова «связывать» и «разрешать» означают: тот, кого вы исключите из своего общения, будет исключен из общения с Богом; тот, кого вы снова примете в свое общение, и Богом будет принят. Примирение с Церковью неотделимо от примирения с Богом.

Таинство прощения

-1446- 979, 1856, 1990
Христос установил таинство Покаяния для всех грешников - членов Его Церкви, и прежде всего для тех, кто после Крещения впал в тяжкий грех и таким образом потерял благодать Крещения и повредил церковное общение. Таинство Покаяния дает им новую возможность обратиться и снова обрести благодать оправдания. Отцы Церкви говорят об этом таинстве как о «второй [спасительной] дощечке после кораблекрушения, каковым является потеря благодати»1.

1Тертуллиан, О покаянии 4, 2; ср. Трид. Соб.: DS 1542.

-1447-

Конкретная форма, в которой Церковь осуществляла эту полученную от Господа власть, сильно менялась в течение веков. В первые века примирение христиан, совершивших после Крещения особо тяжкие грехи (например, идолопоклонство, убийство или прелюбодеяние), было связано со строжайшим наказанием, в силу которого грешники должны были публично каяться в своих грехах, часто в течение многих лет, прежде чем получить дар примирения. В этот «чин кающихся» (касавшийся только некоторых особенно тяжелых грехов) могли допустить человека крайне редко, в некоторых регионах - только один раз в жизни. В VII в. ирландские миссионеры, под влиянием монашеской традиции Востока, принесли на европейский континент практику «частного» покаяния, не требовавшую публичного и длительного исполнения дел покаяния для примирения с Церковью. С того времени это таинство совершается более тайным образом между кающимся и священником. Эта новая практика предусматривала возможность повторения и таким образом открывала путь к регулярному принятию этого таинства. Она позволяла включить в одно и то же совершение таинства как тяжкие, так и обыденные грехи. Это, в важнейших чертах, та форма покаяния, которая используется в церковной практике вплоть до наших дней.

-1448-
Несмотря на изменения, которым в течение веков подвергался порядок и совершения таинства, можно видеть одну и ту же основную структуру. Она содержит два одинаково существенных элемента. С одной стороны, действия человека, который обращается под воздействием Духа Святого: покаяние, признание содеянного греха и удовлетворение; с другой стороны, действие Бога через участие Церкви. Церковь, которая через епископа и его священников именем Иисуса Христа дает отпущение грехов и устанавливает способ удовлетворения (епитимию), также и молится за грешника и совершает покаяние вместе с ним. Так грешник исцеляется и вновь принимается в церковное общение.

-1449- 1481, 234
В формуле отпущения (разрешения) грехов, которой пользуется Латинская Церковь, выражены основные элементы этого таинства: Отец милосердия есть источник всякого прощения. Он совершает примирение грешников через Пасху Своего Сына и дар Своего Духа посредством молитвы и служения Церкви:

Бог, Отец милосердия, смертью и воскресением Сына Своего примиривший мир с Собою и ниспославший Святого Духа для отпущения грехов, посредством Церкви Своей пусть дарует тебе прощение и мир. И я отпускаю тебе грехи во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь1.

1Чин Покаяния 46, 55.

  • VII. Действия кающегося

-1450-
«Покаяние обязывает грешника добровольно принять все элементы [покаяния]: в сердце - сокрушение; в устах - исповедь; в поведении - совершенное смирение или плодотворное удовлетворение»1.

1CR 2, 5, 21; ср. Трид. Соб.: DS 1676.

Сокрушение

-1451- 431
Первым из действий грешника является сокрушение. Это «душевная боль и отвращение к совершенному греху, с решением не грешить больше в будущем»1.

1Трид. Соб.: DS 1676.

-1452- 1822
Когда сокрушение исходит из любви к Богу, любимому превыше всего, оно называется «совершенным сокрушением» (сокрушением любви - contritio). Такое сокрушение смывает обыденные грехи; оно приносит также прощение смертных грехов, если оно сопровождается твердым решением при первой же возможности прибегнуть к таинственной исповеди1.

1Ср. Трид. Соб.: DS 1677.

-1453-
Сокрушение, называемое «несовершенным» (или attritio), также есть дар Божий, наитие Духа Святого. Оно рождается от сознания уродства греха или от страха перед вечным проклятием или другими наказаниями, которым может подвергнуться грешник (сокрушение из страха). Такое потрясение совести может положить начало внутренней эволюции, которая под действием благодати может завершиться таинственным отпущением грехов. Несовершенным сокрушением самим по себе нельзя обрести прощение тяжких грехов, тем не менее, оно располагает к тому, чтобы получить его в таинстве Покаяния1.

1Ср. Трид. Соб.: DS 1678; 1705.

-1454-

Подобает готовиться к принятию этого таинства через испытание совести, совершенное в свете слова Божия. Наиболее подходящие для этого тексты следует искать в Декалоге, а также в нравственном учении Евангелий и апостольских Посланий: в Нагорной проповеди, в апостольских назиданиях1.

1Ср. Рим 12-15; 1 Kop 12-13; Гал 5; Еф 4-6.

Исповедание грехов

-1455- 1424, 1734
Исповедание грехов (исповедь) даже с чисто человеческой точки зрения освобождает нас и облегчает примирение с другими. Признавая грехи, человек смотрит в лицо содеянному, принимает на себя ответственность за грех и тем самым снова открывается Богу и общению Церкви, чтобы сделать возможным новое будущее.

-1456- 1855
Исповедь священнику составляет основную часть таинства Покаяния: «Кающиеся должны в исповеди перечислить все смертные грехи, которые они сознают за собой после серьезного испытания совести, даже если грехи эти - тайные и если они были совершены только против двух последних заповедей Декалога1, ибо иногда грехи эти много глубже ранят душу и более опасны, чем те, что были совершены явно»2:

1505

Когда верующие во Христа стараются исповедоваться во всех грехах, которые приходят им на память, они несомненно представляют все эти грехи милосердному Божиему прощению. Те, кто поступает иначе, кто сознательно скрывает какие-то грехи, не предлагают Божией благости того, что она могла бы отпустить через посредничество священника. Ибо «если больной стесняется показать свою рану врачу, врачебное искусство не способно вылечить того, о чем не знает»3.

1Ср. Исх 20, 17; Мф 5, 28;2Трид. Соб.: DS 1680;3Св. Иероним, Толкование на Екклесиаста 10, 11. Трид. Соб.: DS 1680.

-1457- 2042, 1385

Согласно церковной заповеди, «всякий верующий, достигший возраста распознания, должен по крайней мере раз в год исповедоваться в тяжких грехах, которые он сознает за собой»1. Тот, кто сознает, что он совершил смертный грех, не должен принимать Святого Причастия, даже если он испытывает великое сокрушение; не получив прежде тáинственно отпущения грехов2, за исключением того случая, когда есть веские причины для принятия Причастия и невозможно приступить к исповеди3. Дети должны приступать к таинству Покаяния прежде принятия первого Причастия4.

1CIC кан. 989; ср. DS 1683, 1708;2Ср. Трид. Соб.: DS 1647; 1661;3Ср. CIC кан. 916; ССЕО кан. 711;4Ср. CIC кан. 914.

-1458- 1783
Исповедание обыденных грехов, не будучи строго обязательным, тем не менее, живо рекомендуется Церковью1. Действительно, регулярная исповедь наших обыденных грехов помогает нам воспитывать совесть, бороться с дурными наклонностями, позволять Христу исцелить нас, продвигаться вперед в жизни Духа. Чаще получая в этом таинстве дар милосердия Отца, мы сами стремимся быть милосердными, как и Он2.

2468

Тот, кто исповедается в своих грехах, уже действует вместе с Богом. Бог обличает твои грехи; если и ты обличаешь их, ты присоединяешься к Богу. Человек и грешник представляют собой, так сказать, две реальности: когда говорят о человеке, его создал Бог; когда говорят о грешнике, человек сам создал его. (...) Уничтожь сделанное тобой, чтобы Бог смог спасти созданное Им. (...) Когда ты начинаешь ненавидеть то, что ты сделал, тогда начинаются твои добрые дела, потому что ты разоблачаешь свои злые дела. Начало добрых дел - это исповедь в делах недобрых. Ты творишь правду и идешь к Свету3.

1Ср. Трид. Соб.: DS 1680; CIC кан. 988, § 2;2Ср. Лк 6, 36;3Св. Августин, Трактат на Евангелии от Иоанна 12, 13.

Удовлетворение

-1459- 2412, 2487, 1473
Многие грехи наносят ущерб ближнему. Нужно сделать все возможное, чтобы возместить ущерб (например, вернуть украденные вещи, восстановить репутацию оклеветанного человека, изгладить обиды). Этого требует простая справедливость. Но, к тому же, грех ранит и ослабляет как самого грешника, так и его отношения с Богом и ближними. Отпущение снимает грех, но оно не исправляет беспорядка, вызванного грехом1. Восстав от греха, грешник должен еще восстановить полностью свое духовное здоровье. Он, таким образом, должен сделать еще что-то, чтобы исправить свою вину: он должен соответствующим образом «принести удовлетворение» или «умилостивить» за свои грехи. Это «удовлетворение» называется также «епитимией».

1Ср. Трид. Соб.: DS 1712.

-1460- 2447, 618
Епитимия, налагаемая духовником, должна принимать во внимание личную ситуацию кающегося и искать его духовного блага. Она должна в максимальной степени соответствовать тяжести и природе содеянных грехов. Она может состоять в молитве, в приношении, в делах милосердия, в служении ближнему, в добровольных лишениях, в жертвах, а главное - в терпеливом принятии Креста, который мы должны нести. Такие епитимий помогают нам уподобиться Христу, Который Один искупил все наши грехи1 раз и навсегда. Они помогают нам стать сонаследниками Христа Воскресшего, «если только с Ним страдаем» (Рим 8, 17)2.

2011

Но удовлетворение, которое мы приносим за наши грехи, невозможно иначе, как через Иисуса Христа: мы, сами по себе ничего не способные сделать, с помощью «укрепляющего нас Иисуса Христа» можем все (Флп 4, 13). Итак, у человека нет ничего, чем он мог бы похвалиться, вся «слава» наша - во Христе (...), в котором мы совершаем удовлетворение, «сотворяя достойные плоды покаяния» (Лк 3, 8), в Нем черпающие свою силу, через Него приносимые Отцу и благодаря Ему Отцом принимаемые»3.

1Ср. Рим 3, 25; 1 Ин 2, 1-2;2Ср. Трид. Соб.: DS 1690;3Трид. Соб.: DS 1691.

  • VIII. Служитель этого таинства

-1461- 981
Поскольку Христос доверил Своим апостолам служение примирения1, их наследники - епископы и сотрудники епископов - пресвитеры продолжают это служение. Действительно, епископы и пресвитеры в силу таинства Священства обладают властью прощать все грехи «во имя Отца и Сына и Святого Духа».

1Ср. Ин 20, 23; 2 Кор 5, 18.

-1462- 886, 1567
Прощение грехов примиряет с Богом, а также и с Церковью. Епископ, видимый глава отдельной Церкви, с древних времен справедливо рассматривается как главный обладатель власти и служения примирения: он - тот, кто определяет покаянную дисциплину1. Пресвитеры, его сотрудники, осуществляют эту власть в силу того, что она была им доверена либо их епископом (или монашеским настоятелем), либо Папой, в соответствии с церковным правом2.

1LG 26;2Ср. CIC кан. 844; 967-969; 972; ССЕО кан. 722, § 3-4.

-1463- 982

Некоторые особенно тяжкие грехи караются отлучением - самым суровым церковным наказанием, которое не позволяет принимать таинства и совершать некоторые церковные действия1, так что отпущение, по церковному праву, может быть дано только Папой, местным епископом или священниками, получившими от них право на это2. В случае смертельной опасности любой священник, даже не имеющий право принимать исповедь, может дать отпущение любых грехов3 и снять любое отлучение.

1Ср. CIC кан. 1331; 1354-1357; ССЕО кан. 1431; 1434;2Ср. CIC кан. 1354-1357; CCEO кан. 1420;3Ср. CIC кан. 976; ССЕО кан. 725.

-1464-
Священники должны поощрять верующих к тому, чтобы они приступали к таинству Покаяния, они должны также быть готовы к совершению этого таинства всякий раз, когда христиане разумным образом об этом просят1.

1Ср. CIC кан. 986; ССЕО кан. 735; РО 13.

-1465- 983
Совершая таинство Покаяния, священник исполняет служение Доброго Пастыря, ищущего заблудшую овцу, Милосердного Самарянина, перевязывающего раны; Отца, ожидающего блудного Сына и принимающего его по возвращении; справедливого судьи, судящего нелицеприятно и выносящего всегда праведное и милосердное решение. Короче говоря, священник есть знамение и орудие милосердной любви Бога к грешнику.

-1466- 1551, 2690
Духовник - не хозяин, а слуга прощения Божия. Служитель этого таинства должен соединиться с намерением и любовью Христа1. Он должен обладать испытанным знанием христианского поведения, жизненным опытом, уважением и тактом по отношению к падшему; он должен любить правду, быть верным Учительству Церкви и терпеливо вести кающегося к исцелению и полной зрелости. Он должен молиться о нем и совершать покаяние, вверяя его милосердию Господню.

1Ср. РО 13.

-1467-
Принимая во внимание сложность, тонкость и величие этого служения, а также долг уважения к людям, Церковь заявляет, что любой священник, принимающий исповедь, обязан под страхом строгого наказания хранить абсолютную тайну в отношении грехов, в которых признался ему кающийся1. Он также не может использовать сведения о жизни кающихся, полученные на исповеди. Тайна эта, не допускающая исключений, называется «печатью таинства», ибо то, что кающийся доверил священнику, остается «запечатленным» таинством.

1Ср. CIC кан. 1388, § 1; ССЕО кан. 1456.

  • IX. Последствия этого таинства

-1468- 2305
«Вся действенность Покаяния состоит в том, чтобы восстановить нас в благодати Бога и соединить в дружбе с Ним»1. Таким образом, цель и последствия этого таинства - примирение с Богом. У тех, кто принимает таинство Покаяния с сокрушенным сердцем и благочестием, «наступает ощущение мира и душевного покоя, сопровождаемое глубоким духовным утешением»2. И действительно, таинство примирения с Богом приносит настоящее «духовное воскресение», восстановление достоинства и жизненных благ детей Божиих, самое драгоценное из которых - дружба Божия (Лк 15, 32).

1CR 2, 5. 18;2Трид. Соб.: DS 1674.

-1469- 953, 949
Это таинство примиряет с Церковью, Грех надламывает или разрывает братское единство. Таинство Покаяния исправляет или восстанавливает его. В этом смысле оно не только лечит того, кто возвращен в общение Церкви, но также оживляет Церковь, пострадавшую от греха одного из своих членов1. Грешника, восстановленного или укрепленного в общении святых, поддерживает также обмен духовными благами между всеми живыми членами Тела Христова, совершающими еще свое земное паломничество или находящимися уже в небесной отчизне2.

Необходимо напомнить, что примирение с Богом имеет следствием, так сказать, другие примирения, исцеляющие иные разрывы, нанесенные грехом: кающийся, получивший прощение, примиряется с самим собой в глубине своего существа, где он вновь обретает внутреннюю правду: он примиряется с братьями, которых он как-то оскорбил и ранил; он примиряется с Церковью; он примиряется со всем творением в целом3.

1Ср. 1 Kop 12, 26;2Ср. LG 48-50;3RP 31.

-1470- 678, 1039
Предавая себя в этом таинстве милосердному суду Божию, грешник некоторым образом уже предваряет суд, которому он подвергнется в конце земной жизни. Ибо именно теперь, в этой жизни, нам дается выбор между жизнью и смертью, и только путем обращения мы можем войти в Царство, из которого тяжелый грех исключает1. Обращаясь ко Христу через покаяние и веру, грешник от смерти переходит к жизни «и не подлежит суду» (Ин 5, 24).

1Cp. 1 Kop 5, 11; Гал 5, 19-21; Откр 22, 15.

  • X. Индульгенции

-1471-

Учение об индульгенциях и практика индульгенций в Церкви тесно связаны с последствиями таинства Покаяния.

Что такое индульгенция?

20

«Индульгенция - это отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена; отпущение получает христианин, имеющий надлежащее расположение, при определенных обстоятельствах через действие Церкви, которая как распределительница плодов искупления раздает удовлетворения из сокровищницы заслуг Христа и святых и правомочно наделяет ими».

«Индульгенция может быть частичной или полной, в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи»1. «Каждый верующий может получать индульгенции (...) для себя или применять их к умершим»2.

1RP 31;2Ср. CIC кан. 994.

Кара за грех

-1472- 1861, 1031

Для понимания этого учения и практики Церкви надо учесть, что грех влечет за собой двойное последствие. Тяжкий грех лишает нас общения с Богом, и тем самым закрывает доступ к вечной жизни; лишение ее называется «вечной карой за грех». С другой стороны, любой грех, даже малый, ведет к неупорядоченной привязанности к творениям, и от этой привязанности необходимо очиститься либо на земле, либо после смерти, в состоянии, называемом Чистилищем. Это очищение освобождает от того, что называется «временной карой» за грех. Обе эти кары не должны пониматься как месть Бога, поражающая извне; ибо они вытекают из самой природы греха. Обращение, порожденное горячей любовью, может привести к полному очищению грешника, так что ему не придется уже претерпеть никакой кары1.

1Ср. Трид. Соб.: DS 1712-1713; 1820.

-1473- 2447

Прощение греха и восстановление общения с Богом приводят к отпущению вечной кары за грех. Но остается временная кара за грех. Терпеливо перенося боль и различные испытания, а когда придет час, спокойно глядя в лицо смерти, христианин должен стараться принимать как благо эту временную кару за грех; он должен приложить все усилия, чтобы делами милосердия и любви, а также молитвой и различными делами покаяния совершенно изжить в себе «ветхого человека» и облечься в «нового человека»1.

1Ср. Еф 4, 24.

В общении святых

-1474- 946-959, 795

Христианин, стремящийся очиститься от своего греха и освятиться с помощью Божией благодати, не остается в одиночестве. «Жизнь каждого из детей Божиих изумительным образом связана во Христе и со Христом - с жизнью всех других братьев-христиан в сверхъестественном единстве мистического Тела Христова, как в одной мистической личности»1.

1Павел VI, Апост. конст. «Indulgentiarum doctrina» («Учение об индульгенциях») 5.

-1475-

Общение святых «существует, таким образом, между верными - теми, кто обладает небесной отчизной, теми, кто допущен для умилостивления в Чистилище, и теми, кто еще совершает свое земное странствие, - постоянная связь любви и щедрый обмен всеми благами»1. В этом удивительном обмене святость одного полезна другим значительно в большей мере, чем грех одного способен повредить другим. Так, обращение к общению святых позволяет раскаивающемуся грешнику быстрее и действеннее освободиться от кары за грехи.

1Там же.

-1476- 617

Мы называем также эти духовные блага, проистекающие из общения святых, сокровищем Церкви, «которое представляет собой не накопление благ, как это бывает с материальными богатствами, накопленными на протяжении веков, но бесконечную, неисчерпаемую ценность, какую имеет перед Богом умилостивление и заслуги Христа, Господа нашего, принесенные для того, чтобы освободить человечество от греха и дать ему прийти к общению с Отцом. Именно во Христе, Искупителе нашем, обретаются в изобилии удовлетворения и заслуги совершенного им искупления1.

1Там же.

-1477- 969

«К этому сокровищу принадлежит также та ценность, подлинно неисчерпаемая, неизмеримая и всегда новая, какую имеют перед Богом молитвы и добрые дела Пресвятой Девы Марии и всех святых, которые, следуя за Христом и силою Его благодати, освятились и исполнили поручение Отца, таким образом трудясь для собственного спасения, они также способствовали спасению своих братьев в единстве мистического Тела»1.

1Павел VI, Ук. соч. 5.

Индульгенция, получаемая от Бога через Церковь

-1478- 981

Индульгенция дается Церковью, которая в силу власти связывать и разрешать, дарованной ей Христом Иисусом, действует во благо христианина и открывает перед ним сокровище заслуг Христа и святых, чтобы верующий получил от Отца милосердия отпущение временной кары за грехи. Таким образом, Церковь хочет не просто прийти на помощь христианину, но также и побудить его к совершению богоугодных дел покаяния и милости1.

1Ср. Павел VI, Ук. соч. 8; Трид. Соб.: DS 1835.

-1479- 1032

Поскольку усопшие верные, проходящие очищение, также являются членами общения святых, мы можем помочь им, среди прочего, обретая для них индульгенции, - так, чтобы они были освобождены от временной кары за свои грехи.

  • XI. Совершение таинства покаяния

-1480-
Как и все таинства, Покаяние есть литургическое действие. Совершение его обычно содержит следующие элементы: приветствие и благословение священника, чтение Слова Божия, чтобы осветить совесть и побудить к сокрушению; призывание раскаяния; исповедь, которая есть признание грехов и исповедание их священнику; наложение и принятие епитемии; отпущение (разрешение грехов), даваемое священником; хвала благодарения и отпуст с благословением священника.

-1481- 1449

Византийская литургия знает множество формул отпущения, носящих просительный характер, которые прекрасно передают тайну прощения: «Бог, Который через пророка Нафана простил Давида, признавшего свои грехи, и Петра, после его горького плача, и блудницу, омывшую слезами ноги Его, и мытаря, и блудного сына, - Сам да простит тебя через меня грешного в этой жизни и в будущей и не осудит тебя, когда предстанешь на Страшном Его Суде, - Он, Благословенный во веки веков. Аминь».

-1482- 1140

Таинство Покаяния может также совершаться в рамках общинного богослужения, во время которого все участвующие вместе готовятся к исповеди и вместе благодарят за прощение грехов. Здесь личная исповедь в грехах и личное отпущение введены в литургию Слова Божия, с чтением и проповедью. Проводится совместное испытание совести, совместная молитва о прощении грехов; читается молитва «Отче наш» и, наконец, совершается общинное благодарение. В таком богослужении общины яснее выражается церковный характер покаяния. Однако какой бы ни была форма его совершения, таинство Покаяния, по самой природе своей, является всегда действием литургическим, а стало быть, церковным и общественным1.

1Ср. SC 26-27.

-1483- 1401

В случаях крайней необходимости можно прибегнуть к общинному совершению таинства Примирения с общей исповедью и общим отпущением. Такая крайняя необходимость может возникнуть при непосредственной смертельной опасности, когда священник или священники не обладают достаточным временем для того, чтобы выслушать исповедь каждого из кающихся. Крайняя необходимость может существовать и тогда, когда количество исповедующихся столь велико, что не хватает священников, чтобы достойно и в соответствующее время выслушать личную исповедь каждого из них, так что кающиеся, без всякой их собственной в том вины, могли бы быть в течение долгого времени лишены благодати таинства или Святого Причастия. В этом случае для того, чтобы отпущение было действительным, верные должны иметь намерение исповедать свои тяжкие грехи каждый лично при первой возможности1. Суждение о том, налицо ли условия, требуемые для общей исповеди, должен вынести епархиальный епископ2. Большое собрание верующих по случаю праздника или паломничества не представляет собой случая крайней необходимости3.

1Ср. CIC кан. 962, § 1;2Ср. CIC кан. 961, § 2;3Ср. CIC кан. 961, § 1.

-1484- 878
«Полная индивидуальная исповедь, за которой следует отпущение, остается единственным общепринятым способом примирения верующих с Богом и Церковью, кроме случаев, когда физическая или моральная невозможность снимает обязательство такой исповеди»1. Это правило не лишено глубоких причин. Христос действует в каждом из таинств. Он обращается лично к каждому грешнику: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мк 2, 5); Он - врач, склоняющийся над каждым больным, который нуждается в Нем2, чтобы исцелиться; Он поднимает их и восстанавливает в братском общении. Личная исповедь поэтому наиболее выразительная форма примирения с Богом и Церковью.

1Чин покаяния 31;2Ср. Мк 2, 17.

Коротко

-1485-
«В тот же первый день недели вечером, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: „Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”» (Ин 20, 21-23).

-1486-
Прощение грехов, совершенных после Крещения, даруется особым таинством, которое называют таинством обращения, исповеди, Покаяния или Примирения.

-1487-
Тот, кто грешит, ранит честь и любовь Бога, свое собственное достоинство человека, призванного быть чадом Божиим, и духовное благополучие Церкви, живым камнем которой должен быть каждый христианин.

-1488-
В глазах веры нет большего зла, чем грех; нет ничего худшего, чем последствия греха, для самих грешников, для Церкви и для всего мира.

-1489-
Возвращение к общению с Богом после потери его через грех имеет свой источник в благодати Бога, милосердного и заботящегося о спасении людей. Надо просить этого драгоценного дара и для себя самого, и для других.

-1490-
Возвращение к Богу, называемое обращением и раскаянием, предполагает сожаление и необходимость отвернуться от содеянных грехов, а также твердое решение не грешить более в будущем. Это значит, что обращение касается и прошлого, и будущего; оно питается упованием на милосердие Божие.

-1491-
Таинство Покаяния состоит из совокупности трех актов, совершаемых кающимся, и отпущения, которое дает священник. Кающийся совершает следующие акты: раскаяние, исповедь, или изложение грехов священнику, и намерение совершить удовлетворение и выполнить епитимию.

-1492-
Раскаяние (называемое также сокрушением) должно побуждаться мотивами веры. Если раскаяние рождено любовью к Богу, его называют «совершенным»; если оно основано на других мотивах, его называют «несовершенным».

-1493-
Тот, кто желает обрести примирение с Богом и Церковью, должен на исповеди сказать священнику обо всех тяжких грехах, в которых он еще не исповедовался и которые он вспоминает после тщательного испытания совести. Что касается обыденных грехов, то признание в них как таковое необязательно, но оно тем не менее живо рекомендуется Церковью.

-1494-
Исповедник предлагает кающемуся совершить некоторые действия «удовлетворения» или «епитимий», чтобы возместить ущерб, нанесенный грехом, и вести жизнь, подобающую ученику Христову.

-1495-
Только священники, получившие от церковных властей право исповедовать, могут отпускать грехи во имя Иисуса Христа.

-1496-
Таинство Покаяния имеет следующие духовные последствия:

- примирение с Богом, через которое кающийся вновь обретает благодать;
- примирение с Церковью;
- освобождение от вечной кары, вызванной смертными грехами;
- освобождение, хотя бы частичное, от временной кары за грех;
- мир и покой совести и духовное утешение;
- возрастание духовных сил для христианской борьбы.

-1497-
Индивидуальная и полная исповедь в тяжких грехах, за которой следует отпущение, остается единственным обычным способом примирения с Богом и Церковью.

-1498-
С помощью индульгенций верующие могут получить для себя самих, а также для душ, находящихся в Чистилище, избавление от временной кары за грехи.

 

Visitorcounter

Today 62

Yesterday 62

All 637839

Currently are 45 guests and no members online

Konta bankowe / банковских счетов