Россия, 610025, г. Киров, ул. Деповская, д.10
                  Настоятель: о. Григорий Зволиньски
                      Proboszcz: ks. Grzegorz Zwoliński
                       телефон/факс: +7 8332 375798
 Электронная почта: prolife.viatka@gmail.com - личный адрес
                     catholic1.viatka@gmail.com - приходской адрес
Католический Приход в Кирове (Вятке)

Вторая Заповедь

Не произноси имя Господа, Бога твоего, напрасно (Исх 20, 7; Втор 5, 11).

Сказано древним: «Не преступай клятвы» (...) А Я говорю вам: не клянись вовсе (Мф 5, 33-34).

2807-2815

  1. I. Имя Господа свято

-2142-
Вторая Заповедь предписывает почитать имя Господа. Как и Первая Заповедь, она относится к религиозной добродетели и регламентирует, в частности, нашу речь по отношению к святыням.

-2143- 203, 435
Среди всех слов Откровения есть одно особенное - откровение имени Божиего. Бог доверяет Свое имя верящим в Него; Он открывает им Себя в Своей личной тайне. Дар имени принадлежит к порядку доверия и близости. «Имя Господа свято». Поэтому человек не может злоупотреблять Им. Он должен хранить его в памяти, в тишине поклонения, исполненного любви1. Он не должен произносить его иначе, нежели благословляя, восхваляя и прославляя его2.

1Ср. Зах 2, 17;2Ср. Пс 29, 2; 96, 2; 113, 1-2.

-2144-
Почитание имени Бога выражает преклонение перед тайной Самого Бога и перед всей священной реальностью, о которой говорит это имя. Чувство священного принадлежит к религиозной добродетели.

Чувство страха и чувство священного - христианские ли это чувства? Никто рассудочно не может в этом сомневаться. Мы с особой силой испытывали бы эти чувства, если бы нам дано было видение Всемогущего Бога. Мы имели бы эти чувства, если бы «осознавали» Его присутствие. И в меру того, что мы веруем в Его присутствие, мы должны их иметь. Не ощущать их - значит, не осознавать Его присутствие и не верить в Него1.

1Ньюман, Проповеди приходские и простые 5, 2.

-2145- 2472, 427
Верный должен свидетельствовать об имени Господа, бесстрашно исповедуя свою веру1. Проповедь и катехизация должны быть проникнуты поклонением имени Господа нашего Иисуса Христа и его почитанием.

1Ср. Мф 10, 32; 1 Тим 6, 12.

-2146-
Вторая Заповедь запрещает злоупотреблять именем Господа, то есть любое непочтительное и неуместное использование имени Бога, Иисуса Христа, Пресвятой Девы Марии и всех святых.

-2147- 2101
Обещания, данные во имя Божие, становятся делом чести, верности, правдивости и авторитета Бога. Справедливости ради они должны выполняться. Не выполнять их означает злоупотребить именем Божиим и в какой-то степени сделать из Бога лжеца1.

1Ср. 1 Ин 1, 10.

-2148-
Богохульство прямо противоречит Второй Заповеди. Оно состоит в произнесении - наедине с собою или во всеуслышание - слов ненависти, упрека, вызова; в злословии Бога; в недостатке почитания Его в словах о Нем; в злоупотреблении Его именем. Св. апостол Иаков осуждает тех, «кто бесславит доброе имя (Иисуса), которым вы называетесь» (Иак 2, 7). Запрещение богохульства распространяется также на высказывания против Церкви Христовой, против святых и святынь. Богохульство совершается также, когда Божие имя используют для того, чтобы прикрывать преступные действия, держать в рабстве народы, подвергать пыткам или убивать людей. Злоупотребление Божиим именем с целью совершить преступление ведет к отвержению религии.

1756
Богохульство противоречит надлежащему почитанию Бога и Его святого имени. Оно само по себе - тяжкий грех1.

1Ср. CIC кан. 1369.

-2149-
Проклятия, в которые вводится имя Божие без намерения богохульства, являются неуважением к Господу. Вторая Заповедь запрещает также употребление имени Божия в контексте магии.

Величие имени Бога проявляется тогда, когда его произносят с почтением, достойным Его царственного величества. Имя Бога свято там, где его произносят с благоговением и боязнью оскорбить Его1.

1Св. Августин, О Нагорной проповеди Господа 2, 45, 19.

  1. II. Имя Божие, произнесенное напрасно

-2150-
Вторая Заповедь запрещает ложную клятву. Поклясться или принести присягу - значит призвать Бога в свидетели того, что утверждаешь, использовать Божию правдивость как залог своей собственной правдивости. Клятва заручается именем Господним. «Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и Его именем клянись» (Втор 6, 13).

-2151- 215
Осуждение ложной клятвы есть долг перед Богом. Как создатель и Господь, Бог есть мерило всякой правды. Слово человека может быть в согласии или в противоречии с Богом, который есть сама Истина. Если клятва правдива и законна, она проливает свет на соотношение между человеческим словом и Божией истиной. Клятва ложная призывает Бога в свидетели лжи.

-2152- 2476, 1756
Тот, кто клятвенно дает обещание, которого не намерен сдержать, или тот, кто дав такое обещание, впоследствии его не исполняет, - клятвопреступник. Клятвопреступление - тяжкое неуважение к Господу всякого слова. Поклясться совершить злое дело - противно святости имени Божьего.

-2153- 2466
Иисус представил Вторую Заповедь в Нагорной проповеди: «Еще слышали вы, что сказано древним: „не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои”. А Я говорю вам: не клянись вовсе (...). Да будет же слово ваше: „да, да”, „нет, нет”; а что сверх этого, от лукавого» (Мф 5, 33-34. 37*)1. Иисус учит, что всякая клятва касается Бога и что присутствие Бога и Его истины надо почитать в каждом слове. Тактичность в употреблении имени Божия в разговорном языке непосредственно связана с почтительным вниманием к Его присутствию; каждое наше утверждение свидетельствует о нем или, наоборот, является его поруганием.

1Ср. Иак 5, 12.

-2154-
Вслед за св. Павлом1, Предание Церкви считает, что слово Иисуса не воспрещает клятву, если она дается по важной и справедливой причине (например, перед судом). «Клятва, то есть произнесение имени Бога как свидетеля правды, может быть дана только для того, чтобы свидетельствовать о правде, благоразумно и по справедливости»2.

1Ср. 2 Кор 1, 23; Гал 1, 20;2CIC кан. 1199, § 1.

-2155- 1903
Святость имени Божия требует, чтобы не прибегали к нему попусту и не клялись при таких обстоятельствах, когда это может быть истолковано как поддержка власть имущим, несправедливо добивающимся своего. Когда клятвы требует незаконная гражданская власть, можно отказаться ее давать. Надо отказаться давать клятву в том случае, если ее требуют с целью, противоречащей человеческому достоинству или церковной общине.

III. Христианское имя

-2156- 232, 1267
Таинство Крещения даруется «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28, 19). В крещении имя Господа освящает человека, и христианин получает свое имя в Церкви. Это может быть имя святого, то есть ученика Христова, прожившего свою жизнь в примерной верности своему Господу. Покровительство святого предлагает образец любви и обеспечивает заступничество. Имя, данное при крещении, может также быть выражением христианской тайны или христианской добродетели. «Родители, восприемники и священник должны заботиться о том, чтобы не нарекали имени, которое чуждо христианскому духу»1.

1CIC кан. 855.

-2157- 1235, 1668
Христианин начинает свой день, свои молитвы и свои действия, осеняя себя крестным знамением «во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Крещеный посвящает день Славе Божией и взывает к благодати Спасителя, которая помогает ему действовать в Духе Святом как чаду Отца. Крестное знамение укрепляет нас в искушениях и трудностях.

-2158-
Бог зовет каждого по имени его1. Имя каждого человека свято. Имя - икона человека. Оно требует уважения к себе в знак достоинства того, кто его носит.

1Ср. Ис 43, 1; Ин 10, 3.

-2159-
Полученное имя - имя вечное. В Царстве Божием тайна и уникальность каждой личности, отмеченной именем Божиим, воссияет полным светом. «Побеждающему (...) дам белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр 2, 17). «И увидел я, и вот Агнец стоит на горе Сионе, и с ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Его и имя Отца Его написаны на челах их» (Откр 14, 1).

Коротко

-2160-
«Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле!» (Пс 8, 2).

-2161-
Вторая Заповедь повелевает почитать имя Господа. Имя Господа свято.

-2162-
Вторая заповедь запрещает любое неподобающее использование имени Божия. Богохульство состоит в использовании имени Бога, Иисуса Христа, Пресвятой Девы Марии и святых оскорбительным образом.

-2163-
Ложная клятва призывает Бога в свидетели лжи. Клятвопреступление - тяжкая вина перед Господом, Который всегда верен Своим обещаниям.

-2164-
«Не клянись ни Творцом, ни творением, иначе как по истине, ради необходимости и с почтением»1.

1Св. Игнатий Лойола, Духовные упражнения 38.

-2165-
При крещении христианин получает имя в Церкви. Родители, восприемники и священник должны заботиться о том, чтобы ему было дано христианское имя. Покровительство святого предлагает образец любви и обеспечивает его заступничество.

-2166-
Христианин начинает свои молитвы и дела с того, что осеняет себя крестным знамением «во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

-2167-
Бог зовет каждого по имени его1.

1Ср. Ис 43, 1.

 

Visitorcounter

Today 62

Yesterday 62

All 637839

Currently are 25 guests and no members online

Konta bankowe / банковских счетов