Россия, 610025, г. Киров, ул. Деповская, д.10
                  Настоятель: о. Григорий Зволиньски
                      Proboszcz: ks. Grzegorz Zwoliński
                       телефон/факс: +7 8332 375798
 Электронная почта: prolife.viatka@gmail.com - личный адрес
                     catholic1.viatka@gmail.com - приходской адрес
Католический Приход в Кирове (Вятке)

Седьмая Заповедь

Не кради (Исх 20, 15; Втор 5, 19).

Не кради (Мф 19, 18).

-2401- 1807, 952
Седьмая Заповедь запрещает брать или неправедно удерживать у себя добро ближнего и наносить ущерб ближнему и его собственности каким бы то ни было образом. Она предписывает управлять земными благами и плодами человеческого труда с любовью и справедливостью. Она требует также, ввиду общего блага, уважения к универсальному предназначению благ и к праву частной собственности. Если мы хотим жить по-христиански, мы должны стремиться подчинить Богу и братской любви блага этого мира.

  1. I. Универсальное предназначение благ и частная собственность на блага

-2402- 226, 1939
Вначале Бог доверил землю и ее богатства совместному управлению человечества, чтобы оно заботилось о них, подчиняло их себе своим трудом и пользовалось их плодами1. Сотворенные блага предназначены всему человеческому роду. В то же время земля разделена между людьми, чтобы обеспечить безопасность их жизни, подверженной угрозе оскудения и насилия. Присвоение материальных благ законно, чтобы гарантировать свободу и достоинство личности, чтобы помочь каждому удовлетворить свои основные потребности и нужды тех, кто поручен его заботам. Оно должно позволить проявиться естественной солидарности между людьми.

1Ср. Быт 1, 26-29.

-2403-
Право на частную собственность, приобретенную или полученную справедливым путем, не отменяет того факта, что изначально земля была дана всему человечеству. Универсальное предназначение благ остается первостепенным, даже содействие общему благу требует уважения к частной собственности, праву на нее и пользованию ею.

-2404- 307
«Человек, пользуясь этими благами, должен рассматривать вещи, которыми он законно обладает, не как принадлежащие только ему, но также как принадлежащие общине, в том смысле, что они должны идти на пользу не только ему одному, но и другим»1. Собственность на определенное благо делает обладателя его управляющим, поставленным Провидением, для того, чтобы благо это приносило плоды и другие люди, прежде всего ближние, имели от них пользу.

1GS 69, § 1.

-2405-

То, что может служить для производства, - материальные и нематериальные блага, земля или заводы, способности или мастерство, требует от их обладателей особой заботы, чтобы приносить пользу как можно большему числу людей. Обладатели используемых и потребляемых благ должны пользоваться ими умеренно, оставляя лучшую часть гостю, больному, бедному.

-2406- 1903
Политическая власть имеет право и долг в зависимости от требований общего блага регулировать законное осуществление права на собственность1.

1Ср. GS 71, § 4; SRC 42; СА 40; 48.

  1. II. Уважение к людям и их собственности

-2407- 1809, 1807, 1839
В плане экономическом, уважение к достоинству человека требует добродетели воздержанности, чтобы умерять привязанность к земным благам; добродетели справедливости, чтобы соблюдать права ближнего и отдавать ему должное; добродетели солидарности, согласно золотому правилу и согласно щедрости Господа, Который, «будучи богат, обнищал ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетою» (2 Кор 8, 9*).

Уважение к благам другого человека

-2408-
Седьмая Заповедь запрещает кражу, то есть незаконное присвоение чужой собственности против разумной воли ее хозяина. Кражи нет в том случае, если предполагается согласие собственника или отказ противоречит благоразумию и универсальному предназначению благ. Это касается случаев неотложной и очевидной нужды, когда единственной возможностью выйти навстречу срочным и насущным потребностям человека (питание, одежда, жилище) можно только распорядившись чужой собственностью и использовав ее1.

1Ср. GS 69, § 1.

-2409- 1867
Любой способ брать и незаконно удерживать у себя то, что принадлежит другому, даже если он не является нарушением гражданского права, противоречит Седьмой Заповеди. К нарушениям такого рода относятся следующие действия: сознательно не отдавать одолженные или потерянные вещи; обманывать в торговле1; платить слишком низкое жалование2; повышать цены, спекулируя на неосведомленности или несчастьях других3.

Нравственно незаконны также: спекуляция, которая основывается на искусственном повышении цены товаров с целью получить прибыль в ущерб другим; коррупция, которая изменяет действия тех, кто должен принимать решение согласно праву; присвоение и личное пользование социальной собственностью предприятия; плохо выполненная работа; налоговое мошенничество; подделка чеков и счетов; непомерные расходы; бесхозяйственность. Сознательное нанесение ущерба частной или общественной собственности противоречит нравственному закону и требует возмещения.

1Ср. Втор 25, 13-16;2Ср. Втор 24, 14-15; Иак 5, 4;3Ср. Ам 8, 4-6.

-2410- 2101
Обещания надо исполнять, контракты строго соблюдать в той мере, в какой принятые обязательства морально правильны. Значительная часть экономической и социальной жизни зависит от действительности контрактов между физическими и юридическими лицами. Таковы коммерческие контракты по купле и продаже, контракты по сдаче внаем или трудовые контракты. Любой договор должен быть согласован и выполнен в доброй воле.

-2411- 1807
Договоры подлежат коммутативной справедливости, которая регулирует обмен между людьми и между учреждениями, исходя из соблюдения их прав. Коммутативная справедливость налагает точные обязательства; она требует защиты права на собственность, уплаты долгов и исполнения свободно принятых обязательств. Без коммутативной справедливости никакая другая форма справедливости невозможна.

Коммутативную справедливость нужно отличать от справедливости юридической, справедливых обязанностей гражданина перед обществом, справедливости распределительной, которая регулирует то, чтó общество должно гражданам, пропорционально их вкладу и потребностям.

-2412- 1459
В силу коммутативной справедливости, компенсация за совершенную несправедливость требует возвращения хозяину того, что у него было отобрано.

2487

Иисус хвалит Закхея за его решение: «Если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк 19, 8). Тот, кто прямо или косвенно присвоил себе чужое имущество, должен вернуть его либо его материальный или денежный эквивалент, если вещь исчезла, так же, как доход и пользу, которые законно получил бы его владелец. Все те, кто участвовал в краже каким бы то ни было образом или сознательно получил от нее выгоду (например, организуя кражу, помогая ее совершить или пряча украденное), должны возместить ущерб соразмерно своей ответственности и полученной выгоде.

-2413-

Азартные игры (игра в карты и т.п.) или заключение пари сами по себе не противоречат справедливости. Они становятся морально неприемлемыми, когда они лишают человека того, что ему необходимо, чтобы удовлетворить свои и чужие потребности. Страсть к играм может стать серьезной формой порабощения. Нечестное пари или шулерство составляет серьезную материю, за исключением тех случаев, когда нанесенный ущерб настолько мал, что их жертва не может считать его крупным.

-2414- 2297
Седьмая Заповедь запрещает любые действия или предприятия, которые по каким бы то ни было причинам - эгоистическим или идеологическим, меркантильным или тоталитарным - ведут к порабощению людей, к унижению достоинства личности, к покупке, продаже или обмену людей на товары. Насильственное превращение человека в утилитарную ценность или в источник выгоды есть грех, оскорбляющий достоинство человека и нарушающий его основные права. Св. апостол Павел велит хозяину-христианину обращаться с рабом-христианином «не как с рабом, а как с братом возлюбленным (...) в Господе» (Флм 16).

Уважение к целостности творения

-2415- 226, 358, 373, 378
Седьмая Заповедь требует уважения к целостности творения. Животные, так же, как и растения и неодушевленные существа, естественным образом предназначены для блага человечества в прошлом, настоящем и будущем1. Использование минеральных, растительных и животных ресурсов мира не может быть отделено от уважения к нравственным требованиям. Дарованное Творцом господство человека над живыми и неживыми творениями не абсолютно; оно измеряется заботой о качестве жизни ближнего, в том числе и будущих поколений, и требует религиозного уважения к целостности творения2.

1Ср. Быт 1, 28-31;2Ср. СА 37-38.

-2416- 344
Животные - творения Бога. Он окружает их Своей промыслительной заботой1. Самим фактом своего существования они Его благословляют и воздают Ему славу2. Поэтому люди должны относиться к ним доброжелательно. Достаточно вспомнить о том, с какой нежностью обращались с животными св. Франциск Ассизский и св. Филипп Нери.

1Ср. Мф 6, 26;2Ср. Дан 3, 57-58.

-2417- 2234
Бог доверил животных управлению того, кого Он создал по Своему образу и подобию1. Значит, использование животных для пищи и одежды законно. Их можно приручать, чтобы они помогали человеку в работе и на досуге. Медицинские и научные эксперименты на животных нравственно приемлемы, если они остаются в разумных пределах и служат заботе о людях или спасению их жизни.

1Ср. Быт 2, 19-20; 9, 1-4.

-2418- 2446
Подвергать животных ненужным страданиям и расточать их жизни несовместимо с человеческим достоинством. Недостойно также тратить на них средства, которые должны были бы прежде всего облегчать человеческие страдания. Можно любить животных; они не должны быть предметом чувств, предназначенных только для людей.

III. Социальное учение Церкви

-2419- 1960, 359
«Христианское Откровение ведет к более глубокому пониманию законов социальной жизни»1. Церковь черпает из Евангелия полное откровение истины о человеке. Исполняя свою миссию провозглашения Евангелия, она во имя Христово свидетельствует человеку о его собственном достоинстве и его призвании к общению с людьми; она учит его требованиям справедливости и мира, в соответствии с мудростью Божией.

1GS 23, § 1.

-2420- 2032, 2246
Церковь выносит моральное суждение в экономическом и социальном плане тогда, «когда того требуют фундаментальные права личности и спасение человеческих душ»1. В том, что касается нравственного аспекта, ее миссия отличается от миссии политических властей: Церковь заботится о временных сторонах общего блага в той мере, в какой они подчинены высшему Благу, нашей конечной цели. Она старается внушить правильное отношение к земным благам и социально-экономическим связям.

1GS 76, § 5.

-2421-

Социальное учение Церкви развилось в XIX в., когда наступила конфронтация Евангелия с современным промышленным обществом, его новыми структурами для производства товаров потребления, его новой концепцией общества, государства и власти, его новыми формами труда и собственности. Развитие социального учения Церкви в экономических и общественных вопросах подтверждает постоянно актуальные ценности учения Церкви, а также истинный смысл ее Предания, всегда живого и действенного1.

1СА 3.

-2422- 2044
Социальное учение Церкви является сводом доктринальных принципов, развивающимся по мере того, как Церковь толкует события в ходе истории в свете совокупности учения, явленного через Христа Иисуса и с помощью Святого Духа1. Это учение становится тем более приемлемым для людей доброй воли, чем более оно руководит поведением верующих.

1Ср. SRS 1; 41.

-2423-
Социальное учение Церкви предлагает принципы мышления; оно формулирует критерии суждений и предлагает направление действий1:

Любая система, согласно которой социальные отношения якобы полностью предопределены экономическими факторами, противоречит природе человека и его действий.

1Ср. СА 24.

-2424- 2317

Теория, делающая из выгоды исключительное правило и высшую цель экономической деятельности, морально неприемлема. Безудержная жажда денег неминуемо приводит к порочным результатам. Она - одна из причин множества конфликтов, нарушающих социальный порядок1.

Система, которая «игнорирует фундаментальные права личности или групп людей, принося их в жертву коллективной организации производства», противоречит достоинству человека2. Любая система, сводящая людей до уровня простых орудий для получения прибыли, порабощает человека, ведет к превращению денег в идола и способствует распространению атеизма. «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф 6, 24; Лк 16, 13).

1GS 63; Иоанн Павел II, Энциклика «Laborem exercens» (далее - LE) 7; СА 35;2GS 65.

-2425- 676, 1886

Церковь отвергла атеистические и тоталитарные идеологии, в наше время ассоциирующиеся с «коммунизмом» или «социализмом». С другой стороны, она отвергла в практике «капитализма» индивидуализм и абсолютный примат законов рынка над человеческим трудом1. Регулирование экономики одним только методом централизованного планирования искажает первичные социальные связи; ее регулирование одним только законом рынка не обеспечивает социальной справедливости, «ибо есть множество человеческих потребностей, которые не имеют доступа к рынку»2. Нужно содействовать разумному регулированию рынка и экономических начинаний, согласно справедливой иерархии ценностей и ввиду общего блага.

1СА 10; 13; 44;2СА 34.

  1. IV. Экономическая деятельность и социальная справедливость

-2426- 1928
Развитие экономической деятельности и расширение производства предназначены для удовлетворения человеческих потребностей. Экономическая жизнь имеет целью не просто увеличивать производство и повышать прибыль; она прежде всего предназначена быть на службе людей - человека во всей его цельности и всего человеческого сообщества. Ведомая присущими ей методами, экономическая деятельность должна быть поставлена в рамки морального порядка, с уважением к социальной справедливости, так, чтобы она соответствовала Божиему замыслу о человеке1.

1GS 64.

-2427- 307, 378, 531
Человеческий труд представляет собой непосредственные действия людей, созданных по образу Божию и призванных продолжать - вместе с другими и для других - дело творения, владычествуя над землей1. Это значит, что труд является обязанностью: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес 3, 10)2. Труд отдает честь дарам Творца и полученным талантам. Он может быть также искупительным. Перенося тяготы3 труда в единении с Иисусом, ремесленником из Назарета, распятым на Голгофе, человек некоторым образом сотрудничает с Сыном Божиим в Его искупительном деле. Он проявляет себя как ученик Христа, ежедневно неся Крест в том роде труда, к которому призван4. Труд может быть средством освящения и оживления земной действительности в Духе Христа.

1Ср. Быт 1, 28;2Ср. 1 Фес 4, 11;3Ср. Быт 3, 14-19;4Ср. LE 27.

-2428- 2834, 2185
В труде человек использует и воплощает часть способностей, вписанных в его природу. Первостепенная ценность труда касается самого человека, его автора и адресата. Труд - для человека, а не человек для труда1.

Каждый должен иметь возможность получить благодаря своему труду средства на жизнь для себя и своих близких и в то же время послужить человеческому сообществу.

1Ср. LE 6.

-2429-
Каждый имеет право на экономическую инициативу, каждый должен законно пользоваться своими талантами, чтобы способствовать изобилию, которым все смогут наслаждаться, и пожинать по справедливости плоды своих усилий. Он должен заботиться о том, чтобы действия его соответствовали правилам, установленным законной властью для общего блага1.

1Ср. СА 32.

-2430-
Экономическая жизнь затрагивает разные интересы, часто - противоположно направленные. Этим объясняется возникновение конфликтов, которыми она характеризуется1. Необходимо стараться уменьшить их с помощью переговоров, соблюдая при этом права и обязанности каждого из социальных партнеров: руководителей предприятий, представителей трудящихся - например, профсоюзных организаций и, возможно - гражданских властей.

1Ср. LE 11.

-2431- 1908, 1883
Ответственность государства. «Экономическая деятельность, в частности рыночная экономика, не может протекать в институциональной, юридической и политической пустоте. Наоборот, она предполагает чувство безопасности в области гарантии индивидуальной свободы и собственности, а помимо этого денежную стабильность и существование действенных общественных служб. Основной долг государства состоит в обеспечении гарантии этой безопасности, чтобы человек, который работает и производит, мог пользоваться плодами своего труда и, стало быть, имел стимул исполнять его эффективно и честно. (...) Очередная функция государства - следить за соблюдением прав человека в экономическом секторе и направлять их; здесь, однако, главная ответственность лежит не на государстве, а на отдельных людях и на различных группах и объединениях, из которых состоит общество»1.

1СА 48.

-2432- 2415
Руководители предприятий несут перед обществом экономическую и экологическую ответственность за свою деятельность1. Они должны принимать во внимание благо людей, а не только увеличение прибыли. Прибыль, однако, нужна. Она позволяет делать инвестиции, обеспечивающие будущее предприятий, и гарантирует наличие рабочих мест.

1Ср. СА 37.

-2433-
Доступ к работе и профессии должен быть открыт всем без несправедливой дискриминации, мужчинам и женщинам, здоровым и инвалидам, уроженцам страны и иммигрантам1. В зависимости от обстоятельств, общество должно, со своей стороны, помогать гражданам находить работу и занятость2.

1Ср. LE 19; 22-23;2Ср. СА 48.

-2434- 1867
Справедливая заработная плата есть законный плод труда. Отказ в ней или ее удержание может быть серьезной несправедливостью1. Чтобы справедливо установить оплату труда, нужно принять во внимание одновременно и нужды, и вклад каждого. «Труд должен вознаграждаться так, чтобы человеку была предоставлена возможность достойно развивать материальную, социальную, культурную и духовную жизнь, свою и своих ближних, соответственно служению и продуктивности каждого, а также по условиям данного предприятия и общего блага»2. Обоюдного согласия сторон недостаточно для того, чтобы морально оправдать размер заработной платы.

1Ср. Лев 19, 13; Втор 24, 14-15; Иак 5, 4;2GS 67, § 2.

-2435-
Забастовка нравственно законна, когда она представляется неизбежным или необходимым средством для достижения соответствующего положительного результата. Она становится морально неприемлемой, если она сопровождается актами насилия или если ее наделяют целью, не связанной напрямую с условиями труда или противоречащей общему благу.

-2436-
Несправедливым делом является неуплата органам социального страхования установленных законной властью отчислений.

Потеря рабочего места по причине безработицы для каждого пострадавшего от нее почти всегда является посягательством на человеческое достоинство и угрозой для жизненного равновесия. Помимо личного ущерба, из нее часто вытекают многочисленные опасности для его семейного очага1.

1Ср. LE 18.

  1. V. Справедливость и солидарность между народами

-2437- 1938
В плане международном, неравенство ресурсов и экономических средств таково, что оно создает между нациями настоящую «пропасть»1. С одной стороны - те, кто обладает средствами для роста и развития и умножает их, с другой - те, кто накапливает долги.

1SRS 14.

-2438- 1911, 2315
Различные причины религиозного, политического, экономического и финансового характера придают в наши дни «социальной проблеме всемирное измерение»1. Необходима солидарность между нациями, чья политика уже взаимозависима. Она еще более необходима, когда речь идет о том, чтобы воспрепятствовать действию «извращенных механизмов», мешающих развитию слаборазвитых стран2. Надо заменить финансовые системы, ведущие к злоупотреблениям и даже к ростовщичеству3, несправедливые коммерческие отношения между нациями, гонку вооружений - общим усилием для того, чтобы мобилизовать все ресурсы в сторону нравственного, культурного и экономического развития «с пересмотром приоритетов и шкалы ценностей»4.

1SRS 9;2Ср. SRS 17; 45;3Ср. СА 35;4СА 28.

-2439-
На богатых странах лежит серьезная моральная ответственность по отношению к тем странам, которые не в состоянии сами обеспечить возможности собственного развития, либо им в этом помешали трагические исторические события. Это долг любви и солидарности; это также долг справедливости, если благосостояние богатых наций зиждется на ресурсах, которые не было достойно оплачены.

-2440-
Непосредственная помощь является надлежащим ответом на жгучие чрезвычайные нужды, вызванные, к примеру, природными катастрофами, эпидемиями и т.п. Но ее недостаточно для того, чтобы исправить тяжелые последствия долгосрочных лишений, а также для того, чтобы постоянно утолять потребности нуждающейся страны. Надо преобразовать международные экономические и финансовые учреждения так, чтобы они могли устанавливать более справедливые отношения с менее развитыми странами1. Нужно поддерживать усилия бедных стран, направленных на развитие и освобождение2. Этот принцип особым образом должен применяться в области сельского хозяйства. Крестьяне, в особенности в Третьем мире, составляют преобладающую массу неимущих.

1Ср. SRS 16;2Ср. СА 26.

-2441- 1908
Целостное развитие человеческого общества зиждется на возрастании чувства Бога и познания самого себя. Такое развитие умножает материальные блага и ставит их на службу человека и его свободы. Оно уменьшает бедность и экономическую эксплуатацию. Оно способствует росту уважения к культурной самобытности и открытости для трансцендентного1.

1Ср. SRS 32; СА 51.

-2442- 899
Пастырям Церкви не надлежит прямо вмешиваться в политические дела и в организацию социальной жизни. Это дело верующих мирян, действующих по своей собственной инициативе вместе со своими согражданами. Социальная деятельность может следовать множеством конкретных путей. Она всегда будет иметь в виду общее благо и будет соответствовать Евангельской Вести и учению Церкви. Верующим мирянам надлежит «с христианской ревностью вдохнуть жизнь в земную реальность и вести себя в ней как миротворцам и защитникам справедливости»1.

1SRS 47; ср. там же 42.

2544-2547

  1. VI. Любовь к бедным

-2443- 786, 525, 544, 855
Бог благословляет тех, кто приходит на помощь бедным, и осуждает тех, кто отворачивается от них: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф 5, 42). «Даром получили, даром давайте» (Мф 10, 8). Иисус узнает избранников по тому, что они сделали для бедных1. Когда «нищим благовествуется» (Мф 11, 5)2, это знак присутствия Христа.

1Ср. Мф 25, 31-36;2Ср. Лк 4, 18.

-2444- 1716
«Любовь Церкви к бедным (...) является частью ее постоянной традиции»1. Она вдохновляется Евангелием Заповедей Блаженства2, нищетой Иисуса3 и Его вниманием к бедным4. Любовь к бедным есть даже одна из причин, по которым мы должны трудиться, «делая доброе своими руками, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф 4, 28). Она распространяется не только на бедность материальную, но также и на многочисленные виды бедности культурной и религиозной5.

1СА 57;2Ср. Лк 6, 20-22;3Ср. Мф 8, 20;4Ср. Мф 12, 41-44;5Ср. СА 57.

-2445- 2536
Любовь к бедным несовместима с безудержной жаждой богатства или с его эгоистическим использованием:

2547

Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас, и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровища на последние дни. Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет; и вопли жнецов дошли до Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника: Он не сопротивлялся вам (Иак 5, 1-6).

-2446- 2402
Св. Иоанн Златоуст настойчиво напоминает: «Не позволять бедным иметь участие в своих собственных благах, значит обкрадывать их и лишать их жизни. Не свои у нас богатства, а их»1. «Прежде всего, нужно удовлетворить требованиям справедливости, чтобы не предлагать как дар любви то, что уже должно быть дано по справедливости»2:

Когда мы даем бедным вещи необходимые, мы вовсе не проявляем личное великодушие - мы возвращаем им то, что им принадлежит. Мы в гораздо большей степени совершаем акт справедливости, чем акт милосердия3.

1Св. Иоанн Златоуст, О Лазаре 1, 6;2АА 8;3Св. Григорий Великий, Правило пастырское 3, 21.

-2447- 1460, 1038, 1969
Дела милосердия - это движимые любовью действия, которыми мы приходим на помощь нашему ближнему в его телесных и духовных нуждах1. Учить, советовать, утешать, поддерживать - значит совершать дела духовного милосердия, так же, как прощать и проявлять терпение. Дела телесного милосердия состоят, в частности, в том, чтобы накормить голодных, приютить бездомных, одеть оборванных, посетить больных и заключенных, похоронить мертвых2. Среди этих дел милостыня, подаваемая бедным3, является одним из основных свидетельств братской любви: она также есть праведное, богоугодное дело4.

1004

У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же (Лк 3, 11). Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть: тогда все будет у вас чисто (Лк 11, 41). Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «Идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? (Иак 2, 15-16)5.

1Ср. Ис 58, 6-7; Евр 13, 3;2Ср. Мф 25, 31-46;3Ср. Тов 4, 5-11; Сир 17, 22;4Ср. Мф 6, 2-4;5Ср. 1 Ин 3, 17.

-2448- 386, 1586
«В многочисленных своих формах - материальное обнищание, несправедливые преследования, физические и психические болезни и, наконец, смерть - человеческие беды являются очевидным знаком врожденного состояния немощи, которая стала уделом человека после первого греха Адама, а также его потребности в спасении. Поэтому эти беды вызвали сочувствие Христа Спасителя, пожелавшего взять их на Себя и отождествить Себя с «самыми малыми из братьев Своих». Поэтому те, на кого беды обрушились с особой жестокостью, пользуются предпочтительной любовью Церкви, которая с самого начала, и несмотря на грехи многих своих членов, не переставала стараться облегчить их участь, защищать и освобождать их. Она делает это с помощью бесчисленных дел благотворительности, везде и всегда необходимых»1.

1Конгр. вер.: Инструкция «Libertatis conscientia» 68.

-2449- 1397
Уже в Ветхом Завете разного рода юридические предписания (год прощения долгов, запрещение одалживать под проценты и оставлять себе залог, обязанность десятины, ежедневная плата поденному работнику, право собирать на поле оставшиеся после жатвы колосья и на винограднике - несорванные гроздья) соответствуют поучению Второзакония: «Ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор 15, 11). Иисус делает эти слова Своими: «Нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Ин 12, 8). Он не упраздняет таким образом категоричность древних пророчеств «покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви» (Ам 8, 4. 6), но призывает нас признать Его присутствие в бедных, которые - Его братья1:

786

В день, когда мать пожурила св. Розу Лимскую2 за то, что она держит в доме бедных и калек, та ответила ей: «Когда мы служим бедным и больным, мы служим Иисусу. Мы должны без устали помогать нашему ближнему, ибо в наших братьях мы служим Иисусу».

1Ср. Мф 25, 40;2P. Hansen, Vita mirabilis, Louvain 1668.

Коротко

-2450-
«Не кради» (Втор 5, 19). «Ни воры, ни лихоимцы, (...) ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6, 10).

-2451-
Седьмая Заповедь предписывает практики справедливости и милосердия в управлении земными благами и плодами человеческого труда.

-2452-
Блага творения предназначены всему человеческому роду. Право частной собственности не отменяет универсального предназначения благ.

-2453-
Седьмая Заповедь запрещает кражу. Кража - это узурпация чужой собственности против благоразумной воли владельца.

-2454-
Любой способ брать и неправедно пользоваться чужим имуществом противоречит Седьмой Заповеди. Если совершена несправедливость, ее надо исправить. Коммутативное право требует возвращения украденного имущества.

-2455-
Нравственный закон запрещает действия, которые для достижения меркантильных или тоталитарных целей ведут к порабощению людей, к продаже, покупке или обмену людей как товара.

-2456-
Данное человеку Творцом господство над минеральными, растительными и животными ресурсами мира неотделимо от уважения к моральным обязательствам, в том числе - и к будущим поколениям.

-2457-
Животные доверены человеку, который должен обращаться с ними доброжелательно. Они могут служить праведному удовлетворению человеческих нужд.

-2458-
Церковь выносит моральные суждения в экономической и социальной сфере в тех случаях, когда того требуют фундаментальные права личности и спасение человеческих душ. Она заботится об общем земном благе людей, поскольку оно подчинено достижению нашей конечной цели, то есть Высшего Блага.

-2459-
Автором, центром и целью всей экономической и социальной жизни является сам человек. Решающий момент социальной проблемы состоит в том, чтобы созданные Богом блага, предназначенные всем, действительно всеми были получаемы по справедливости и при помощи милосердия.

-2460-
Первостепенная ценность труда касается человека, который есть автор и объект труда. Своим трудом человек участвует в деле Творения. Если труд совершается в единении с Христом, он может быть искупительным.

-2461-
Подлинное развитие - это развитие человека в его целостности. Надо содействовать росту способности каждого человек отвечать своему призванию - стало быть, призыву Бога1.

1СА 29.

-2462-
Милостыня, подаваемая бедным, - это свидетельство братской любви; она также - акт справедливости, угодный Богу.

-2463-
В великом множестве людей, у которых нет хлеба, нет крыши над головой, нет постоянного места жительства, - как не узнать Лазаря, голодного нищего из притчи?1 Как не услышать Иисуса: «Как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф 25, 45)?

1Ср. Лк 17, 19-31.

 

Visitorcounter

Today 42

Yesterday 31

All 640554

Currently are one guest and no members online

Konta bankowe / банковских счетов