Россия, 610025, г. Киров, ул. Деповская, д.10
                  Настоятель: о. Григорий Зволиньски
                      Proboszcz: ks. Grzegorz Zwoliński
                       телефон/факс: +7 8332 375798
 Электронная почта: prolife.viatka@gmail.com - личный адрес
                     catholic1.viatka@gmail.com - приходской адрес
Католический Приход в Кирове (Вятке)

Таинство Миропомазания

-1285-
Вместе с Крещением и Евхаристией таинство Миропомазания (Конфирмации) составляет совокупность «таинств христианского посвящения», единство которого должно быть сохранено. Следовательно, надо объяснять верующим, что принятие этого таинства необходимо для довершения крещальной благодати1. И действительно, через «таинство Миропомазания связь крещеных с Церковью совершенствуется, они обогащаются особой силой Духа Святого и поэтому более четко обязаны распространять и защищать веру словом и делом, как истинные свидетели Христовы»2.

1Ср. Чин Миропомазания (далее - ОС) 2;2LG 11; ср. ОС 2.

  • I. Миропомазание в домостроительстве спасения

-1286- 702-716
В Ветхом Завете пророки возвещали, что Дух Господень почиет на ожидаемом Мессии1, ибо Он должен принести спасение2. Сошествие Святого Духа на Христа во время Его Крещения Иоанном было знаком того, что Он есть Тот, Кто должен прийти, что Он - Мессия, Сын Божий3. Он был зачат от Духа Святого и вся Его жизнь и вся миссия исполняются в совершенном общении с Духом Святым, Которого Отец дает Ему «не мерою» (Ин 3, 34).

1Ср. Ис 11, 2;2Ср. Лк 4, 16-22; Ис 61, 1;3Ср. Мф 3, 13-17; Ин 1, 33-34.

-1287- 739
Итак, эта полнота Духа не должна была остаться исключительным достоянием Мессии, она должна была быть сообщена всему мессианскому народу1. Христос неоднократно обещал это излияние Духа2, - и это обещание Он исполнил, прежде всего, в день Пасхи (Ин 20, 22), а затем - самым ярким образом - в день Пятидесятницы3. Исполненные Духа Святого, апостолы начали говорить «о великих делах Божиих» (Деян 2, 11), и Петр провозгласил, что это излияние Духа знаменует мессианское время4. Те, кто тогда поверил апостольской проповеди и крестился, в свою очередь получили дар Духа Святого5.

1Ср. Иез 36, 25-27; Иоил 3, 1-2;2Ср. Лк 12, 12; Ин 3, 5-8; 7, 37-39; 16, 7-5; Деян 1, 8;3Ср. Деян 2, 1-4;4Ср. Деян 2, 17-18;5Ср. Деян 2, 38.

-1288- 699
«С того времени апостолы, чтобы исполнять волю Христа, передавали новообращенным, возлагая на них руки, дар Духа, Который завершает благодать Крещения1. Поэтому в Послании к Евреям, среди элементов первого христианского вероучения, имеет место учение о Крещении и возложении рук2, которое законным образом признано католическим Преданием как начало таинства Миропомазания, неким образом увековечивающего в Церкви благодать Пятидесятницы»3.

1Ср. Деян 8, 15-17; 19, 5-6;2Ср. Евр 6, 2;3Павел VI, Апостольская конституция «Divinae consortium naturae».

-1289- 695, 436, 1297
С очень ранних времен, чтобы лучше ознаменовать дар Духа Святого, к возложению рук присоединяется помазание благовонным маслом (миром). Это помазание знаменует звание «христианина», которое означает «помазанник», и ведет свое начало от Самого Христа, Которого «Бог Духом Святым и силою помазал» (Деян 10, 38). Обряд помазания существует до сих пор как на Востоке, так и на Западе. Поэтому на Востоке это таинство называется Миропомазанием (по-гречески хрисматион, что означает «помазание», или μύρον - «миро»). На Западе название Конфирмация (Confirmatio - «укрепление») предполагает что это таинство одновременно подтверждает Крещение и укрепляет крещальную благодать.

Две традиции - Восток и Запад

-1290- 1233

В первые века Конфирмация составляет, как правило, единый с Крещением обряд, образуя вместе с ним, по выражению св. Киприана, «двойное таинство». Вскоре увеличение числа крещений детей, во все времена года, и умножение приходов (сельских), при расширяющихся епархиях, наряду с другими причинами, сделали невозможным присутствие епископа при всех крещениях. На Западе, из желания сохранить за епископом довершение Крещения, устанавливается разделение во времени обоих таинств. Восток сохранил единство двух таинств, так что Миропомазание совершается священником, который крестит. Но он может совершать это только используя освященное епископом миро (μύρον)1.

1Ср. ССЕО кан. 695, 1; 696, 1.

-1291- 1242

Один обычай Римской Церкви облегчил развитие западной практики. Там существовало двукратное помазание святым миром после Крещения: первое совершал священник над крещаемым по выходе из крещальной купели, а завершал его епископ вторым помазанием на лбу каждого новокрещеного1. Первое помазание миром - то, что совершает священник, - осталось связанным с обрядом Крещения; оно означает участие крещеного в священнической, пророческой и царской функциях Христа. Если Крещение принимает взрослый человек, то есть только одно помазание после Крещения: помазание Конфирмации.

1Ср. св. Ипполит, Апостольское предание 21.

-1292- 1244

Практика Восточных Церквей ярче подчеркивает единство христианского посвящения. В Латинской Церкви четче выражено общение нового христианина со своим епископом, гарантом и служителем единства своей Церкви, а также ее вселенскости и ее апостоличности, и, тем самым, связь с апостольским происхождением Церкви Христовой.

  • II. Знаки и обряды Миропомазания

-1293-
В обряде этого таинства следует принять во внимание знак помазания и то, что помазание означает и запечатлевает: духовную печать.

695
Помазание в библейской и древней символике обладает богатством многочисленных значений: елей есть символ изобилия1 и радости2; он очищает (натирание до и после купания), придает гибкость (натирание атлетов и борцов); он также знак выздоровления, потому что смягчает ушибы и раны3 и придает блеск красоты, здоровья и силы.

1Ср. Втор 11, 14;2Ср. Пс 23, 5; 104, 15;3Ср. Ис 1, 6; Лк 10, 34.

-1294- 1152
Все эти символические значения помазания елеем мы находим в тáинственной жизни. Помазание перед Крещением елеем катехуменов означает очищение и укрепление; помазание больных символизирует утешение и укрепление. Помазание миром после Крещения, при Конфирмации и рукоположении есть знак посвящения. Через Конфирмацию христиане, то есть помазанники, в большей степени участвуют в миссии Иисуса Христа и в полноте Духа Святого, Которым Он преисполнен, чтобы от всей жизни их исходило «Христово благоухание»1.

1Ср. 2 Кор 2, 15.

-1295- 698
Этим помазанием человек, принимающий Конфирмацию, получает «знак», печать Духа Святого. Печать есть символ личности1, знак ее авторитета2, ее владения вещью3 - когда-то таким образом воинов метили клеймом их военачальника, а рабов - клеймом господина; печать скрепляет подлинность юридического акта4 или документа5, либо гарантирует его секретность6.

1Ср. Быт 38, 18;2Ср. Быт 41, 42;3Ср. Втор 32, 34;4Ср. 3 Цар 21, 8;5Ср. Иер 32, 10;6Ср. Ис 29, 11.

-1296- 1121
Сам Христос говорит о Себе, что Он отмечен печатью Своего Отца1. И христианин также отмечен печатью: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал Духа в сердца наши» (2 Кор 1, 21-22)2. Эта печать Духа Святого отмечает всецелую принадлежность Христу, служение Ему навсегда, но также и обещание Божественной защиты в великом эсхатологическом испытании3.

1Ср. Ин 6, 27;2Ср. Еф 1, 13; 4, 30;3Ср. Откр 7, 2-3; 9, 4; Иез 9, 4-6.

Совершение Миропомазания

-1297- 1183, 1241
Важный момент, предшествующий совершению Миропомазания и в известной степени являющийся его частью, представляет собой освящение мира. Освящает его епископ - для всей своей епархии - в Святой Четверг, во время особой литургии этого дня. В Восточных Церквах это освящение даже закреплено за Патриархом:

Антиохийская литургия так выражает эпиклесис освящения мира (μύρον): «[Отче (...) ниспошли Твоего Святого Духа] на нас и на этот елей, который находится перед нами и освяти его, чтобы он был для всех, кто будет помазан и отмечен им, миром святым, миром священническим, миром царственным, помазанием радования, облачением света, мантией спасения, даром духовным, освящением душ и телес, счастьем непреходящим, неизгладимой печатью, щитом веры и грозным шлемом против всех дел врага».

-1298-

Когда Миропомазание совершается отдельно от Крещения, как это делается в римском обряде, литургия таинства начинается с возобновления обетов Крещения и с исповедания веры ожидающих миропомазания. Таким образом становится ясно, что Миропомазание есть продолжение Крещения1. Когда крещается взрослый, он непосредственно после этого получает и таинство Миропомазания и участвует в Евхаристии2.

1Ср. SC 71;2CIC кан. 866.

-1299-
В римском обряде епископ простирает руки над головами всех, получающих миропомазание; это жест, который с апостольских времен знаменует дар Духа. И епископ призывает излияние Духа:

1831

Боже Всемогущий, Отче Господа нашего Иисуса Христа, возродивший этих рабов Своих водою и Духом Святым и избавивший их от греха; ниспошли на них Утешителя Духа Святого, дай им дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, исполни их духа страха Твоего. Через Христа, Господа нашего.

-1300- 699
Затем следует обряд, выражающий саму суть таинства. В латинском обряде «таинство Конфирмации преподается через помазание святым миром лба, с возложением рук и через следующие слова: „Прими знамение дара Святого Духа” [„Accipe signaculum doni Spiritus Sancti”]»1. В Восточных Церквах византийского обряда миропомазание совершается, после молитвы эпиклесиса, на наиболее значимых частях тела: на лбу, глазах, ноздрях, ушах, губах, груди, спине, руках и ступнях; каждое помазание сопровождается словами: Σφραγίς δωρεâς Πνεύματος Ἁγίου («Печать дара Духа Святого»)2.

1Павел VI, Апостольская конституция «Divinae consortium naturae»;2Требник византийского обряда.

-1301-
Приветствие мира, завершающее обряд таинства, знаменует и открывает церковное общение с епископом и всеми верными1.

1Ср. св. Ипполит, Апостольское предание 21.

  • III. Последствия Миропомазания

-1302- 731
Как следует из самого обряда, результатом Миропомазания является особенное излияние Святого Духа, как прежде оно было даровано апостолам в день Пятидесятницы.

-1303- 1262-1274
Благодаря этому, Миропомазание дает возрастание и углубление благодати Крещения:

- оно глубже укореняет нас в сыновней связи с Богом, дающей нам возможность восклицать: «Авва, Отче!» (Рим 8, 15);
- оно крепче связывает нас со Христом;
- оно умножает в нас дары Духа Святого;
- оно делает более совершенной нашу связь с Церковью1;
2044
- оно дает нам особую силу Духа Святого, чтобы словом и делом распространять и защищать веру, как подлинные свидетели Христовы, смело исповедовать имя Христово и никогда не стыдится Креста2:

Помни же, что ты получил духовный знак, Духа премудрости и разума, Духа совета и силы, Духа ведения и благочестия, Духа страха Божия, и храни то, что ты получил. Бог Отец отметил тебя знаком Своим, Христос Господь утвердил тебя и вложил в твое сердце залог Духа3.

1Ср. LG 11;2Ср. DS 1319; LG 11; 12;3Св. Амвросий, О тайнах 7, 42.

-1304- 1121
Таинство Миропомазания, подобно Крещению, довершением которого оно является, дается только один раз. Миропомазание налагает на душу неизгладимую духовную печать (характер)1, являющуюся знаком того, что Христос отметил христианина печатью Своего Духа, облекши его силою свыше, чтобы тот был Его свидетелем2.

1Ср. DS 1609;2Ср. Лк 24, 48-49.

-1305- 1268
«Характер» совершенствует общее священство верующих, полученное в Крещении, и «миропомазанный получает силу исповедовать веру Христову публично и как бы по должности (quasi ex officio)»1.

1STh 3, 72, 5, ad 2.

  • IV. Кто может принять это таинство?

-1306- 1212
Всякий крещеный, еще не миропомазанный, может и должен принять таинство Конфирмации1. Поскольку Крещение, Миропомазание и Евхаристия составляют единое целое, из этого следует, что «верующие должны обязательно принять это таинство в соответствующее время»2, и хотя таинство Крещения, конечно, действительно и действенно без Миропомазания и Евхаристии, тем не менее христианское посвящение остается без них не довершенным.

1Ср. CIC кан. 889, § 1;2CIC кан. 890.

-1307-

Латинская традиция на протяжении многих веков усматривает в достижении «возраста распознания» соответствующее время для принятия таинства Конфирмации. Необходимо, однако, миропомазывать детей в случаях смертельной опасности, даже если они не достигли еще возраста распознания1.

1CIC кан. 891; 883, 3.

-1308- 1250
Если о Миропомазании иногда говорят как о «таинстве христианской зрелости», не нужно, тем не менее, путать возраст зрелости веры и возраст зрелости в естественном развитии, а также не следует забывать о том, что благодать Крещения есть благодать безвозмездного и незаслуженного избранничества, которая не нуждается в «ратификации», чтобы стать действенной. Св. Фома напоминает об этом:

Возраст тела не ставит преграды для души. Так, даже в детстве человек может обрести совершенство духовного возраста, о котором говорит Книга Премудрости (4, 8): «Не в долговечности честная старость, и не числом лет измеряется». Так множество детей, благодаря силе Духа Святого, ими полученной, храбро, до крови боролись за Христа1.

1STh 3, 72, 8 ad 2.

-1309-
Подготовка к Миропомазанию должна ставить своей целью подвести христианина к более глубокому соединению со Христом, к более живому сближению с Духом Святым, Его действием, Его дарами и Его вдохновением, чтобы он смог лучше принять на себя апостольскую ответственность христианской жизни. Тем самым катехизация перед Миропомазанием должна стремиться пробудить чувство принадлежности к Церкви Иисуса Христа - как к Вселенской Церкви, так и к приходской общине. Приходская община несет особую ответственность за подготовку к Миропомазанию1.

1Ср. ОС 2.

-1310- 2670
Чтобы принять Миропомазание, нужно находиться в состоянии благодати. Следует перед этим приступить к таинству Покаяния, чтобы очистить себя для принятия дара Духа Святого. Особенно интенсивная молитва должна подготовить человека смиренно и с открытостью принять силу и благодатные дары Духа Святого1.

1Ср. Деян 1, 14.

-1311- 1255
Для Миропомазания, как и для Крещения, кандидатам следует искать духовной помощи восприемника или восприемницы. Хорошо, чтобы это был тот же, кто и при Крещении, чтобы четко отметить связь двух таинств между собой1.

1Ср. ОС 5, 6; CIC кан. 893, § 1-2.

  • V. Служитель Миропомазания

-1312-
Изначальный служитель (minister originarius) Миропомазания - епископ.

1233
На Востоке обычно священник, который крестит, непосредственно после этого преподает Миропомазание в едином литургическом действии. Однако он использует при этом миро, освящаемое Патриархом или епископом, в чем выражается апостольское единство Церкви, связь с которой укрепляется таинством Миропомазания. В латинской Церкви тот же порядок соблюдается при крещении взрослых или когда в полноту общения с Церковью принимается крещеный, принадлежащий к другой христианской общине, которая не имеет действительного таинства Конфирмации1.

1LG 26.

-1313- 1290, 1285
В латинском обряде обычным (ординарным) служителем Конфирмации является епископ1. Хотя епископ может в случае необходимости передать священникам право служить таинство Конфирмации2, подобает, учитывая суть этого таинства, чтобы сам епископ преподавал его, памятуя о том, что именно по этой причине совершение Конфирмации было отделено по времени от Крещения. Епископы - преемники апостолов, они получили всю полноту таинства священства. Совершение ими обряда таинства Конфирмации подчеркивает, что одним из последствий этого таинства является более тесное единение принимающих его с Церковью, с ее апостольским происхождением и с ее миссией свидетельства о Христе.

1Ср. CIC кан. 883, § 2;2Ср. CIC кан. 882.

-1314- 1307
Если христианин находится в смертельной опасности, любой священник может совершить над ним обряд Миропомазания1. Церковь ведь хочет, чтобы ни один из ее детей, даже самый малый, не покинул этот мир не обогащенный Святым Духом и даром полноты Христа.

1Ср. CIC кан. 883, § 3.

Коротко

-1315-
«Находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к Ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» (Деян 8, 14-17).

-1316-
Миропомазание (Конфирмация) совершенствует благодать Крещения; это таинство, которое дает нам Святого Духа для того, чтобы мы укоренились глубже в божественном сыновстве, крепче соединились со Христом, чтобы наша связь с Церковью стала более прочной, чтобы мы больше участвовали в ее миссии, а также для помощи нам, чтобы мы свидетельствовали о христианской вере словом, сопровождаемым делами.

-1317-
Миропомазание, как и Крещение, налагает на душу христианина духовную печать, или неизгладимый «характер»; вот почему это таинство можно принимать только один раз в жизни.

-1318-
На Востоке это таинство совершается сразу после Крещения; за ним следует участие в Евхаристии, и эта традиция подчеркивает единство трех таинств христианского посвящения. В Латинской Церкви таинство Конфирмации дается по достижении сознательного возраста, и его служение сохраняется обычно за епископом, что знаменует укрепление связи с Церковью.

-1319-
Христианин, готовящийся к Миропомазанию и достигший сознательного возраста, должен исповедать веру, находиться в состоянии благодати, хотеть принять таинство, а также быть готовым исполнять свою роль ученика и свидетеля Христова в церковной общине и в земных делах.

-1320-
Обряд, выражающий суть Миропомазания, состоит в помазании святым миром лба крещеного человека (на Востоке - также и других органов чувств), с возложением руки совершителя и словами: «Прими знамение дара Святого Духа» [«Accipe signaculum doni Spiritus Sancti»] - в римском обряде, и «Печать дара Духа Святого» - в византийском обряде.

-1321-
Когда Миропомазание совершается отдельно от Крещения, связь ее с Крещением выражается, среди прочего, возобновлением крещальных обетов. Совершение Миропомазания во время Евхаристической литургии подчеркивает связь между таинствами христианского посвящения.

 

Visitorcounter

Today 3

Yesterday 66

All 637921

Currently are 15 guests and no members online

Konta bankowe / банковских счетов