Россия, 610025, г. Киров, ул. Деповская, д.10
                  Настоятель: о. Григорий Зволиньски
                      Proboszcz: ks. Grzegorz Zwoliński
                       телефон/факс: +7 8332 375798
 Электронная почта: prolife.viatka@gmail.com - личный адрес
                     catholic1.viatka@gmail.com - приходской адрес
Католический Приход в Кирове (Вятке)

Пятая Заповедь

Не убивай (Исх 20, 13).

Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду (Мф 5, 21-22).

-2258- 356
«Человеческая жизнь священна, ибо с самого начала она несет в себе творческое действие Бога и навсегда пребывает в особом отношении с Создателем, своей единственной целью. Один Бог есть Владыка жизни, от начала ее и до конца: никто ни при каких обстоятельствах не может претендовать на право прямо уничтожить невинного человека»1.

1Конгр. вер.: Инструкция «Donum vitae» («Дар жизни») (далее - DonV) Вступление 5.

  1. I. Уважение к человеческой жизни

Свидетельство Священной Истории

-2259- 401
Священное Писание в рассказе об убийстве Авеля братом его Каином1 открывает с самого начала человеческой истории наличие в человеке гнева и жадности - последствий первородного греха. Человек стал врагом ближнего. Бог говорит о чудовищности этого братоубийства: «Что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей» (Быт 4, 10-11).

1Ср. Быт 4, 8-12.

-2260-
Завет между Богом и человечеством соткан из напоминаний о божественном даре человеческой жизни и об убийственном насилии самого человека:

Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша (...). Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека; ибо человек создан по образу Божию (Быт 9, 5-6).

Ветхий Завет всегда считал человеческую кровь священным знамением жизни1. Это учение актуально во все времена.

1Ср. Лев 17, 14.

-2261- 1756, 1956
Писание уточняет запрет Пятой Заповеди: «Не умерщвляй невинного и правого» (Исх 23, 7). Сознательное убийство невинного глубоко противоречит человеческому достоинству, «золотому правилу» и святости Творца. Закон, запрещающий такое убийство, действителен универсально: он обязывает всех и каждого, всегда и повсюду.

-2262- 2844
В Нагорной проповеди Господь напоминает заповедь: «Не убивай» (Мф 5, 21), и дополняет ее запретом на гнев, ненависть и мщение. Более того, Христос просит Своего ученика подставлять другую щеку1, любить врагов своих2. Сам Он не защищался и попросил Петра вложить меч в ножны3.

1Ср. Мф 5, 22-39;2Мф 5, 44;3Ср. Мф 26, 52.

Право защиты

-2263- 1737
Законная защита человека и общества не является исключением по отношению к запрету убивать невинного, то есть совершать сознательное убийство. «Личная самозащита может повлечь за собой двойной результат: первый - сохранение собственной жизни; второй - убийство агрессора. (...) Только первый результат - преднамеренный, второй - непреднамеренный»1.

1Св. STh II-II, 64, 7.

-2264- 2196
Любовь к самому себе остается основополагающим принципом морали. Это значит, что заставить уважать свое право на жизнь - законно. Защищающий свою жизнь не виновен в убийстве, даже если он вынужден нанести агрессору смертельный удар:

Если защищая собственную жизнь, человек действует более агрессивно, чем нужно, его действия противозаконны. Если же он реагирует умеренно, то самозащита его законна... Для спасения души не нужно, чтобы человек отказался от самозащиты для того, чтобы избежать убийства другого: человек обязан защищать свою жизнь более, чем жизнь других1.

1STh 11-11, 64, 7.

-2265- 2240, 2308
Законная самозащита может быть не только правом, но серьезным долгом для того, кто несет ответственность за жизнь других. Защита общего блага требует того, чтобы несправедливый агрессор оказался не в состоянии причинять вред. По этой причине те, кто обладает законной властью, также имеют право применять оружие с целью отражения агрессии против гражданского сообщества, за которое они ответственны.

-2266- 1449
Требованию защиты общего блага соответствуют усилия государства по обузданию распространения такого поведения, которое наносит вред человеческим правам, а также основным нормам гражданского общества. Законная общественная власть обладает правом и обязанностью налагать наказания, соразмерные тяжести проступков.

Первая цель наказания - исправить беспорядок, вызванный преступлением. Если оно сознательно принимается виновным, оно становится искуплением вины. Кроме того, наказание помимо цели защиты общественного порядка и безопасности людей имеет терапевтическое значение: оно должно, по мере возможности, способствовать исправлению виновного1.

1Ср. Лк 23, 40-43.

-2267-
При условии, что личность и ответственность виновного полностью установлены, традиционное учение Церкви не исключает применения смертной казни, если это единственный возможный путь действенно защитить жизни людей от несправедливого агрессора.

Однако если средства, не влекущие за собой смерти, достаточны для того, чтобы защитить и сохранить жизни людей, власть должна использовать только такие средства, поскольку они находятся в большем соответствии с конкретными условиями общего блага и более сообразны достоинству человеческой личности.

В действительности, в наши дни вследствие тех возможностей, которыми обладает государство для эффективного предотвращения преступления - не прибегая к тому, чтобы лишать преступника возможности искупить свою вину, - случаи, в которых уничтожение преступника совершенно необходимо, «имеют место очень редко, если не вовсе уже практически отсутствуют»1.

1Иоанн Павел II, Энциклика «Evangelium vitae», 56.

Умышленное убийство

-2268- 1867
Пятая Заповедь запрещает как тяжкий грех прямое и умышленное убийство. Убийца и добровольные сообщники убийства совершают грех, вопиющий к небесам об отмщении1.

Детоубийство2, братоубийство, отцеубийство и убийство супруга являются особенно тяжкими преступлениями из-за естественных связей, которые они разрывают. Никакие соображения о евгенике или общественной гигиене не могут ни в каком случае оправдать убийства, даже если оно совершается по приказанию гражданских властей.

1Ср. Быт 4, 10;2Ср. GS 51, § 3.

-2269-
Пятая заповедь запрещает бездействие с намерением косвенно вызвать смерть человека. Нравственный закон запрещает подвергать кого-либо смертельному риску без достаточно веской на то причины, как и отказывать в помощи человеку, находящемуся в опасности.

Равнодушие человеческого сообщества перед смертоносным голодом и отсутствие усилий помочь - возмутительная несправедливость и тяжелая вина. Спекулянты, ростовщические и корыстные методы которых вызывают голод и смерть их братьев, косвенно совершают убийство. Оно вменяемо им в вину1.

2290

Неумышленное убийство не может быть поставлено в вину с точки зрения нравственной. Но если человек без достаточно веской на то причины поступает так, что его действия приводят к чьей-либо смерти, даже если он не имеет такого намерения, это серьезный проступок, за который он отвечает.

1Ср. Ам 8, 4-10.

Аборт

-2270- 1703, 357
Человеческая жизнь должна пользоваться уважением и защитой в абсолютной мере с момента зачатия. С первого же момента его существования за человеком должны быть признаны все права человеческой личности, среди которых - нерушимое право каждого невинного существа на жизнь1.

Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде чем ты вышел из утробы, Я освятил тебя (Иер 1, 5). Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда Я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы (Пс 139, 15).

1Ср. DonV 1, 1.

-2271-
Начиная с I в., Церковь провозглашала моральное зло всякого искусственно вызванного аборта. Это учение не изменилось. Оно остается незыблемым. Сознательный аборт, то есть желаемый как цель или как средство, глубоко противоречит нравственному закону:

Не умерщвляй плод, губя [его в утробе], и не убивай родившегося1.

Бог, Господь жизни, поручил людям высокое служение сохранять жизнь, и человек должен его исполнять подобающим образом. Поэтому жизнь с самого зачатия должна быть оберегаема с величайшей заботой; аборт и детоубийство являются ужасными преступлениями2.

1Дидахе 2, 2. Ср. Послание Варнавы 19, 5; Послание к Диогнету 5, 5; Тертуллиан, Апологетик 9;2GS 51, § 3.

-2272- 1463
Формальное соучастие в аборте представляет собой тяжкую вину. Церковь применяет каноническое наказание отлучения к этому преступлению против человеческой жизни. «Тот, кто производит аборт, если цель достигнута, подлежит отлучению (экскоммуникации) latae sententiae (связывающее силой самого закона)»1, «уже из-за самого факта совершения преступления»2, согласно условиям, предусмотренным Законом3. Церковь не намеревается таким образом сузить область милосердия. Она указывает на тяжесть совершенного преступления и непоправимый ущерб, нанесенный невинно убитому, его родителям и всему обществу.

1CIC кан. 1398;2CIC кан. 1314;3Ср. CIC кан. 1323-1324.

-2273- 1930
Незыблемое право на жизнь каждого невинного человека является неотъемлемой составляющей гражданского общества и его законодательства.

«Неотъемлемые права личности должны быть признаны и соблюдаемы гражданским обществом и политической властью. Права человека не зависят ни от отдельных людей, ни от родителей, и также не представляют собой привилегии, данной обществом и государством; они принадлежат человеческой природе и присущи человеку в силу творческого действия, от которого он берет свое начало. Среди этих основополагающих прав надо отметить право на жизнь и физическую неприкосновенность каждого человека от зачатия и до смерти»1.

«В тот момент, когда какой-то положительный закон лишает какую-то категорию людей защиты, которую обязано давать им гражданское законодательство, государство тем самым отрицает равенство всех перед законом. Когда государство не использует свои силы для служения правам всех граждан и особенно - слабейших среди них, это ставит под угрозу сами основы правового государства (...). Вследствие уважения и защиты, которые должны быть обеспечены ребенку с момента его зачатия, закон должен предусматривать соответствующие уголовные наказания за любое преднамеренное нарушение этих прав»2.

1DonV 3;2DonV 3.

-2274-
С самого зачатия зародыш должен почитаться за личность; поэтому надо защищать его целостность, заботиться о нем и лечить его, в меру возможностей, как любого другого человека.

Предродовая диагностика нравственно законна, «если она уважает жизнь и целостность человеческого зародыша и плода и если она направлена на его индивидуальное сохранение или излечение (...). Она глубоко противоречит нравственному закону, если предусматривает, в зависимости от результата, возможность сделать аборт. Диагноз не может быть равносилен смертному приговору»1.

1DonV 1, 2.

-2275-

«Хирургические операции на человеческом зародыше считаются законными при условии, что им сопутствует уважение к жизни и целостности зародыша и что они не подвергают его непропорционально большому риску, но производятся с целью лечения, улучшения его здоровья или спасения его жизни, находящейся в опасности»1.

«Безнравственно производить человеческие зародыши, предназначенные для использования как биологический материал, которым можно свободно располагать»2.

«Некоторые попытки вмешательства в генетическое или хромосомное достояние человека не носят терапевтического характера, но пытаются привести к производству человеческих существ выборочно, согласно полу или другим заранее предрешенным качествам. Такие манипуляции противоречат личному достоинству человека, его целостности и его самобытности», которая уникальна и неповторима3.

1DonV 1, 3;2DonV 1, 5;3DonV 1, 6.

Эвтаназия

-2276- 1503
Те, чьи жизненные возможности ограничены или ослаблены, имеют право на особое к себе уважение. Больные или инвалиды должны получать поддержку, чтобы вести жизнь, насколько это возможно, нормальную.

-2277-
Прямая эвтаназия, независимо от мотивов и средств, состоит в том, что жизнь инвалида, больного или умирающего прерывают извне. Эвтаназия нравственно неприемлема.

Так, действие или бездействие, которые сами по себе или с заранее обдуманным намерением приносят смерть, чтобы устранить боли, является убийством, которое тяжким образом попирает достоинство человека и уважение к Богу Живому, его Создателю. Ошибка в суждении, которая может быть сделана из благих убеждений, не меняет природы самого смертоносного действия, которое всегда неприемлемо и недопустимо1.

1Конгр. вер.: «Декларация „Iura et bona”».

-2278-

Прекращение дорогостоящих, опасных, экстраординарных или несоразмерных ожидаемому результату медицинских процедур может быть законным. Это отказ от «терапевтической настойчивости». Здесь нет намерения принести смерть, есть только признание невозможности помешать ей. Решения должны приниматься самим пациентом, если он обладает на то способностью и возможностью, либо теми, у кого есть законное право решать; при этом необходимо всегда уважать разумную волю пациента и его законные интересы.

-2279-

Даже если смерть считается неизбежной, нельзя прерывать уход, который нормально полагается больному. Использование обезболивающих средств для того, чтобы облегчить страдания умирающего, даже с риском сократить его жизнь, может быть с моральной точки зрения совместимо с человеческим достоинством - если при этом не хотят смерти ни как цели, ни как средства, но только предвидят ее и принимают как неизбежность. Успокаивающий уход является особо ценной формой бескорыстного милосердия. В этом качестве его надо всячески поощрять.

Самоубийство

-2280- 2258
Каждый отвечает за свою жизнь перед Богом, давшим ее. Бог остается ее абсолютным Владыкой. Мы должны с благодарностью принимать ее и защищать ее в честь Бога и ради спасения наших душ. Мы - только управляющие, но не хозяева жизни, которую Бог доверил нам. Мы не можем распоряжаться ею.

-2281- 2212
Самоубийство противоречит естественной склонности человека сохранять и продолжать свою жизнь. Оно глубоко противоречит законной любви к себе. Оно оскорбляет любовь к ближнему, ибо неправедно разрывает связи солидарности с семейным, национальным и человеческим обществом, по отношению к которому у всех нас есть обязательства. Самоубийство противоречит любви к Богу Живому.

-2282-
Если самоубийство совершается с целью подать пример, в частности, молодежи, оно становится страшным соблазном. Сознательное содействие самоубийству нарушает нравственный закон.

1735
Тяжелое психическое расстройство, страх или невыносимая тревога перед испытанием, страданиями или пытками могут уменьшить ответственность самоубийцы.

-2283- 1037
Не надо терять надежду на вечное спасение людей, покончивших жизнь самоубийством. Бог, одному Ему ведомыми путями, может дать им возможность спасительного раскаяния. Церковь молится о тех, кто наложил руки на себя.

  1. II. Уважение к достоинству человека

Уважение к душе ближнего: соблазн

-2284- 2847
Соблазн - это проявление образа мышления или поведение, которые толкают других к деланию зла. Тот, от кого исходит соблазн, становится искусителем ближнего. Он наносит ущерб добродетели и честности; он может довести своего брата до духовной смерти. Соблазн становится тяжелой виной, если выливается в действие или в бездействие, преднамеренно ведущее другого к совершению серьезного проступка.

-2285- 1903
Соблазн становится особенно пагубным в зависимости от авторитета тех, кто вызывает его, или слабости тех, кто ему подвергается. По поводу соблазна наш Господь произнес следующие слова осуждения: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф 18, 6)1. Соблазн усугубляется в том случае, когда он исходит от лиц, призванных - природой или выполняемыми функциями - учить и воспитывать других. Иисус упрекает в этом книжников и фарисеев, сравнивая их с волками в овечьей шкуре2.

1Ср. 1 Кор 8, 10-13;2Ср. Мф 7, 15.

-2286-
Соблазн может исходить от закона, от учреждений, от моды или от общественного мнения.

1887, 2498

Так, повинны в соблазне те, кто устанавливает законы или социальные структуры, ведущие к деградации нравов и вырождению религиозной жизни, или к «социальным условиям, которые вольно или невольно делают непосильным, практически невозможным христианское поведение, соответствующее заповедям»1. То же самое касается руководителей предприятий, устанавливающих правила, которые толкают на обман; учителей, которые «раздражают детей»2 и тех, кто, манипулируя общественным мнением, отвращают его от нравственных ценностей.

1Пий XII, Речь 1 июня 1941 г.;2Ср. Еф 6, 4; Кол 3, 21.

-2287-
Тот, кто использует имеющуюся у него власть таким образом, что толкает на совершение зла, виновен в соблазне и ответственен за зло, которому прямо или косвенно потворствовал. «Невозможно не придти соблазнам; но горе тому, чрез кого они приходят» (Лк 17, 1).

Уважение к здоровью

-2288- 1503
Жизнь и физическое здоровье - драгоценные блага, доверенные нам Господом. Мы должны благоразумно заботиться о них, принимая во внимание нужды других и общее благо.

1509
Забота о здоровье граждан требует помощи общества для создания условий существования, позволяющих расти и достигать зрелости: это касается питания и одежды, жилища, здравоохранения, начального обучения, трудоустройства, социального обеспечения.

-2289- 364, 2113
Если нравственный закон призывает к уважению телесной жизни, он, однако, не делает из нее абсолютной ценности. Он восстает против неоязыческой концепции, стремящейся распространять культ тела, всем ему жертвовать, превращать в кумиры физическое совершенство и спортивные успехи. Отбирая сильных и отметая слабых, такая концепция может привести к извращению человеческих отношений.

-2290- 1809
Добродетель воздержанности предрасполагает к тому, чтобы избегать любых излишеств, злоупотребления едой, алкоголем, табаком и лекарствами. Те, кто в состоянии опьянения или из-за чрезмерного увлечения скоростью ставит под угрозу безопасность других и свою собственную на дорогах, в море или в воздухе, берет на себя тяжкую вину.

-2291-
Употребление наркотиков наносит разрушительный вред человеческому здоровью и жизни. За исключением чисто терапевтических показаний, это очень тяжкая вина. Нелегальное производство и контрабанда наркотиков - преступная деятельность, представляющая собой прямое соучастие (поскольку побуждают их совершать) в действиях, резко противоречащих нравственному закону.

Уважение к личности и научные исследования

-2292-
Научные опыты, в области медицины или в области психологии, производимые на людях или группах людей, могут способствовать лечению больных и улучшению здоровья общества.

-2293- 159, 1703

Фундаментальные научные исследования, равно как и практические, убедительно свидетельствуют о господстве человека над творением. Наука и техника представляют собой ценные ресурсы, если они служат человеку и его полному развитию для блага всех; тем не менее, они не могут быть целью ни сами по себе, ни развития человеческого прогресса. Наука и техника подчинены человеку, источнику своего происхождения и развития; поэтому человек и его моральные ценности определяют их цели и позволяют осознать их пределы.

-2294- 2375

Иллюзорно убеждение, что научное исследование и его практическое приложение нравственно нейтральны. С другой стороны, критерии их оценки не могут быть выводимы ни из обычной технической эффективности, ни из последующей пользы для одних людей в ущерб другим, ни, что еще хуже, из господствующих идеологий. Ввиду естественно присущего науке и технике значения, они должны быть безусловно подчинены фундаментальным критериям морали; они должны находиться на службе человека, его неотъемлемых прав, его истинного и полного блага, в соответствии с волей Божией и Его Замыслом.

-2295- 1753
Исследования и эксперименты на людях не могут узаконивать действия, сами по себе противоречащие достоинству личности и нравственному закону. Возможное согласие подопытных субъектов не оправдывает такие действия. Эксперименты на людях морально незаконны, если они представляют риск для жизни или физической и психологической целостности субъекта, чрезмерной или такой, которого можно избежать. Эксперименты на людях наносят ущерб человеческому достоинству, если, тем более, они производятся без четкого согласия субъекта или правомочных лиц.

-2296- 2301

Пересадка органов соответствует нравственному закону, если физические и психологические опасности и риски, которые берет на себя донор, пропорциональны искомому благу для реципиента. Посмертное дарование своих органов является благородным и достойным делом и должно поощряться как проявление щедрой солидарности. Оно морально неприемлемо, если донор или его близкие не дали на это явного согласия. Кроме того, морально неприемлемо приводить к инвалидности или к смерти человеческую личность - даже если это делается для того, чтобы продлить жизнь других людей.

Уважение к телесной целостности

-2297-
Похищение и взятие заложников сеют террор и посредством угроз подвергают жертвы невыносимому давлению. Они морально незаконны. Терроризм подвергает угрозам, ранит и убивает всех без разбора; он глубоко противоречит справедливости и любви. Пытки, использующие физическое или моральное насилие, чтобы вырвать признания, чтобы наказать виновных, устрашить противников или удовлетворить свою ненависть, противоречат уважению к личности и человеческому достоинству. Сознательная и преднамеренная ампутация, калечение или стерилизация невинных людей, вне контекста медицинских предписаний исключительно терапевтического характера, противоречат нравственному закону1.

1Ср. Пий XI, Энциклика «Casti connubii»: DS 3722.

-2298- 2267

В прошлом законные власти обычно применяли жестокие методы для поддержания закона и порядка, часто при отсутствии какого-либо протеста со стороны пастырей Церкви, которые в собственных трибуналах применяли положения римского права касательно пыток. Наряду с этими прискорбными фактами, однако, Церковь всегда проповедовала долг милосердия и сострадания; она запрещала духовенству проливать кровь. В последнее время стало ясно, что использование этих жестоких методов не нужно для поддержания общественного порядка и нарушает законные права человека. Наоборот, оно приводит к самой худшей деградации. Надо добиваться исчезновения таких методов. Надо молиться за жертвы и их палачей.

Уважение к мертвым

-2299- 1525
Умирающие должны быть окружены уходом и вниманием, чтобы помочь им прожить последние минуты в мире и достоинстве. Молитва близких должна помогать им. Близкие должны позаботиться о том, чтобы больным вовремя были преподаны таинства, готовящие их к встрече с Богом Живым.

-2300- 1681-1690
С телами усопших надлежит обращаться почтительно и с любовью, в вере и в надежде на воскресение. Погребение мертвых - это акт телесного милосердия1, выражение почтения к Божиим чадам, тело которых - храм Духа Святого.

1Ср. Тов 1, 16-18.

-2301-

Вскрытие трупов морально допустимо, если оно производится с научной целью или в рамках судебного следствия. Бескорыстный дар органов после смерти законен и может быть похвальным.

Кремация дозволена Церковью в том случае, если она не является выражением неверия в воскресение тела1.

1Ср. CIC кан. 1176, § 3.

III. Сохранение мира

Мир

-2302- 1765
Напоминая заповедь: «Не убивай» (Мф 5, 21), Господь наш требует мира в сердцах и обличает безнравственность преступного гнева и ненависти:

Гнев есть желание мести. «Желать отмщения как зла для того, кого надо наказать, незаконно»; но похвально требовать воздаяния «для исправления порока и сохранения справедливости»1. Если гнев доходит до осознанного желания убить ближнего или тяжело ранить его, он становится тяжким преступлением против любви; это - смертный грех. Господь сказал: «Всякий, гневающийся на брата своего, подлежит суду» (Мф 5, 22*).

1STh 2-2, 158, 1, ad 3.

-2303- 2094, 1933
Сознательная ненависть противоречит любви. Ненависть к ближнему - грех, когда человек сознательно желает ему зла. Ненависть к ближнему - тяжкий грех, когда ему сознательно желают серьезной беды. «А Я говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас, чтобы стать вам сынами Отца вашего, Который на небесах» (Мф 5, 44-45*).

-2304- 1909, 1807
Уважение и развитие человеческой жизни требуют мира. Мир - это не только отсутствие войны, и он не ограничивается обеспечением равновесия враждующих сторон. Мир не может быть установлен на земле без сохранения личного достояния людей, без свободного общения между людьми, без уважения к достоинству людей и народов, без постоянного воплощения в жизнь братства. Он есть «спокойствие порядка»1. Он - дело справедливости2 и плод любви3.

1Св. Августин, О граде Божием 19, 13;2Ср. Ис 32, 17;3Ср. GS 78, § 1-2.

-2305- 1468
Мир на земле - образ и плод мира Христа, мессианского «Князя мира» (Ис 9, 6). Кровью Креста Своего Он «в Своем собственном теле убил вражду» (Еф 2, 16*)1, Он примирил людей с Богом и сделал из Своей Церкви таинство единства человеческого рода и его единения с Богом. «Он есть мир наш» (Еф 2, 14). Он объявляет: «блаженны миротворцы» (Мф 5, 9).

1Ср. Кол 1, 20-22.

-2306- 2267
Те, кто отказывается от насильственных и кровопролитных действий и для защиты прав человека прибегает к средствам, доступным самым слабым, свидетельствуют о евангельской любви, лишь бы это не вредило правам и обязанностям других людей и обществ. Они законно подтверждают серьезность физического и морального риска, связанного с применением насилия, с его разрушениями и жертвами1.

1Ср. GS 78, § 5.

Избегать войны

-2307-
Пятая Заповедь запрещает сознательное уничтожение человеческой жизни. Зло и несправедливости, которые влечет за собой любая война, заставляют Церковь настойчиво призывать каждого молиться и действовать для того, чтобы благость Божия освободила нас от древнего рабства войны1.

1Ср. GS 78, § 4.

-2308-
Каждый гражданин и каждый правитель должен стараться избежать войны.

2266
Но до тех пор, пока «будет существовать опасность войны и не будет международной компетентной власти, снабженной достаточными силами, нельзя будет отказывать правительствам, исчерпавшим все средства мирного соглашения, в праве законной обороны»1.

1GS 79, § 4.

-2309- 2243
Нужна большая строгость при определении точных условий, оправдывающих законную самозащиту посредством военной силы. Серьезность такого решения налагает требование соблюдать строжайшие условия нравственной легитимности. В этом случае необходимо одновременно:

- чтобы ущерб, наносимый агрессором нации или сообществу наций, был длительным, тяжелым и бесспорным;
- чтобы любые другие возможности положить ему конец оказались нереальными или неэффективными;
- чтобы налицо были серьезные возможности успеха;
- чтобы применение оружия не привело к большему злу и беспорядку, чем то зло, которое надо прекратить. Мощность современных средств разрушения играет большую роль при решении о том, налицо ли это последнее условие.

Таковы традиционные элементы учения о так называемой «справедливой войне».

1897
Оценка условий моральной легитимности принадлежит разумному суждению тех, кто ответственен за общественное благо.

-2310-
Государственные власти в этом случае обладают правом и долгом потребовать от граждан исполнения обязанностей, необходимых для защиты отечества.

2239, 1909
Те, кто посвящают себя служению родине, находясь на военной службе, являются защитниками безопасности и свободы народов. Честно выполняя свои обязанности, они по-настоящему способствуют общему благу нации и поддержанию мира1.

1Ср. GS 79, § 5.

-2311- 1782, 1790
Государственные власти должны находить справедливое решение в тех случаях, когда человек по убеждению отказывается брать в руки оружие, при этом оставаясь обязанным служить человеческому сообществу иным образом1.

1Ср. GS 79, § 3.

-2312-
Церковь и человеческий разум декларируют, что нравственный закон постоянно действенен во время вооруженных конфликтов. «Тот факт, что война, к несчастью, началась, не означает, что тем самым между воюющими сторонами все дозволено»1.

1GS 79, § 4.

-2313-
Надо уважать гражданское население, раненых солдат и военнопленных и обращаться с ними гуманно.

2242
Действия, сознательно противоречащие человеческим правам и универсальным принципам, как и приказы о таких действиях, являются преступлениями. Слепое повиновение не достаточно для того, чтобы оправдать выполняющих подобные приказания. Так, истребление нации, народа или этнического меньшинства должно быть осуждено как смертный грех. Наш нравственный долг - отказываться выполнять приказания о совершении геноцида.

-2314-
«Всякое военное действие, направленное без различия на уничтожение целых городов или обширных областей с их населением, является преступлением против Бога и самого человека, что надлежит твердо и без колебаний осудить»1. Риск современной войны состоит и в том, что обладателям оружия массового уничтожения - в частности, атомного, биологического или химического - предоставлена возможность совершать подобные преступления.

1GS 80, § 4.

-2315-
Накопление оружия многим представляется как парадоксальный способ убедить возможного противника не прибегать к военным действиям. Люди, придерживающиеся такого мнения, видят в этом самый эффективный метод обеспечить мир между народами. Но такой способ убеждения - очень спорный с моральной точки зрения. Гонка вооружений не обеспечивает мира. Она не только не устраняет возможных причин войны, но несет с собой риск их усугубить. Астрономические расходы на создание все новых и новых вооружений мешают оказывать помощь нуждающемуся населению1; они препятствуют развитию народов. Чрезмерное вооружение умножает причины конфликтов и повышает риск распространения.

1Ср. Павел VI, Энциклика «Populorum progressio» («Прогресс человечества») 53.

-2316- 1906
Производство оружия и торговля им касается общего блага наций и международного сообщества. Поэтому гражданские власти имеют право и обязаны регламентировать их. Преследование краткосрочных или коллективных интересов не может узаконить предприятий, разжигающих насилие и конфликты между нациями и компрометирующих международный правопорядок.

-2317- 1938, 2538, 1941
Несправедливости, слишком явное социальное или экономическое неравенство, зависть, подозрительность и гордыня, пагубно распространяющиеся между людьми и нациями, без конца угрожают миру и вызывают войны. Все, что делается для того, чтобы преодолеть эти беззакония, способствует созиданию мира и избежанию войны:

По причине греховности людей, им всегда угрожает опасность войны, и так будет, доколе не придет Христос; но поскольку они, соединенные любовью, преодолевают грех, преодолевается и насилие, пока не исполнится слово: «Перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис 2, 4)1.

1GS 78, § 6.

Коротко

-2318-
«В Его руке душа всякого живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов 12, 10).

-2319-
Всякая человеческая жизнь с момента зачатия и до смерти священна, потому что Бог живой и святой возжелал человеческую личность ради нее самой по Своему образу и подобию.

-2320-
Убийство человека глубоко противоречит достоинству личности и святости Творца.

-2321-
Запрет убивать не отменяет права обезвредить неправедного агрессора. Законная защита - долг того, на ком лежит ответственность за чужие жизни и общее благо.

-2322-
С момента зачатия ребенок имеет право на жизнь. Непосредственный аборт, используемый как цель или средство, есть позорное деяние1, глубоко противоречащее нравственному закону. Церковь наказывает за это преступление против человеческой жизни канонической мерой отлучения (экскоммуникации).

1GS 27, § 3.

-2323-
Поскольку с самого момента зачатия к зародышу надо относиться как к личности, надо защищать его целостность, заботиться о нем и лечить, как любого другого человека.

-2324-
Сознательная эвтаназия, каковы бы ни были ее формы и мотивы, является убийством. Она глубоко противоречит достоинству человеческой личности и уважению к ее Создателю, Богу Живому.

-2325-
Самоубийство глубоко противоречит справедливости, надежде и любви. Оно запрещено Пятой Заповедью.

-2326-
Соблазн представляет собой тяжкую вину, когда действием или бездействием сознательно ведет других к тяжкому греху.

-2327-
Учитывая страдания и несправедливость, которые несет с собой война, мы должны в пределах разумных возможностей делать все, чтобы избежать ее. Церковь молится: «От бедствий, голода, огня и войны избавь нас, Господи».

-2328-
Церковь и человеческий здравый смысл декларируют, что нравственный закон остается постоянно действующим во время вооруженных конфликтов. Действия, преднамеренно нарушающие права и универсальные принципы народов, являются преступлениями.

-2329-
«Гонка вооружений - тягчайшая язва человечества; она наносит бедным невыносимый ущерб»1.

1GS 81, § 3.

-2330-
«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф 5, 9).

 

Visitorcounter

Today 3

Yesterday 66

All 637921

Currently are 10 guests and no members online

Konta bankowe / банковских счетов