Россия, 610025, г. Киров, ул. Деповская, д.10
                  Настоятель: о. Григорий Зволиньски
                      Proboszcz: ks. Grzegorz Zwoliński
                       телефон/факс: +7 8332 375798
 Электронная почта: prolife.viatka@gmail.com - личный адрес
                     catholic1.viatka@gmail.com - приходской адрес
Католический Приход в Кирове (Вятке)

Десятая Заповедь

 

Не желай (...) ничего, что у ближнего твоего (Исх 20, 17). Не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего (Втор 5, 21).

Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф 6, 21).

-2534- 2112, 2069
Десятая Заповедь продолжает и дополняет Девятую, говорящую о похоти плоти. Она запрещает желать чужих благ; в этом желании - корень воровства, грабежа и мошенничества, запрещенных Седьмой Заповедью. «Похоть очей»1 ведет к насилию и несправедливости, запрещенным Пятой Заповедью2. Корыстолюбие, как и разврат, находит свои истоки в идолопоклонничестве, запрещенном первыми тремя заповедями Закона3. Десятая заповедь касается намерений сердца; вместе с Девятой Заповедью она резюмирует все предписания Закона.

1Ср. 1 Ин 2, 16;2Ср. Мих 2, 2;3Ср. Прем 14, 12.

  1. I. Беззаконие желаний

-2535- 1767
Чувственные аппетиты побуждают нас желать приятных вещей, которых у нас нет: хотеть есть, когда мы голодны, согреться, когда нам холодно; эти желания сами себе хороши. Но часто они выходят за рамки разумного и заставляют нас неправедно жаждать того, что нам не принадлежит, что принадлежит или положено другим.

-2536- 2445
Десятая Заповедь запрещает алчность и желание без меры присваивать земные блага; она запрещает безудержное корыстолюбие, рожденное неумеренной страстью к богатству и могуществу, которое оно дает. Она запрещает также хотеть совершить несправедливость, которая нанесла бы ущерб земным благам ближнего:

Когда Закон говорит нам: «Не желай...», он другими словами велит нам отстранить наши желания от того, что нам не принадлежит. Ибо жажда присвоить себе блага ближнего огромна, беспредельна и ненасытна, как написано: «Глаза любостяжательного не насыщаются...» (Сир 14, 9)1.

1CR 3, 37.

-2537-
Если мы желаем приобрести нечто, принадлежащее другому человеку, но, поступая при этом честно и справедливо, мы не нарушаем этой заповеди. Традиционное катехитическое учение реалистически описывает тех, кому больше всего приходится бороться с преступным корыстолюбием и кого поэтому особенно надо увещевать соблюдать эту заповедь:

Это (...) торговцы, мечтающие о недостатке или дороговизне товаров, опечаленные тем, что они не одни продают и покупают, так как, будь они одни, можно было бы продавать подороже и покупать подешевле; это те, кто желает, чтобы другие люди оказались в беде, чтобы получать прибыль, продавая им или покупая у них (...). Это врачи, желающие, чтобы были больные; юристы, которые хотят многочисленных и важных судебных дел и процессов...1

1CR 3, 37.

-2538- 2317, 391
Десятая Заповедь велит изгнать зависть из человеческого сердца. Когда пророк Нафан захотел вызвать раскаяние у царя Давида, он рассказал ему историю бедняка, у которого была всего одна овечка, ухоженная, как родная дочь, и богатого, который, несмотря на многочисленные стада, завидовал бедняку и в конце концов взял у него его овечку1. Зависть может привести к худшим преступлениям2. Через зависть диавола смерть вошла в мир (Прем 2, 24):

Мы боремся друг с другом, и именно зависть вооружает нас друг против друга (...). Если все так неистово силятся сотрясать Тело Христово, куда придем мы? Мы истощаем Тело Христово (...). Мы объявляем себя членами одного и того же организма - и пожираем друг друга, как дикие звери3.

1Ср. 2 Цар 12, 1-4;2Ср. Быт 4, 3-7; 3 Цар 21, 1-29;3Св. Иоанн Златоуст, Беседы на Второе Послание к Коринфянам 28, 3-4.

-2539- 1866
Зависть - один из главных пороков. Она означает огорчение, возникающее при взгляде на чужое добро, и неумеренное желание овладеть им, хотя бы и нечестно. Когда зависть заставляет желать ближнему большого зла, она становится смертным грехом:

Св. Августин видел в зависти «грех диавольский в полном смысле слова»1.

«Зависть рождает ненависть, злословие, клевету, злорадство о несчастье ближнего и недовольство его благополучием»2.

1Св. Августин, О христианском учении 7, 7;2Св. Григорий Великий, Моралии 31, 45.

-2540- 1829
Зависть представляет собой одну из форм огорчения и, стало быть, отказ от любви; крещеный должен бороться с ней доброжелательностью. Зависть часто идет от гордыни; крещеный будет учиться жить смиренно:

Вы хотели бы, чтобы вами Бог был прославлен? Что ж, радуйтесь успехам брата вашего, и тогда Бог вами восславится. Скажут: Бог будет прославлен тем, что раб Его сумел победить зависть, радуясь о заслугах других людей1.

1Св. Иоанн Златоуст, Беседы на Послание к Римлянам 7, 3.

  1. II. Желания Духа

-2541- 1718, 2764
Домостроительство Закона и Благодати отвращает человеческое сердце от корыстолюбия и зависти; оно вводит его в желание Высшего Блага; оно учит его желаниям Святого Духа, Который насыщает сердце человека.

397
Бог обетований всегда предостерегал человека от соблазна того, что от самого творения представляется «хорошим для пищи, приятным для глаз и вожделенным» (Быт 3, 6).

-2542- 1963
Закон, дарованный Израилю, никогда не был достаточным для того, чтобы оправдать тех, кто был ему подвластен; он даже стал орудием «вожделения»1. Несоответствие между «желанием» и «действием»2 указывает на конфликт между Законом Божиим, который есть «закон разума», и другим законом, «делающим меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим 7, 23).

1Ср. Рим 7, 7;2Ср. Рим 7, 10.

-2543- 1992
«Но ныне, независимо от Закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют Закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих» (Рим 3, 21-22). Но с этого времени верующие во Христа «распяли плоть со страстями и похотями» (Гал 5, 24); они ведомы Духом1 и следуют желаниям Духа2.

1Ср. Рим 8, 14;2Ср. Рим 8, 27.

2443-2449

III. Нищета сердцем

-2544- 544
Иисус повелевает Своим ученикам предпочитать Его всему и всем и предлагает им «отрешиться от всего, что имеют» (Лк 14, 33) ради Него и Евангелия1. Незадолго до Страстей он привел им в пример бедную вдову из Иерусалима, которая от своей скудости положила все, что имела на жизнь2. Предписание отрешиться от богатств необходимо для того, чтобы войти в Царство Небесное.

1Ср. Мк 8, 35;2Ср. Лк 21, 4.

-2545- 2013
Все христиане должны «стараться хорошо владеть своими чувствами, чтобы пользование мирскими благами и привязанность к богатству, противные духу евангельского нестяжания не помешали им стремиться к совершенству любви»1.

1LG 42.

-2546- 1716
«Блаженны нищие духом» (Мф 5, 3). Заповеди Блаженства открывают порядок счастья и благодати, красоты и мира. Иисус восхваляет радость нищих, которым Царство Небесное уже принадлежит1:

Христос-Слово называет «нищетою духа» сознательное смирение человеческого духа и его самоотречение; и апостол приводит нам в пример нищету Бога, говоря: «Он обнищал ради нас» (2 Кор 8, 9)2.

1Ср. Лк 6, 20;2Св. Григорий Нисский, Проповеди на Заповеди Блаженства.

-2547- 305
Господь сетует на богатых, потому что они находят себе утешение в изобилии богатств (Лк 6, 24). «Гордец ищет земного имущества, тогда как нищий духом ищет Царства Небесного»1. Предавая себя Провидению Отца Небесного, мы избавляемся от тревоги о завтрашнем дне2. Доверие к Богу подготавливает к блаженству нищих. Они Бога узрят.

1Св. Августин, О Нагорной проповеди Господа 1, 1, 3;2Ср. Мф 6, 25-34.

  1. IV. «Хочу узреть Бога»

-2548- 2519
Желание истинного счастья освобождает человека от неумеренной привязанности к благам этого мира, чтобы он смог полностью найти себя в видении Бога и Божьем блаженстве. «Обещание увидеть Бога превосходит все блаженства. В Писании „видеть” означает „обладать”. Тот, кто видит Бога, получил во владение все блага, которые можно себе представить»1.

1Св. Григорий Нисский, Ук. соч. 6.

-2549- 2015
Святому народу остается только бороться, с помощью благодати свыше, чтобы обрести блага, обещанные Богом. Чтобы лицезреть Бога и обладать Им, верные Христа должны умерщвлять свои желания и, с помощью благодати Божией, побеждать соблазны наслаждения и могущества.

-2550-
На этом пути к совершенству Дух и Невеста призывают тех, кто их слышит1, к совершенному единению с Богом:

214

Там будет истинная слава, где каждый будет восхваляться не по ошибке, ни по ласкательству восхваляющего. Там будет истинная честь, которая не будет ни отрицаема у кого-либо достойного, ни предоставляема кому-либо недостойному: к ней не будет допущен ни один недостойный, так как там не будет дозволено быть никому, кроме достойных. Там будет истинный мир, где никто не будет терпеть никакой неприятности ни от себя самого, ни от других. Наградою добродетели будет служить там Тот, Кто даровал добродетель и обетовал ей Самого Себя, лучше и выше Кого не может быть ничего. «И буду вашим Богом, а вы будете Мне народом» (Лев 26, 12). (...) Такой же истинный смысл имеют и слова Апостола: Да будет Бог все во всем (1 Кор 15, 28). Он будет целью наших желаний. Кого мы будем лицезреть без конца, любить без пресыщения и восхвалять без утомления. Эта обязанность, это расположение сердца и это занятие будут конечно общими для всех, как общею будет и сама вечная жизнь2.

1Ср. Откр 22, 17;2Св. Августин, О граде Божием 22, 30.

Коротко

-2551-
«Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6, 21).

-2552-
Десятая Заповедь запрещает безудержное корыстолюбие, рожденное неумеренной страстью к богатству и могуществу, которое оно дает.

-2553-
Зависть есть огорчение, испытываемое при виде чужих благ, и безудержное желание присвоить их. Она один из главных пороков.

-2554-
Крещеный борется с завистью при помощи доброжелательности, смирения и предавая себя Провидению Божиему.

-2555-
Верующие во Христа «распяли плоть со страстями и похотями» (Гал 5, 24); их ведет Дух, и они следуют Его желаниям.

-2556-
Отрешение от богатств необходимо, чтобы войти в Царство Небесное. «Блаженны нищие духом».

-2557-
Истинное желание человека - узреть Бога. Жажда Бога утоляется водой вечной жизни1.

1Ср. Ин 4, 14.

 

Visitorcounter

Today 29

Yesterday 60

All 643645

Currently are 16 guests and no members online

Konta bankowe / банковских счетов