Россия, 610025, г. Киров, ул. Деповская, д.10
                  Настоятель: о. Григорий Зволиньски
                      Proboszcz: ks. Grzegorz Zwoliński
                       телефон/факс: +7 8332 375798
 Электронная почта: prolife.viatka@gmail.com - личный адрес
                     catholic1.viatka@gmail.com - приходской адрес
Католический Приход в Кирове (Вятке)

ПРОТЕСТАНТИЗМ

 

ПРОТЕСТАНТИЗМ — одно из трех гл. направлений христианства (наряду с католичеством и православием). Возникновение протестантизма связано с эпохой Реформации (XVI в.), когда мн. зап. христиане отошли Католической Церкви и были созданы новые Церкви и церк. общины, стремившиеся к восстановлению, в соответствии с их собственными представлениями, подлинной христ. жизни, отвечающей еванг. ценностям. Протестантизм включает в себя ряд течений, существенно отличающихся друг от друга в догм., культовом и церковно-адм. отношении, но обладающих рядом типичных характеристик. Еще в Средние века внутри Католической Церкви появлялись течения (вальденсы, гуситы), обладавшие некоторыми характерными для протестантизма чертами и со временем влившиеся в общее русло протестантизма (в этом смысле иногда говорят о предреформационном протестантизмом). Во время Реформации в странах континентальной Европы возникли такие протест. течения, как лютеранство, цвинглианство (Цвингли), кальвинизм, анабаптизм, меннонитство. Реформация привела к становлению Англиканской Церкви, рассматривающей себя как «средний путь» (via media) между католичеством и протестантизмом и преемницу ср.-век. Церкви Англии. Впоследствии из более старых протест. течений выделились баптисты, квакеры, плимутские братья, методисты, адвентисты, Армия спасения, «Христианская наука», пятидесятники и мн. др.

Наименование «протестантизм» восходит к лат. слову protestor (публично выступать) и связано с эпизодом рел. борьбы в Свящ. Рим. империи в XVI в. В 1526 г. Шпейерский рейхстаг (верховное собрание Свящ. Рим. империи) принял решение о высшей ответственности правителей нем. земель за религию своих подданных, фактически позволявшее избегать на их землях исполнения императорского Вормсского эдикта 1521 г., направленного против сторонников Лютера. Когда в 1529 г. новый Шпейерский рейхстаг отменил принятое в 1526 г. решение, 5 князей и 14 вольных городов выступили с т.н. протестацией, в которой заявили, что «в делах, касающихся почитания Бога и спасения души, каждый человек должен стоять сам перед Богом и принимать собственное решение». Т.о., сторонников Реформации стали называть протестантами. Сами они в течение длительного времени предпочитали термин «евангелический», «евангелики». Слово «протестантский» крайне редко используется в офиц. наименованиях протест. Церквей (напр., восходящая к англиканству Епископальная Церковь в США, в 1788-1967 гг. носившая название «Протестантская Епископальная Церковь»).

Вероучение. Среди наиболее характерных вероучительных особенностей протестантизма — признание за Св. Писанием высшего и самодостаточного авторитета в вопросах рел. жизни. Различные вероисповедные и др. церк. документы принимаются лишь постольку, поскольку не противоречат Св. Писанию и служат его лучшему пониманию. Окончательное решение в интерпретации Библии принадлежит суждению совести отд. верующего: во многом именно принцип личного суждения в делах веры приводил ко все большему дроблению протест. течений в ходе истории. Среди книг ВЗ протестантизм признает в качестве канонических только те, которые входят в иуд. канон; книги и фрагменты книг, сохранившиеся лишь в греч. переводе, считаются апокрифами.

Подавляющее большинство протест. исповеданий подчеркивает радикальную греховность человека и невозможность прийти к спасению собственными силами; спасение дается человеку без к.-л. заслуг с его стороны, лишь по благодати, благодаря искупительной крестной жертве Иисуса Христа. Через веру во Христа (которая является плодом благодати) человек приобщается к Его праведности, при этом сам по себе, по своим делам, оставаясь грешником (принцип оправдания верой). В то же время протестантизму свойственно понимание веры не только как интеллектуального согласия с определенными истинами, но и, прежде всего, как личного доверия Богу искреннего признания собственной греховности перед Ним. В ряде протест. исповеданий подчеркивание роли Бога в деле спасения и пренебрежение собственными заслугами человека доходят до принятия учения о двойном предопределении (одних людей — ко спасению, других — к осуждению) и отрицания свободы воли.

Человеч. добрые дела рассматриваются не как причины или мотивы оправдания, а как его следствия, знаки, свидетельствующие о спасительном действии Бога и выражающие благодарение Ему. Протестантизму свойственно делать акцент на значимости повседневных дел праведности, не менее важных, чем сугубо ритуальная сторона рел. жизни. Для мн. протест. течений характерны жесткие этические нормы в отношении повседневного поведения.

Протестантизм отрицает ряд вероучительных положений, развитых в Средние века и не имеющих, с его точки зрения, очевидного основания в Св. Писании: так, протестанты, как правило, отвергают существование чистилища, заступничество святых перед Богом (общение святых), действенность индульгенций и молитв за умерших.

Протестантизм придерживается принципа всеобщего священства верующих: каждый верующий может напрямую обращаться к Богу, не нуждаясь для этого в посредничестве священника или церк. организации. Хотя во мн. течениях существуют пасторы, отвечающие за проповедь и богослужение и иногда по традиции называющиеся священниками, подчеркивается, что они отличаются от пр. верующих лишь своими функциями и не имеют особого таинства посвящения, которое бы противопоставляло их мирянам. Отрицая присущие Средневековью представления об особой роли призвания к священству и монашеству, протестантизм развил принцип мирского призвания всех верующих: каждый должен относиться к своему труду как к рел. служению; отсюда, в частности, идея об особом влиянии протест. этики на эконом. жизнь, развитая М. Вебером и др. социологами.

Богослужение. В целом протестантизму свойственно стремление к упрощению церк. культа, хотя эта тенденция по-разному выражена в различных течениях и общинах. Ряд протест. конфессий отвергает использование таких элементов, как особые облачения духовенства, алтари, каждение, свечи, распятия, церк. живопись, а иногда и муз. инструменты. Протестанты нередко с подозрением относятся к увлечению внеш. ритуалами, видя в этом идолопоклонство. Для протест. богослужений характерен акцент на чтении Св. Писания и проповеди; нередко большое значение имеют гимны и псалмы, которые поет вся община. Богослужение совершается на нац. языках.

Большинство протестантов признают крещение и Евхаристию, обнаруживая при этом существенное многообразие интерпретации. В ряде течений (меннониты, баптисты, адвентисты) считается, что крещение необходимо принимать в сознательном возрасте; иногда придается большое значение тому, чтобы оно совершалось в естественных водоемах. Евхаристия обычно называется вечерей Господней и понимается лишь как воспоминание о Христе, а не как возобновление Его жертвы. Хотя протестанты в целом отвергают учение о пресуществлении евхарист. хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа, обычно все же они признают, что Христос каким-то образом присутствует в Евхаристии (реально, символически или как-то иначе — это остается предметом разногласий). В некоторых течениях (меннониты, часть баптистов) богослужение вечери Господней включает обычай омовения ног в память о том, как Христос на Тайной вечере омыл ноги апостолам (см. Ин 13, 3-15).

Церковное устройство. Подавляющее большинство протест. Церквей полностью независимы на национальном, а нередко и на локальном уровне. При всем разнообразии типов церк. устройства, существующих в различных протест. течениях, обычно их подразделяют на 3 осн. типа. При епископальном устройстве группа общин одного региона управляется епископом, обычно лишь исполняющим адм. функции, а не обладающим степенью священства; в большинстве протест. конфессий апостольское преемство не сохранилось. При пресвитерианском устройстве ряд соседних общин образует единый правящий орган — пресвитерию; они, в свою очередь, могут объединяться в более широкие региональные структуры (синоды). При конгрегационалистском (конгрегационалисты) устройстве отд. общины (конгрегации) фактически независимы. Иногда в рамках одного и того же течения или Церкви могут сочетаться различные типы церк. устройства. В наст. время протест. деноминации обычно имеют объединения на нац. уровне; в некоторых случаях эти объединения обладают реальной властью, в других лишь выполняют функции консультаций и взаимопомощи. Некоторые протестанты являются радикальными противниками каких бы то ни было организационных объединений, «поскольку о них не говорится в Библии».

История. С самого начала Реформации протестантизм состоял из отд. течений; некоторые из них впоследствии удалось объединить (Цюрихское соглашение 1549 г. между цвинглианами и кальвинистами). В XVI-XVII вв. быстрое распространение протестантизма, поддержанного мн. князьями, королями и городскими магистратами, сопровождалось войнами, в которых рел. мотивы переплетались с политическими, социоэкономическими и национальными: Шмалькальденские войны в Германии; религиозные войны во Франции; война за независимость Нидерландов от Испании; общеевроп. Тридцатилетняя война; войны, связанные с Англ. революцией. Итогом стало закрепление разделения европ. гос-в по конфес. признаку в соответствии с принципом, согласно которому правитель может определять веру своих подданных (cujus regio, ejus religio — «чья власть, того и вера»); при этом лютеранство возобладало во мн. герм. княжествах и в сканд. странах, англиканство — в Англии, кальвинизм — в ряде швейц. кантонов, в Нидерландах и Шотландии. Некоторые течения в протестантизме с самого начала отделяли себя от окружающего мира, отвергая гражданскую и воен. присягу, а также ношение оружия (меннониты, квакеры). Преследования, которым подвергались рел. меньшинства, заставляли мн. протестантов эмигрировать, в частности в североамер. колонии, ставшие для мн. протест. течений своего рода «землей обетованной», что в дальнейшем во многом обусловило конфес. многообразие США.

В ХVII-ХVIII вв. фактическое господство государства над Церковью в протест. странах и связанные с этим бюрократизация и формализация рел. жизни, а также (с XVIII в.) распространение идей Просвещения вызвали реакцию в виде формирования т.н. движений пробуждения, стремившихся к возрождению живой веры, - пиетизм в континентальной Европе, ривайвелизм в Англии и Сев. Америке (в XX в. дух движения пробуждения вновь проявился в различных харизматических общинах, в т.ч. у пятидесятников). Именно движения пробуждения во многом обусловили активное миссионерство среди неевропейцев, характерное для протестантизм с кон. XVIII в. Миссион. деятельности препятствовали разделения между протест. Церквями и течениями; осознание этой проблемы стало одним из побудительных мотивов для начала совр. экумен. движения (экуменизм), в качестве исходного пункта которого нередко рассматривается Всемирная конференция миссионеров в Эдинбурге (1910 г.).

Изменение менталитета образованных европейцев в результате Просвещения и становления светских нац. гос-в вызвало появление в протест. среде в XIX в. межконфес. либеральной теологии, представители которой стремились критически пересмотреть традиционные формы изложения христ. вероучения и примирить их с господствующими науч. и филос. воззрениями; при этом христ. религия сводилась к моральному идеалу, рел. чувству, филос. истине. Представители либеральной теологии считали ее законным выражением свойственного протестантизму стремления к очищению христ. вероучения от ист. искажений. Реакцией на распространение либеральной теологии стало др. межконфес. протест. движение - фундаментализм, зародившийся в США в нач. XX в., представители которого отстаивают безусловную верность некоторых осн. принципов вероучения, в т.ч. буквальной безошибочности Библии. Важную роль в развитии богословия XX в. сыграла диалектическая теология, в противовес либеральной теологии подчеркивающая разрыв, контраст между Богом и человеком, между экзистенциальным актом веры и рационалистическим мышлением.

С кон. XIX в. идет процесс образования независимых протест. Церквей в бывших миссион. странах. В наст. время эти Церкви пытаются укрепить собственную, неевроп. форму христианства, связанную с местными культ. особенностями: это характерно прежде всего для африк. Церквей.

В истории протестантизма XIX-XX вв. заметна тенденция к слиянию ранее разделившихся деноминаций, действующих в одной стране, а также к объединению различных протест. общин: в период после Второй мировой войны возникло более 100 объединенных Церквей. Частично этот процесс связан с отступлением на второй план причин разделения (полит. и церковно-адм. проблем, богосл. разногласий, которые зачастую бывают преодолены), а иногда и с требованием гос. властей в странах с авторитарными режимами (в осн. неевропейских). В XIX-XX вв. в протестантизме также был создан ряд междунар. объединений, связывающих родственные протест. деноминации и общины (англиканские Ламбетские конференции, Всемирный союз реформатских Церквей, Всемирный методистский совет, Всемирный союз баптистов, Меннонитская всемирная конференция, квакерский Всемирный консультативный комитет друзей, Всемирная лютеранская федерация, Всемирная пятидесятническая конференция и др.). Эти объединения не имеют функций власти и созданы лишь с целью консультаций и взаимной поддержки; в их состав входят не все Церкви и общины, образующие соответствующие протест. течения.

В совр. эпоху между либеральными и консервативными течениями в протестантизме выходят на первый план разногласия по таким вопросам, как отношение к экуменизму, этические вопросы и их отражение в законодательстве, возможность пасторского служения женщин и др.

В период после II Ватиканского собора Католическая Церковь начала экумен. диалог со мн. протест. конфессиями. В ходе диалога по некоторым пунктам, в прошлом рассматривавшимся как ключевые мотивы разделения, было достигнуто согласие: так, в 1999 г. была подписана Совместная декларация с лютеранами по поводу учения об оправдании. Тем не менее, полному общению в таинствах между католиками и протестантами препятствует, в частности, отсутствие в подавляющем большинстве протест. течений действительного священства, для которого, согласно катол. учению, необходимо сохранение апост. преемства (ср. ККЦ 1400).

В совр. мире насчитывается ок. 600 млн. протестантов.

Протестантизм в России. Первые протестанты (специалисты-иностранцы) появились в России в XVI в. Уже с 1560-х в Москве существовала лютеранская община, а с 1629 г. — кальвинистская. В эпоху реформ Петра I количество иностранцев еще более увеличилось, гл. обр. это были специалисты из протест. стран Сев. Европы. В XVIII — нач. XIX в. число рос. подданных протест. вероисповеданий увеличилось за счет присоединения терр., ранее входивших в состав Швеции и Речи Посполитой. Екатерина II пригласила переселенцев из Зап. Европы для освоения Поволжья и Причерноморья, вошедших в состав терр. России в результате побед над Турцией; эту политику продолжили последующие рос. императоры. Кроме лютеран и реформатов среди переселенцев были меннониты, сформировавшие собственные поселения. В 1832 г. Николай I учредил в России Евангелическо-Лютеранскую Церковь.

Протестантам гарантировались все гражданские права и свобода богослужения, но не разрешалась миссион. деятельность; дети от смешанных браков должны были воспитываться в традициях православия. Переход русских из православия в др. конфессии был запрещен и строго наказывался. Лишь в 1905 г. была объявлена свобода вероисповедания для всех рос. граждан.

В 1917-29 гг. сов. власть относилась к протестантам сравнительно терпимо; в 1920-е гг. имело место некоторое распространение общин баптистов, пятидесятников и др. 1930-е гг. стали для протестантов периодом гонений. На терр. Зап. Украины и республик Прибалтики протест. общины (лютеране, кальвинисты, методисты и др.) сохранились также после присоединения к СССР в 1940 г. В 1944 г. был образован Всесоюзный совет еванг. христиан-баптистов (ВСЕХБ), получивший офиц. признание со стороны сов. гос-ва; позднее к нему присоединились пятидесятники и часть меннонитов. Не вошедшие в этот союз общины некоторых протест. конфессий подвергались преследованиям вплоть до начала перестройки. С нач. 1990-х гг. отмечается возрождение рел. жизни протестантов, большую роль в котором играет деятельность иностр. миссионеров. В 1992 г. был создан Рос. союз еванг. христиан-баптистов. В ряде городов России открыты высшие учебные заведения, которыми руководят протестанты. Ныне в России насчитывается ок. 1 млн. протестантов.

Лит-ра: Буткевич Т.И. Протестантство в России. Харьков, 1913; Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. М., 1988; Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма; Протестантские секты и дух капитализма // Он же. Избранные произведения. М., 1990, с. 43-306; Громадка Й.Л. Перелом в протестантской теологии. М., 1993; Маграт А. Богословская мысль Реформации. Одесса, 1994; Tillich Р. Der Protestantismus: Prinzip und Wirklichkeit. Stuttgart, 1950; Dillenberger J., Welch C. Protestant Christianity Interpreted through Its Development. NY., 1958; Mehl R. Traité de sociologie du protestantisme. Neuchâtel, 1966; Schütte H. Protestantismus. Essen, 1967; Welch C. Protestant Thought in the Nineteenth Century. New Haven-L, 1972-85. 2 vol.; Huber M. Protestantismus und Protest. Reinbek, 1987; Profile des neuzeitlichen Protestantismus / Hrsg. F.W. Graf. Gütersloh, 1990-93. 2 Bd.; Gounelle A. Les grands principes du protestantisme. P., 1992; Lück W. Lebensform Protestantismus: Reformatori-sches Erbe in der Gegenwart. Stuttgart, 1992; Encyclopédie du protestantisme. P.-Genève, 1995; Wagner F. Zur gegenwärtigen Lage des Protestantismus. Gütersloh, 1996; Zahrnt H. Die Sache mit Gott: Protestantische Theologie im 20. Jahrhundert. Mü., 2000.  

 

А. Горелов

 

Источник:  Католическая энциклопедия. – М.2007. – Т. 3. – С.1824-1832.

 

                                                                                                                             

 

Visitorcounter

Today 106

Yesterday 104

All 706661

Currently are 10 guests and no members online

Konta bankowe / банковских счетов