Россия, 610025, г. Киров, ул. Деповская, д.10
                  Настоятель: о. Григорий Зволиньски
                      Proboszcz: ks. Grzegorz Zwoliński
                       телефон/факс: +7 8332 375798
 Электронная почта: prolife.viatka@gmail.com - личный адрес
                     catholic1.viatka@gmail.com - приходской адрес
Католический Приход в Кирове (Вятке)

Таинство Евхаристии

-1322- 1212
Святая Евхаристия завершает христианское посвящение. Все те, кто был возвышен Крещением в достоинство царственного священства и еще глубже уподоблен Христу Миропомазанием, через таинство Евхаристии вместе со всей общиной участвуют в самой жертве Господа.

-1323- 1402
«Наш Спаситель на Тайной Вечере, в ночь, в которую Он был предан, установил Евхаристическую Жертву Своего Тела и Своей Крови, чтобы непрерывно увековечивать, доколе Он придет, Свою Жертву на Кресте, и поэтому завещал Своей возлюбленной Невесте, Церкви, воспоминание о смерти Своей и Воскресении: таинство благочестия, знамение единства, союз любви, пасхальную трапезу, на которой Христос вкушается, душа преисполняется благодатью и подается нам залог грядущей славы»1.

1SC 47.

  • I. Евхаристия - источник и вершина церковной жизни

-1324- 864
Евхаристия - «источник и вершина всей христианской жизни»1. «Все другие таинства, как и все виды церковного служения и апостольские труды, связаны с Евхаристией и устремлены к ней. Ибо Святая Евхаристия содержит в себе все духовное сокровище Церкви, то есть Самого Христа - нашу Пасху»2.

1LG 11;2РО 5.

-1325- 775
«Общение жизни с Богом и единство Народа Божия, делающие Церковь тем, что она есть, выражены и реализованы в Евхаристии. В ней мы находим одновременно вершину действия, которым Бог освящает мир во Христе, и вершину поклонения, которое в Духе Святом люди воздают Христу и через Него - Отцу»1.

1Конгрегация богослужения: Инструкция «Eucharisicum mysterium» 6.

-1326- 1090
И наконец, в совершении Евхаристии мы уже теперь соединяемся с небесной литургией и предвкушаем вечную жизнь, когда Бог будет все во всем1.

1Ср. 1 Kop 15, 28.

-1327- 1124
Короче говоря, Евхаристия есть краткое содержание и сумма нашей веры: «Наш способ мышления соответствует Евхаристии, и Евхаристия, в свою очередь, подтверждает наш способ мышления»1.

1Св. Ириней, Против ересей 4, 18, 5.

  • II. Как называется это таинство?

-1328-
Неисчерпаемое богатство этого таинства выражено в различных названиях, которые ему даются. Каждое из этих наименований отражает определенный его аспект. Его называют:

2637, 1082, 1359
- Евхаристия, потому что она есть благодарение Богу. Греческие слова εὐχαριστεîν (Лк 22, 19; 1 Кор 11, 24) и εὐλογεîν (Мф 26, 26; Мк 14, 22) напоминают о иудейских благословениях, торжественно возвещающих - главным образом, во время трапезы - о деяниях Божиих: творении, искуплении и освящении.

-1329- 1382
- Вечеря (Трапеза) Господня1, потому что речь идет о Тайной Вечере Господа со учениками Его накануне Его Страстей и о предвозвещении брачной вечери Агнца2 в Небесном Иерусалиме.

790
- Преломление Хлеба, потому что этот обряд, являющийся характерным для иудейской трапезы, был использован Иисусом, когда Он как Хозяин застолья3 благословлял и раздавал хлеб - в особенности, на Тайной Вечере4. По этому жесту ученики узнают Его после Его Воскресения5. Первые христиане таким же образом будут именовать свои евхаристические собрания6. Это означает, что все, кто вкушает от единого преломленного хлеба - Христа, - входят в общение с Ним и составляют отныне с Ним одно Тело7.

1348
- Евхаристическое собрание (σύναξις), потому что Евхаристия совершается в собрании верующих, видимом выражении Церкви8.

1Ср. 1 Кор 11, 20;2Ср. Откр 19, 9;3Ср. Мф 14, 19; 15, 36; Мк 8, 6. 19;4Ср. Мф 26, 26; 1 Kop 11, 24;5Ср. Лк 24, 13-35;6Ср. Деян 2, 42. 46; 20, 7. 11;7Cp. 1 Kop 10, 16-17;8Cp. 1 Kop 11, 17-34.

-1330-
- Воспоминание Страстей и Воскресения Христа.

1341, 2643
- Святая Жертва, потому что актуализирует единую жертву Христа Спасителя и включает в нее жертву Церкви; или еще ее называют Жертвой Святой Мессы, «Жертвой хвалы» (Евр 13, 15)1, духовной Жертвой2, Жертвой чистой3 и святой, поскольку она завершает и превосходит все жертвоприношения Ветхого Завета.

614, 1169
- Святая и Божественная Литургия, потому что вся церковная литургия обретает свой центр и самое напряженное свое выражение в совершении этого Таинства; в этом же смысле ее называют также совершением Святых Тайн. Говорят о ней также как о Пресвятом Таинстве, ибо она есть Таинство таинств. Этим именем называют также Святые Дары, хранящиеся в дарохранительнице.

1Ср. Пс 116, 13. 17;2Ср. 1 Петр 2, 5;3Ср. Мал 1, 11.

-1331- 950, 948, 1405
- Причастие, ибо через это Таинство мы соединяемся со Христом, Который делает нас причастниками Своего Тела и Своей Крови, чтобы мы составляли с Ним единое Тело1: ее называют также «святое» - τά ἅγια, sancta2 - таков изначальный смысл «общения святых», о котором говорит Апостольский Символ веры; ангельским хлебом, небесным хлебом, врачеством3, напутствием (виатик)...

1Ср. 1 Кор 10, 16-17;2Апостольские постановления 8, 13; Дидахе 9, 5; 10, 6;3Св. Игнатий Антиохийский, Послание к Ефесянам 20, 2.

-1332- 849
- Святая Месса (Missa), потому что литургия, в которой совершается тайна спасения, заканчивается тем, что верующие посылаются с миссией (missio) исполнения воли Божией в их ежедневной жизни.

  • III. Евхаристия в домостроительстве спасения

Знаки хлеба и вина

-1333- 1350, 1147, 1148
В самом сердце совершения Евхаристии находятся хлеб и вино, которые через слова Христа и через призывание Духа Святого становятся Телом и Кровью Христа. Верная повелению Господа, Церковь продолжает в память о Нем, до Его возвращения во славе, совершать то, что Он совершил накануне Страстей: «Он взял хлеб...», «Он взял чашу, наполненную вином...» Таинственно становясь Телом и Кровью Христа, знаки хлеба и вина продолжают означать также, что творение благо. Так, в Приношении даров мы благодарим Творца за хлеб и вино1, плод «трудов человеческих», но прежде «плод земли» и «лозы», дары Творца. В жесте Мелхиседека, царя и священника, «вынесшего хлеб и вино» (Быт 14, 18), Церковь видит прообраз своего собственного приношения2.

1Ср. Пс 104, 13-15;2MR, Римский канон 25: «Supra quae».

-1334- 1150, 1363
В Ветхом Завете хлеб и вино принесены в жертву среди начатков земных плодов в знак благодарности Создателю. Но они получают новое значение в контексте Исхода: опресноки, которые Израиль вкушает каждый год на Пасху, напоминают о поспешности спасительного исхода из Египта; воспоминание о манне небесной в пустыне всегда будет напоминать Израилю, что он живет хлебом Слова Божия1. И наконец, наш насущный хлеб является плодом Земли Обетованной, залогом верности Бога Своим обещаниям. «Чаша благословения» (1 Кор 10, 16) в конце пасхальной трапезы иудеев придает праздничной радости вина эсхатологическое измерение - измерение мессианского ожидания, что Иерусалим будет восстановлен. Иисус установил Свою Евхаристию, придав новый - и окончательный - смысл благословлению хлеба и чаши.

1Ср. Втор 8, 3.

-1335- 1151
Чудеса умножения хлебов, когда Господь произнес благословение, преломил и раздал хлеб с помощью Своих учеников, чтобы накормить множество людей, являются прообразами изобилия этого единого Хлеба - евхаристического1. Знамение превращения воды в вино в Кане Галилейской2 уже предвещает Час Прославления Иисуса. Оно говорит о совершении брачного пира в Царстве Отца, где верные будут пить новое вино3, ставшее Кровью Христа.

1Ср. Мф 14, 13-21; 15, 32-39;2Ср. Ин 2, 11;3Ср. Мк 14, 25.

-1336- 1327
Первое провозглашение Евхаристии разделило учеников - так же, как предсказание о Страстях возмутило их: «Какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин 6, 60). Евхаристия и Крест - это камни преткновения. Это одна и та же тайна, и она не перестает быть причиной разделений. «Не хотите ли и вы отойти?» (Ин 6, 67) - этот вопрос Господа звучит сквозь века; в нем содержится призыв Его любви - чтобы мы узнали, что только Он «имеет глаголы вечной жизни» (Ин 6, 68) и что принять с верой дар Его Евхаристии - значит принять Его Самого.

Установление Евхаристии

-1337- 610, 611
Господь, возлюбив Своих, до конца возлюбил их. Зная, что пришел Его час оставить этот мир, чтобы вернуться к Отцу, Он во время трапезы омыл ученикам ноги и дал им заповедь любви1. Чтобы оставить им залог этой любви, чтобы никогда не покидать Своих и сделать их причастниками Своей Пасхи, Он установил Евхаристию как воспоминание Своей смерти и Своего Воскресения и повелел апостолам Своим совершать ее до Его возвращения, «поставив их тогда священниками Нового Завета»2.

1Ср. Ин 13, 1-17;2Трид. Соб.: DS 1740.

-1338-

Три синоптических Евангелия и св. Павел передают нам повествование об установлении Евхаристии; св. Иоанн, со своей стороны, передает слова Иисуса в Капернаумской синагоге - слова, подготавливающие к установлению Евхаристии: Христос называет Себя хлебом жизни, сшедшим с небес1.

1Ср. Ин 6.

-1339- 1169
Иисус избрал Пасхальное время, чтобы совершить то, о чем Он возвестил в Капернауме: дать Своим ученикам Свое Тело и Кровь:

Настал же день опресноков, в который надлежало заклать пасхального агнца. И послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. (...) Они пошли и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. И, когда настал час, Он возлег, и двенадцать апостолов с Ним. И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания; ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. (...) И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается (Лк 22, 7-20)1.

1Ср. Мф 26, 17-19; Мк 14, 12-25; 1 Kop 11, 23-26.

-1340- 1151, 677
Совершая Последнюю Вечерю со Своими апостолами во время Пасхальной трапезы, Иисус наделил иудейскую Пасху конкретным смыслом. В самом деле, переход Иисуса к Отцу через смерть и воскресение - новая Пасха, предвозвещен в Тайной Вечере и совершен в Евхаристии, которая довершает иудейскую Пасху и предвозвещает окончательную Пасху Церкви во славе Царства Божия.

«Сие творите в Мое воспоминание»

-1341- 611, 1363
Повеление Иисуса повторять Его жесты и слова «доколе Он придет» требует не просто воспоминания о Иисусе и о том, что Он сделал. Речь идет о литургическом совершении Апостолами и их преемниками воспоминания Христа, Его жизни, Его смерти, Его воскресения и Его ходатайства перед Отцом.

-1342- 2624
С самого начала Церковь была верна повелению Христа. О Церкви Иерусалимской сказано:

И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. (...) И каждый день единодушно пребывали в храме, и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца (Деян 2, 42. 46).

-1343- 1166, 2177
Христиане собирались вместе «для преломления хлеба» главным образом «в первый день недели» (Деян 20, 7), то есть в день воскресения Иисуса Христа. С тех пор и до наших дней совершение Евхаристии не прерывается, так что теперь мы находим его повсюду в Церкви с той же основной структурой. Оно остается центром жизни Церкви.

-1344- 1404
Так, постоянно совершая Евхаристию, возвещая Пасхальную тайну Иисуса «доколе Он придет» (1 Кор 11, 26), странствующий Народ Божий «движется вперед через узкие врата Креста»1 к небесной трапезе, когда все избранные сядут за стол Царства.

1AG.

  • IV. Литургическое совершение Евхаристии

Месса в течение веков

-1345-
Мы располагаем свидетельством св. Иустина Мученика, относящимся ко II в., об основных чертах совершения евхаристического богослужения. Они остаются теми же и в наши дни для всех больших литургических семей. Вот что св. Иустин писал ок. 155 г., чтобы объяснить языческому императору Антонину Пию (138-161) то, что делают христиане:

[В так называемый день солнца бывает у нас собрание в одном месте всех живущих по городам или селам.
И читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков.
Потом, когда чтец заканчивает, предстоятель посредством слова делает наставление и увещание подражать этим прекрасным вещам.
Затем все встаем и воссылаем молитвы,] как о себе, так и (…) обо всех других, находящихся повсюду, дабы удостоились мы (…) стать и по делам ведущими праведный образ жизни и исполнителями заповедей для получения вечного спасения.
По окончании молитв мы приветствуем друг друга лобзанием.
Потом к предстоятелю братьев приносятся хлеб и чаша воды и вина.
Он, взяв это, воссылает именем Сына и Святого Духа хвалу Отцу вселенной и обильно совершает благодарение (по-гречески: εὐχαριστίαν) за то, что Он удостоил нас этих даров.
После того, как он завершит молитвы и благодарение, весь присутствующий народ в ответ возглашает «Аминь».
(…) После благодарения предстоятеля и возглашения народа те, кого мы называем диаконами, дают каждому из присутствующих хлеб и вино и воду, над которыми совершено благодарение (εὐχαριστηθέντος), и относят это к тем, кто отсутствует1.

1Св. Иустин, Апологии 1, 65 (текст в квадратных скобках принадлежит к гл. 67).

-1346-
Литургия Евхаристии совершается согласно основной структуре, сохранившейся на протяжении веков вплоть до наших дней. Она развивается в двух важнейших частях, составляющих органическое единство:

- собрание, Литургия Слова с чтениями, проповедью и всеобщей молитвой;
- Евхаристическая Литургия с приношением хлеба и вина, освящением во время благодарения и Причащением.

103
Литургия Слова и Евхаристическая Литургия вместе составляют «одно и то же богослужение»1; ведь трапеза, приготовленная для нас в Евхаристии, - одновременно трапеза Слова Божия и Тела Христова2.

1SC 56;2Ср. DV 21.

-1347-
Разве это - не то же движение, что и в Пасхальной трапезе Воскресшего Иисуса со Своими учениками? По дороге Он объяснял им Писание, а затем, сев с ними за стол, «взяв хлеб, благословил, преломил и подал им»1.

1Ср. Лк 24, 13-35.

Порядок совершения

-1348- 1140, 1548
Все собираются. Христиане приходят в одно и то же место для евхаристического собрания. Во главе его Сам Христос, главное действующее лицо Евхаристии. Он - Первосвященник Нового Завета. Он невидимо руководит всяким евхаристическим богослужением. Представляя Его, епископ или священник (действуя в лице Христа-Главы [in persona Christi]) председательствует в собрании, берет слово после чтения, принимает приношения и произносит Евхаристическую молитву. Все принимают активное участие в богослужении, каждый по-своему: чтецы; те, кто подносит приношения; те, кто преподает Причастие, и весь присутствующий народ, который своим «Аминь!» выражает свое участие.

-1349- 1184
Литургия Слова включает в себя «писания пророков», то есть Ветхий Завет, и «творения апостолов», то есть их Послания и Евангелия; после проповеди, призывающей принять услышанное Слово, которое есть истинное Слово Божие1, и применять его в жизни, следует молитва ходатайства за всех людей как ответ на слова апостола: «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих» (1 Тим 2, 1-2).

1Ср. 1 Фес 2, 13.

-1350- 1359, 614
Приношение даров (офферторий): на алтарь приносят - иногда процессией - хлеб и вино, которые священник принесет во имя Христа в евхаристическую жертву, в которой они станут Его Телом и Кровью. Это тот самый жест Христа на Тайной Вечере, когда он «взял хлеб и чашу». «Одна только Церковь приносит эту чистую жертву Создателю, отдавая Ему в благодарении то, что происходит от Его творения»1. Приношение даров на алтарь повторяет жест Мелхиседека и вручает дары Создателя Христу, Который в Своей жертве приводит к совершенству все человеческие стремления приносить жертвы.

1Св. Ириней, Против ересей 4, 18, 4; Ср. Мал 1, 11.

-1351- 1397, 2186
С самого начала вместе с хлебом и вином для Евхаристии христиане приносят и другие дары, чтобы разделить их с теми, кто нуждается. Обычай сбора пожертвований1, существующий и теперь, вдохновлен примером Христа, который стал бедным, чтобы обогатить нас2.

Те, кто богат и кто того хочет, отдают другим по собственному решению; собранное передается тому, кто председательствует, и он помогает вдовам и сиротам, всем тем, кого болезнь или что-либо другое лишило средств, узникам, странникам - словом, он помогает все тем, кто нуждается3.

1Ср. 1 Kop 16, 1;2Ср. 2 Кор 8, 9;3Св. Иустин, Апологии 1, 67, 6.

-1352-
Анафора: в Евхаристической молитве, молитве благодарения и освящения, мы приходим к сердцу и вершине богослужения:

559

В Префации (Предначинании) Церковь возносит благодарение Отцу через Христа в Духе Святом, за все Его дела: творение, искупление и освящение. Вся община присоединяется тогда к неустанной хвале, которую Церковь Небесная, ангелы и все святые, поют Трисвятому Богу.

-1353- 1105

В эпиклесисе она молит Отца ниспослать Духа Святого (или силу Своего благословения1) на хлеб и вино, чтобы они Его силою стали Телом и Кровью Иисуса Христа и чтобы те, кто участвует в Евхаристии, стали единым телом и единым духом (в некоторых литургических традициях эпиклесис следует за анамнесисом).

1375

В повествовании об установлении Евхаристии сила слов и действия Христа и сила Духа Святого делают сакраментально присутствующими под видом хлеба и вина Тело и Кровь Христа, а также Его Жертву, принесенную за нас на Кресте раз и навсегда.

1Ср. MR, Римский канон 90.

-1354- 1103

В следующем затем анамнесисе Церковь вспоминает Страсти, Воскресение и пришествие во Славе Христа Иисуса; она приносит Отцу приношение Его Сына, Который нас с Ним примирил.

954

В ходатайственных молитвах Церковь подчеркивает то, что Евхаристия совершается в общении со всей Церковью, земной и небесной, с живыми и умершими, а также в общении с пастырями Церкви, с Папой, с епископом епархии, ее священниками и диаконами и всеми епископами всего мира с их Церквами.

-1355- 1382
В Причащении, которое предваряется Молитвой Господней и преломлением Хлеба, верные получают «Хлеб небесный» и «Чашу спасения», Тело и Кровь Христа, отдавшего Себя «за жизнь мира» (Ин 6, 51).

1327

Мы называем эту пищу Благодарением (Евхаристией), и никто не может участвовать в ней, если не верит в истинность того, чему у нас учат, если не принял омовения во отпущение грехов и нового рождения и если он не живет по заповедям Христовым1.

1Св. Иустин, Апологии 1, 66, 1-2.

  • Сакраментальное жертвоприношение:
    благодарение, воспоминание, присутствие

-1356-
Христиане совершают Евхаристию с самого начала, а ее форма по существу не изменилась в течение веков в разных литургических обрядах. Это потому, что мы сознаем себя связанными повелением Господа, данным накануне Его Страстей: «Сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор 11, 24-25).

-1357-
Мы выполняем это Господне повеление, совершая память Его жертвы. При этом мы приносим в жертву Отцу то, что Сам Он нам дал: дары Его творения, хлеб и вино, ставшие силою Духа Святого и через слова Христа Телом и Кровью Христа: таким образом, Христос реально присутствует, хотя и мистически.

-1358-
Итак, мы должны считать Евхаристию:

- благодарением и хвалой Отцу;
- памятью жертвы Христа и Его Тела;
- присутствием Христа благодаря силе Его Слова и Его Духа.

Благодарение и хвала Отцу

-1359- 293
Евхаристия, Таинство нашего спасения, совершенного Христом на Кресте, есть также жертва хвалы в благодарность за дело творения. В евхаристической жертве все творение, возлюбленное Богом, представлено Отцу через смерть и воскресение Христа. Через Христа Церковь может принести жертву хвалы в благодарении за все, что Бог сделал доброго, прекрасного и праведного в творении и в человечестве.

-1360- 1083
Евхаристия есть жертва благодарения Отцу, благословение, которым Церковь выражает благодарность Богу за все Его благодеяния, за все, что Он совершил через творение, искупление и освящение. Поэтому Евхаристия означает прежде всего «благодарение».

-1361- 294
Евхаристия есть также жертва хвалы, в которой Церковь воспевает Славу Бога от имени всего творения. Эта жертва хвалы возможна только через Христа: Он соединяет верных со Своим Лицом, а также со Своим прославлением и Своим ходатайством, так что жертва хвалы Отцу приносится через Христа и со Христом, чтобы быть принятой во Христе.

Память жертвы Христа и Его Тела - Церкви

-1362- 1103
Евхаристия - это воспоминание Пасхи Христовой, актуализация и сакраментальное приношение Его единой жертвы в литургии Церкви, которая есть Его Тело. Во всех Евхаристических молитвах имеется - после установительных слов - молитва, называемая анамнесисом, или воспоминанием.

-1363- 1099
В библейском значении слово воспоминание означает не просто воспоминание о событиях прошлого, но провозглашение чудес, которые Бог сотворил для людей1. В литургическом праздновании этих событий они неким образом обретают реальное присутствие в настоящем времени. Именно так Израиль понимает свое освобождение из Египта: всякий раз, когда празднуется Пасха, события Исхода присутствуют в памяти верующих, чтобы те сообразовывали с ними свою жизнь.

1Ср. Исх 13, 3.

-1364- 611, 1085
Воспоминание приобретает новый смысл в Новом Завете. Когда Церковь совершает Евхаристию, она совершает память Пасхи Христа, и Пасха Христа присутствует в настоящем. Жертва Христова, принесенная раз и навсегда на Кресте, навсегда остается актуальной1: «Всякий раз, когда совершается на алтаре жертва Креста, в которой был заклан Христос, Пасха наша, совершается дело нашего искупления»2.

1Ср. Евр 7, 25-27;2LG 3.

-1365- 2100, 1846
Поскольку Евхаристия есть память Пасхи Христовой, она также является жертвой. Жертвенный характер Евхаристии выражается в самих словах ее установления: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается» и «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк 22, 19-20). В Евхаристии Христос дает то самое Тело Свое, которое отдано Им за нас на Кресте, ту самую Кровь Свою, которая «за многих изливаема во оставление грехов» (Мф 26, 28).

-1366- 613
Таким образом, Евхаристия есть жертва, потому что она вновь представляет (делает присутствующей) Жертву Креста, является ее воспоминанием и приносит ее плоды:

[Христос] Господь и Бог наш, Сам принес Себя в жертву Богу Отцу, раз и навсегда, умирая заступником на алтаре Креста, чтобы осуществить для них (людей) вечное искупление. Однако, поскольку Его смерть не должна была прервать Его священства (Евр 7, 24. 27), на последней Вечере, «в ту ночь, в которую предан был» (1 Кор 11, 23), Он пожелал оставить Церкви, Своей возлюбленной Невесте, жертву видимую (как того требует человеческая природа), в коей будет вновь представлена кровавая жертва, которая должна была единократно совершиться на Кресте и память о которой будет вечной до конца времен (1 Кор 11, 23), а спасительная сила послужит искуплению грехов, которые мы ежедневно совершали1.

1Трид. Соб.: DS 1740.

-1367- 1545
Жертва Христа и жертва Евхаристии - единое жертвоприношение: «Это одна и та же жертва, это Тот же, приносящий Себя сегодня в служении священников, Кто тогда Сам принес Себя в жертву на Кресте. Только форма приношения различается»; «и поскольку этой божественной жертве, которая совершается во время Мессы, Тот же Христос, „принесший Себя один раз в кровавую жертву” на жертвенник Креста, присутствует и приносится в жертву бескровную (...) жертва эта воистину есть жертва умилостивления»1.

1Трид. Соб.: DS 1743.

-1368- 618, 2031, 1109
Евхаристия есть также жертва Церкви. Церковь, которая есть Тело Христа и участвует в жертве своего Главы. Вместе с Ним она всецело приносится в жертву и соединяется с Его ходатайством перед Отцом за всех людей. В Евхаристии жертва Христа становится жертвой каждого члена Тела Его. Жизнь верных, их хвала, их страдания, их молитва, их труд слиты воедино с жизнью, хвалой, страданиями, молитвой и трудом Христа и с Его всесовершенной жертвой, и в этом они обретают новое достоинство. Жертва Христа, присутствующая на алтаре, дает возможность всем поколениям христиан присоединиться к ее приношению.

В катакомбах Церковь часто изображена как молящаяся женщина с широко распростертыми руками, в позе оранты. Как Христос, распростерший руки на Кресте, - через Него, с Ним и в Нем она приносит себя в жертву и ходатайствует о всех людях.

-1369- 834, 882, 1561, 1566
Вся Церковь соединена с жертвой и ходатайством Христа. Папа, исполняющий в Церкви служение св. Петра, связан с каждым совершением Евхаристии, в котором он поминается как знак и слуга единства Вселенской Церкви. Местный епископ всегда ответственен за Евхаристию, даже если богослужение совершается священником; его имя произносится для того, чтобы указать на возглавление им отдельной Церкви, среди пресвитерства и с помощью диаконов. Община молится также за всех священнослужителей, которые приносят Евхаристическую Жертву для нее и вместе с нею:

Пусть только та Евхаристия считается законной, которая совершается под предстоятельством епископа или того, кому он это поручает1.

Через служение пресвитеров совершается эта духовная жертва христиан, в единении с жертвой Христа, единственного Посредника нашего, приносимая их руками от имени всей Церкви в Евхаристии бескровно и тáинственно, пока не придет Сам Господь2.

1Св. Игнатий Антиохийский, Послание к Смирнянам 8, 1;2РО 2.

-1370- 956, 969
С жертвой Христа соединяются не только те члены Тела Его, которые находятся еще здесь, на земле, но и те, кто уже в славе небесной: Церковь совершает Евхаристическое Жертвоприношение в общении с Пресвятой Девой Марией и поминая Ее вместе со всеми святыми. В Евхаристии Церковь вместе с Марией как бы стоит у подножия Креста, соединенная с жертвой и ходатайством Христа.

-1371- 958, 1689, 1032
Евхаристическая Жертва приносится также о умерших верных, «которые почили во Христе и еще не полностью очистились»1, чтобы они могли войти в свет и мир Христа:

«Похороните это тело где угодно! Не беспокойтесь о нем! Все, о чем я прошу вас, это вспоминать обо мне у алтаря Господня, где бы вы ни были»2.

Затем мы молимся [в анафоре] о усопших святых отцах и епископах, и вообще обо всех, кто почил до нас, веря, что будет огромная польза для душ, за которые совершена молитва в присутствии святой и великой жертвы. (...) Вознося Богу моления за тех, кто почил, даже если они были грешниками, мы (...) представляем Христа, распятого за наши грехи, благодаря Которому Человеколюбец-Бог милостив к ним и к нам3.

1Трид. Соб.: DS 1743;2Св. Моника в предсмертном обращении к св. Августину и его брату: Исповедь 9, 11, 27;3Св. Кирилл Иерусалимский, Поучения тайноводственные 5, 9, 10.

-1372- 1140
Св. Августин превосходно изложил вкратце эту доктрину, призывающую нас к все более и более полному участию в жертве нашего Искупителя, которую мы совершаем в Евхаристии:

Этот град, всецело искупленный, то есть собрание и общество святых, принесен Богу как всеобъемлющая жертва Первосвященником, Который, в образе раба, пошел на то, чтобы в Своих страданиях отдать Себя за нас, дабы мы стали Телом столь великого Главы (...). Такова жертва христиан: «Так мы многие составляем одно тело во Христе» (Рим 12, 5). И эту жертву Церковь не перестает повторять в Таинстве алтаря, хорошо известном верным, при этом она знает, что в том, что она жертвует, она сама становится жертвой1.

1О граде Божием 10, 6.

Присутствие Христа через силу Его слова и Духа Святого

-1373- 1088
«Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Отца, Он и ходатайствует за нас» (Рим 8, 34). Он и присутствует самым различным образом в Своей Церкви1: в слове Своем, в молитве Своей Церкви, «где двое или трое собраны во имя Мое» (Мф 18, 20), в бедных, больных, узниках (Мф 25, 31-46), в таинствах, которые Он установил, в жертве Мессы и в личности служителя. Но «в высочайшей мере [присутствует Он] под Евхаристическими видами»2.

1Ср. LG 48;2SC 7.

-1374- 1211
Образ присутствия Христа в Святых Дарах уникален. Он возвышает Евхаристию над всеми другими таинствами и делает ее «как бы совершенством духовной жизни и целью, к которой стремятся все таинства»1. В пресвятом Таинстве Евхаристии «содержатся воистину, реально и сущностно, Тело и Кровь вместе с душой и Божественностью Господа нашего Иисуса Христа и, следовательно, всецелый Христос»2. «Это присутствие называют «реальным» не из соображений исключительности - как если бы другие присутствия не были «реальными», - но прежде всего потому, что оно сущностно и что через него Христос, Бог и человек, присутствует полностью»3.

1STh 3, 73, 3;2Трид. Соб.: DS 1651;3MF 39.

-1375- 1105
Христос становится присутствующим в этом Таинстве через преложение (т.е. обращение) хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Отцы Церкви непоколебимо подтвердили веру Церкви в действенность слова Христова и действия Духа Святого для совершения этого преложения. Так, св. Иоанн Златоуст говорит:

1128

Не от человека зависит, что приносимые дары становятся Телом и Кровью Христа, но Сам Христос, распятый за нас, делает это. Священник, образ Христа, произносит эти слова, но их сила и благодать - от Бога. «Сие есть тело Мое», - говорит Он. Это слово прелагает приносимые [дары]1.

И св. Амвросий об этом преложении говорит:

298

[Будем совершенно уверены -] нет здесь того, что создала природа, но есть то, что освятило благословение, и сила благословения выше силы природы, потому что через благословение сама природа изменяется (...). Слово Христа, которое смогло из ничего сделать не существовавшее ранее, - разве не может оно сделать из ранее существовавшего то, чем оно еще не было? Ибо дать вещам их изначальную природу - не меньше, чем изменить ее2.

1О предательстве Иуды 1, 6;2О тайнах 9, 50, 52.

-1376-
Тридентский Собор сжато излагает католическую веру, заявляя: «Поскольку Христос, наш Искупитель, сказал, что то, что Он предлагает в виде хлеба, есть воистину Его Тело, Церковь всегда хранила это убеждение, которое святой Собор снова провозглашает: освящением хлеба и вина совершается изменение всего существа хлеба в существо Тела Христа, Господа нашего, и всего существа вина в существо Крови Его; это изменение Католическая Церковь справедливо и точно называет пресуществлением»1.

1DS 1642.

-1377-
Евхаристическое присутствие Христа начинается в момент освящения и продолжается все время, пока существуют Евхаристические виды (освященные хлеб и вино). Христос присутствует во всей полноте в каждом из них и в каждой их частичке, так что преломление хлеба не разделяет Христа1.

1Ср. Трид. Соб.: DS 1641.

-1378- 1178, 103, 2628
Поклонение Евхаристии. В литургии Мессы мы выражаем нашу веру в реальное присутствие Христа под видами хлеба и вина, в частности, преклоняя колени или делая низкий поклон в знак благоговения перед Господом. «Католическая Церковь поклонялась и продолжает поклоняться Таинству Евхаристии и благоговеть должным образом перед ним не только во время Мессы, но и вне ее: заботливо храня освященные Дары, представляя их верующим для торжественного поклонения и вынося их в процессии»1.

1MF 56.

-1379- 1183, 2691

Святой запас (дарохранительница) первоначально предназначался для достойного хранения Евхаристии, чтобы ее можно было преподать больным и отсутствовавшим на богослужении. Через углубление веры в реальное присутствие Христа в Евхаристии, Церковь осознала смысл молчаливого поклонения Господу, присутствующему в Святых Дарах. Поэтому дарохранительница должна быть помещена в особо достойное место храма; она должна быть сделана таким образом, чтобы подчеркивать и являть истину реального присутствия Христа в Святом Таинстве.

-1380- 669, 478
То, что Христос пожелал пребывать в Своей Церкви таким уникальным образом, имеет глубокий смысл. Поскольку Христос в Своем видимом образе должен был оставить Своих, Он пожелал даровать нам Свое таинственное присутствие; поскольку Он желал принести Себя в жертву на Кресте ради нашего спасения, то хотел, чтобы у нас осталась память той любви, которой Он возлюбил нас «до конца» (Ин 13, 1), до дарования в жертву собственной жизни. Ведь в Своем евхаристическом присутствии Он таинственно (мистически) остается среди нас как Тот, Кто возлюбил нас и предал Себя за нас1; и Он остается в знаках, выражающих и сообщающих эту любовь:

2718

Церковь и мир глубоко нуждаются в евхаристическом культе. Иисус ждет нас в этом Таинстве любви. Не будем жалеть времени, чтобы пойти на встречу с Ним в поклонении, в созерцании, полном веры и открытом для удовлетворения за тяжкие грехи и преступления мира. И да не иссякнет никогда наше поклонение!2

1Ср. Гал 2, 20;2Иоанн Павел II, Послание «Dominicae cenae» о тайне и почитании Евхаристии 3.

-1381- 156, 215
«Присутствие истинного Тела Христа и истинной Крови Христа в этом Таинстве узнается нами „отнюдь не с помощью чувств, - пишет св. Фома, - а одной только верой, опирающейся на авторитет Бога”. Поэтому, комментируя текст св. Луки 22, 19: „Сие есть тело Мое, которое за вас предается”, св. Кирилл заявляет: „Не спрашивай себя, правда ли это, но прими с верой слова Господа, потому что Он, Который есть Истина, не лжет”»1:

Поклоняюсь Тебе благоговейно, сокровенное Божество,
истинно скрывающееся под этими [внешними] формами;
Тебе покорно без остатка сердце мое,
ибо, Тебя созерцая, оно целиком замирает.

Зрение, вкус, осязание не достигают Тебя:
только тому доверять надлежит, что мы слышим;
Верую во все, что сказал Сын Божий;
Нет ничего более истинного, чем это слово Истины2.

1Павел VI, MF; цитируется св. Фома Аквинский, STh 3, 75, 1 и св. Кирилл Александрийский, Толкование на Евангелие от Луки 22, 19;2Гимн «Adoro te devote».

  • Пасхальный пир

-1382- 950
Месса есть одновременно и нераздельно жертвенная память, в которой постоянно осуществляется Крестная Жертва и священная Трапеза Причастия Телу и Крови Господней. Но совершение евхаристической Жертвы полностью направлено на глубинный союз верующих со Христом через Причастие. Причаститься - это значит принять Самого Христа, принесшего Себя в жертву за нас.

-1383- 1182
Алтарь, вокруг которого Церковь собирается во время совершения Евхаристии, представляет собой два аспекта одной и той же тайны: алтарь жертвоприношения и трапезу Господню. Более того, христианский алтарь есть символ Самого Христа, пребывающего среди собрания Своих верных, одновременно как Жертва, принесенная ради нашего примирения, и как небесная Пища, нам дающаяся. «И что есть алтарь Христов как не образ Тела Христова?» - говорит св. Амвросий1, и он же повторяет в другом месте: «Алтарь есть образ Тела [Христова], и Тело Христово пребывает на алтаре»2. Литургия выражает это единство жертвы и Причастия во многих молитвах. Так, Римская Церковь молится в своей анафоре:

Смиренно молим Тебя, Боже Всемогущий: да вознесет ангел Твой эту Жертву к небесному престолу Твоему пред Божественным Твоим величием, чтобы мы, причастившись от этого престола священного Тела и Крови Сына Твоего, исполнились всякого небесного благословения и благодати.

1О таинствах 5, 7;2Ук. соч. 4, 7.

«Примите и вкусите от него все»: Причащение

-1384- 2835
Господь обращается к нам с настойчивым приглашением принимать Его в Таинстве Евхаристии: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин 6, 53).

-1385- 1457
Чтобы ответить на это приглашение, мы должны подготовиться к этому великому и святому моменту. Св. Павел призывает к испытанию совести: «Кто будет есть хлеб сей и пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор 11, 27-29). Тот, кто сознает за собой тяжкий грех, должен сначала принять таинство Примирения (Покаяния) прежде, чем приступить к Причастию.

-1386-
Перед величием этого Таинства верный может только смиренно и с пылкой верой повторить слова Сотника1: «Domine, поп sum dignus, ut intres sub tectum meum, sed tantum die verbum, et sanabitur anima mea» («Господи, я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой; но скажи только слово, и исцелится душа моя»)2. В Божественной Литургии св. Иоанна Златоуста верные молятся в подобном же духе:

732

Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими. Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но, яко разбойник, исповедую Тя: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!»

1Ср. Мф 8, 8;2Обряд Причащения, MR 133.

-1387- 2043

Чтобы достойно подготовиться к принятию этого Таинства, верным надлежит соблюдать пост, предписываемый в их Церкви1. Внешнее поведение (одежда, жесты) должны выражать почтение, торжественность, радость этой минуты, когда Христос становится нашим Гостем.

1Ср. CIC кан. 919.

-1388-
Самому смыслу Евхаристии соответствует Причащение верных когда они участвуют в Мессе1, если у них наличествует должное расположение2: «Верующим очень рекомендуется участвовать в Мессе тем наиболее совершенным образом, когда они, после Причащения священника, принимают Тело Господа от того же Жертвоприношения»3.

1Ср. CIC кан. 916;2Ср. CIC кан. 917. В один и тот же день верные могут принимать Св. Причастие только дважды (Ср. Папская комиссия по аутентичному толкованию Кодекса канонического права, Ответы на спорные положения, 1:AAS 76 (1984), p. 746;3SC 55.

-1389- 2042, 2837
Церковь обязывает верующих «в воскресные и праздничные дни участвовать в Божественной Литургии»1 и причащаться по крайней мере раз в год - если возможно, в Пасхальное время2 и с предварительным приготовлением - через таинство Примирения. Но Церковь живо рекомендует верным принимать Святую Евхаристию в воскресные и праздничные дни или еще чаще, даже каждый день.

1ОЕ 15;2Cp. CIC кан. 920.

-1390-
Благодаря таинственному присутствию Христа в каждом из Евхаристических видов Причащение только под одним видом - хлеба - позволяет полностью получить плод благодати Евхаристии. По причинам пастырского характера этот способ Причащения законным образом установился как наиболее обычный в латинском обряде. «Святое Причастие наиболее полным образом реализует свое значение знамения, когда преподается в двух видах. Ибо в такой форме знамение евхаристической Трапезы наиболее ярко проявляется»1. Это - обычная форма причастия в восточных обрядах.

1IGMR 240.

Плоды Причастия

-1391- 460, 521
Причастие укрепляет наш союз со Христом. Главным плодом принятия Евхаристии в Причастии является глубокое единение со Христом Иисусом. Господь ведь говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин 6, 56). Жизнь во Христе обретает свой фундамент в евхаристической Трапезе: «Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин 6, 57).

Когда во время праздников Господних верные принимают Тело Сына, они возвещают друг другу Благую Весть о том, что им дан залог жизни; подобно этому ангел сказал Марии Магдалине: «Христос воскрес!». И вот теперь и жизнь, и воскресение даруются тому, кто принимает Христа1.

1Фанкит, Сирийский антиохийский обряд» том 1, Общее 237 а-б.

-1392- 1212, 1524
Причастие осуществляет восхитительным образом в нашей жизни духовной то, что материальная пища производит в нашей телесной жизни. Причастие Телу Христа Воскресшего, «оживотворенное Духом Святым и животворящее»1, сохраняет, развивает и обновляет жизнь благодати, полученную при Крещении. Это возрастание христианской жизни нуждается в питании евхаристическим Причастием, хлебом нашего паломничества, до смертного часа, когда оно будет дано нам как пища в путь (напутствие, виатик).

1РО 5.

-1393- 613
Причастие хранит нас от греха. Тело Христа, которое мы получаем при Причащении, «предано за нас», и Кровь, которую мы пьем, излита «за многих во оставление грехов». Поэтому Евхаристия не может соединить нас со Христом, не очищая нас в то же время от содеянных грехов и не охраняя нас от грехов будущих.

«Всякий раз, как вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете» (1 Кор 11, 26). Если мы возвещаем смерть Господню, мы возвещаем оставление грехов. Если всякий раз, как проливается кровь Его, она проливается во оставление грехов, я должен принимать ее всегда, чтобы она всегда отпускала мне мои грехи. Я, всегда грешащий, всегда должен иметь лекарство1.

1Св. Амвросий, О тайнах 4, 28.

-1394- 1863, 1436
Как пища физическая служит для восстановления потерянных сил, так Евхаристия укрепляет любовь, которая в повседневной жизни склонна ослабевать; и эта любовь, оживленная, устраняет легкие грехи1. Предавая Себя нам, Христос оживляет нашу любовь и дает нам способность порвать неупорядоченную привязанность к творениям и укорениться в Нем:

Поскольку Христос умер за нас из любви, мы, поминая Его смерть в момент жертвы, просим, чтобы любовь была дана нам наитием Святого Духа; мы смиренно молимся, чтобы силой этой любви, ради которой Христос пожелал умереть за нас, мы тоже, получая благодать Духа Святого, могли видеть мир распятым за нас, и сами быть распятыми за мир. (...) Получив дар любви, умрем для греха и будем жить для Бога2.

1Ср. Трид. Соб.: DS 1638;2Св. Фульгенций Руспенский, Против деяний Фабиана 28, 16-19.

-1395- 1855, 1446
Любовь, которую Евхаристия возжигает в нас, охраняет нас от смертных грехов, возможных в будущем. Чем больше мы участвуем в жизни Христа и углубляем дружбу с Ним, тем труднее нам порвать связь через смертный грех. Евхаристия не имеет целью прощение смертных грехов. Это принадлежит таинству Примирения. Евхаристия - прежде всего Таинство тех, кто находится в полном общении с Церковью.

-1396- 1118, 1267, 790
Единство мистического Тела: Евхаристия создает Церковь. Те, кто принимает Евхаристию, теснее связаны со Христом. Тем самым Христос объединяет их со всеми верными в единое тело: Церковь. Причастие обновляет, укрепляет, углубляет это воплощение в Церковь, уже осуществленное Крещением. В Крещении мы были призваны стать единым телом1. Евхаристия претворяет в жизнь этот призыв: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор 10, 16-17).

1064

Если вы тело Христа и члены Его, то ваше Таинство пребывает на столе Господа; вы принимаете Таинство, которым являетесь Вы сами «Аминь» («Да, это правда!») на то, что вы приняли, и, отвечая так, вы на это соглашаетесь. Ты слышишь слова: «Тело Христово», и ты отвечаешь: «Аминь». Будь же членом Тела Христа, чтобы твое «Аминь» было истинным2.

1Ср. 1 Кор 12, 13;2Св. Августин, Проповеди 272.

-1397- 2449
Евхаристия налагает обязанности в отношении бедных: чтобы принять в истине Тело и Кровь Христа, преданного за нас, надо узнать Его в самых бедных, в братьях Его1:

Ты вкусил Крови Господней - и даже брата своего не узнаешь. Ты бесчестишь сам стол этот, не находя достойным разделить пищу с тем, кто сочтен достойным участвовать в этой трапезе. Бог освободил тебя от всех твоих грехов и пригласил тебя к трапезе. И даже тогда ты не стал более милосердным2.

1Ср. Мф 25, 40;2Св. Иоанн Златоуст, Беседы на 1 Послание к Коринфянам 27, 4.

-1398- 817
Евхаристия и единство христиан. Перед величием этой тайны св. Августин восклицает: «О Таинство благочестия! О знамение единства! О узы любви!»1. Тем более болезненно ощущаются разделения Церкви, разрывающие общее участие в Господней Трапезе, тем более настойчивыми становятся молитвы к Господу о том, чтобы вновь наступили дни полного единства всех, кто верует в Него.

1Трактат на Евангелие от Иоанна 26, 6, 13; ср. SC 47.

-1399- 838

Восточные Церкви, которые не находятся в полном общении с Католической Церковью, совершают Евхаристию с большой любовью. «Эти Церкви, хотя и разъединенные с нами, обладают истинными таинствами, - особенно в силу апостольского преемства, Священством и Евхаристией, - которые тесно связывают их с нами»1. Некоторое общение в таинствах (in sacris), а значит, в Евхаристии, «не только возможно, но даже рекомендуется при благоприятных обстоятельствах и с одобрения церковных властей»2.

1UR 15;2UR 15; ср. CIC кан. 844, § 3.

-1400- 1536

Церковные общины, порожденные Реформацией, отделенные от Католической Церкви «по причине, прежде всего, отсутствия таинства священства, не сохранили в целости и полноте сущности Таинство Евхаристии»1. Именно поэтому евхаристическое общение (интеркоммуния) с этими общинами для Католической Церкви невозможно. Однако, эти церковные общины, «когда они поминают на Святой Вечере смерть и воскресение Господа, исповедуют, что жизнь заключается в общении со Христом и ожидают Его пришествия во Славе»2.

1UR 22;2UR 22.

-1401- 1483, 1385
Если возникает серьезная необходимость, католические священнослужители могут с согласия ординария (правящего епископа) преподавать таинства (Евхаристию, Покаяние, Помазание больных) христианам других конфессий, не находящимся в полном общении с Католической Церковью, которые по своей воле этого просят: в таком случае необходимо, чтобы они проявили католическую веру в отношении этих таинств и чтобы они находились в правильном расположении для их принятия1.

1Cp. CIC кан. 844, § 4.

VII. Евхаристия - «залог будущей славы»

-1402- 1323, 1130
В древней молитве Церковь прославляет тайну Евхаристии: «О священная трапеза, где Христос - пища наша, где оживает память Его Страстей, где благодать наполняет наши души, где нам дается залог будущей жизни!». Если Евхаристия - воспоминание Пасхи Господней, если через Причащение у алтаря мы исполняемся «всякого небесного благословения и благодати»1, Евхаристия есть также предвестие небесной славы.

1MR, Римский канон 96: «Supplices te rogamus».

-1403- 671
На Тайной Вечере Господь Сам обратил взгляд Своих учеников на совершение Пасхи в Царстве Божием: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф 26, 29)1. Каждый раз, когда Церковь совершает Евхаристию, она вспоминает об этом обещании, и ее взгляд оборачивается к «Тому, Кто грядет» (Откр 1, 4). В своей молитве она призывает Его пришествие: «Марана-фа» (1 Кор 16, 22), «Ей, гряди, Господе Иисусе!» (Откр 22, 20), «Да приидет милость Твоя и да пройдет этот мир!»2.

1Ср. Лк 22, 18; Мк 14, 25;2Дидахе 10, 6.

-1404- 1041, 1028
Церковь знает, что уже теперь Господь приходит в Своей Евхаристии и что Он здесь, среди нас. Однако это присутствие сокрыто. Поэтому мы совершаем Евхаристию, «с радостной надеждой ожидая пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа»1, в молитве уповая, «что и мы (...) славу Твою созерцать будем вечно, когда отрешь Ты всякую слезу с очей наших, ибо, видя Тебя, Боже, лицом к лицу, мы все Тебе уподобимся навеки и Тебя без конца будем славить через Христа, Господа нашего»2.

1Эмболизм после Отче наш; ср. Тит 2, 13;2MR, III Евхаристическая молитва, 116: молитва о усопших.

-1405- 1042, 1000
У нас нет более верного залога и более яркого знамения этой великой надежды новых небес и новой земли, где будет обитать справедливость, нежели Евхаристия1. И действительно, всякий раз, когда совершается эта Тайна, «совершается дело нашего искупления»2, и мы «преломляем один хлеб - лекарство, дающее бессмертие, противоядие от смерти, чтобы жить вечно во Иисусе Христе»3.

1Ср. 2 Петр 3, 13;2LG 3;3Св. Игнатий Антиохийский, Послание к Ефесянам 20, 2.

Коротко

-1406-
Иисус сказал: «Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек (…). Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (...), пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин 6, 51. 54. 56).

-1407-
Евхаристия - сердце и вершина жизни Церкви, ибо в ней Христос включает Церковь и всех членов ее в Свою жертву хвалы и благодарения, принесенную раз и навсегда Отцу на Кресте; через эту жертву Он изливает благодать спасения на Свое Тело, которое есть Церковь.

-1408-
Совершение Евхаристии всегда включает в себя: провозглашение Слова Божия, благодарение Богу Отцу за все Его благодеяния, в особенности за дар Сына Его; освящение хлеба и вина и участие в литургической трапезе через принятие Тела и Крови Господних. Эти элементы представляют собой составные части одного и того же богослужебного действия.

-1409-
Евхаристия есть воспоминание Пасхи Христовой: то есть дела спасения, осуществленного жизнью, смертью и воскресением Христа; это дело становится присутствующим через литургическое действие.

-1410-
Сам Христос, вечный Первосвященник Нового Завета, действуя через служение священников, приносит евхаристическую жертву. И Тот же Христос, реально присутствующий под видом хлеба и вина, есть жертва, приносимая в Евхаристии.

-1411-
Только рукоположенные действительным образом священники могут предстоятельствовать при совершении Евхаристии и освящать хлеб и вино, чтобы они стали Телом и Кровью Господа.

-1412-
Основными знаками евхаристического Таинства являются пшеничный хлеб и виноградное вино, на которые призывается благословение Святого Духа и над которыми священник произносит слова освящения, сказанные Иисусом на Тайной Вечере: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается. (...) Сия есть Кровь Моя...»

-1413-
Через освящение совершается пресуществление (transsubstantio) хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. В освященном хлебе и вине сам Христос, Живой и Прославленный, присутствует подлинно, реально и сущностно - Его Телом, Его Кровью, с Его душою и Его Божеством1.

1Ср. Трид. Соб.: DS 1640; 1651.

-1414-
Как жертва Евхаристия приносится также в удовлетворение за грехи живых и усопших, а также чтобы обрести благодеяния Божии, духовные или материальные.

-1415-
Тот, кто хочет принять Христа в евхаристическом Причастии, должен пребывать в состоянии благодати. Если человек сознает, что совершил смертный грех, он не должен приступать к Евхаристии, не получив предварительно отпущение грехов в таинстве Покаяния.

-1416-
Святое Причащение Тела и Крови Христа укрепляет единство причастника с Господом, отпускает ему легкие грехи и предохраняет его от совершения тяжких грехов. Поскольку узы любви между причастником и Христом укреплены, принятие этого Таинства укрепляет единство Церкви, мистического Тела Христа.

-1417-
Церковь живо рекомендует верующим причащаться, когда они участвуют в совершении Евхаристии; Церковь обязывает их делать это по крайней мере один раз в год.

-1418-
Поскольку Сам Христос присутствует в Таинстве алтаря, нужно оказывать Ему почтение в поклонении. «Прийти поклониться Святым Дарам значит проявить благодарность и любовь и исполнить долг благоговения перед Христом, Господом нашим»1.

1MF.

-1419-
Перейдя из этого мира к Отцу, Христос в Евхаристии дает нам залог славы Своей: участие в Святой Жертве отождествляет нас с Его сердцем, поддерживает наши силы в течение паломничества этой жизни, побуждает нас желать Жизни вечной и уже теперь объединяет нас с Небесной Церковью, с Пресвятой Девой Марией и всеми святыми.

 

Visitorcounter

Today 62

Yesterday 62

All 637839

Currently are 42 guests and no members online

Konta bankowe / банковских счетов