Россия, 610025, г. Киров, ул. Деповская, д.10
                  Настоятель: о. Григорий Зволиньски
                      Proboszcz: ks. Grzegorz Zwoliński
                       телефон/факс: +7 8332 375798
 Электронная почта: prolife.viatka@gmail.com - личный адрес
                     catholic1.viatka@gmail.com - приходской адрес
Католический Приход в Кирове (Вятке)

Католическое учение о Марии

Среди множества других обвинений, католикам ставят в вину их учение о Марии. Неверное понимание роли Марии, не только врагами Церкви или представителями других конфессий, особенно протестантских, но также и некоторыми верующими католиками, колеблет их веру и приносит смятение в их религиозные чувства. Опасность заключается в том, что Ее обожествляют, видят в Ней, после Иисуса, почти второго Бога. И что интересно, даже истина о единстве Трех Ипостасей Бога: Отца, Сына и Духа Святого, не доставляет им столько проблем, сколько истина о Марии. Может быть, потому что догмат о Святой Троице является общим для всех христиан, исповедующих веру в Иисуса Христа, а о достоинстве Марии этого сказать нельзя. Поэтому учение о Марии – это точка разделения, один из аргументов против католицизма, смущающий даже некоторых католиков. Кем же является Мария в нашей вере? Кто Она – Мария нашей веры?

 

Мария не Бог, но Матерь Божья

Исходным пунктом является истина, что Мария – Мать Иисуса Христа. Это очевидная истина, хотя ее последствия уже не для всех имеют значение. Иисус Христос, являясь истинным Богом, второй Ипостасью Бога, через факт Своего воплощения (рождения) стал одним из нас, человеком, родившимся от Матери Марии. Мария – Мать Иисуса Христа. Христос же является Богом и человеком в одной особе, и это Вторая Личность Бога. Мария, дав Ему человеческую природу, стала Матерью этой Личности Бога, то есть Матерью Бога. Эту истину, называемую в теологии Божьим материнством, утвердил в 431 году один из первых экуменических соборов Церкви в Ефесе. Священное Писание подтверждает эту истину о Божьем материнстве Марии, когда описывает Благовещение, и когда родственница Марии Елизавета, исполненная Святым Духом, говорит Марии: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лука 1, 43). Об этом материнстве говорит также ранняя традиция Церкви. Уже в третьем веке была известна молитва: «Под Твою защиту прибегаем, Пресвятая Богородица».

 

Мария – Мать Церкви

Факт Божьего материнства является исходным пунктом всех других привилегий Марии, что позволяет особенно почитать Ее в Церкви, хотя протестанты полностью воздерживаются от этого. Факт рождения Божественной Личности Христа в Его человеческом теле, не является для них важным настолько, чтобы относиться к Марии с особенным почтением. Ее не считают исключительной и не выделяют из ряда других святых в Церкви, да и вообще, к данной теме подходят с большой осторожностью. Католики же, основываясь на самой ранней традиции, подчеркивают Ее исключительную роль, и не только берут с Нее пример многочисленных добродетелей, но делают дальнейшие выводы, имеющие значение для всей Церкви. Они указывают на Нее, как на Мать Церкви. Основанием для такого утверждения здесь служат слова Иисуса, сказанные Им на кресте Иоанну в присутствии Марии: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Иоанн 19,26-27). Иоанн представляет здесь каждого члена Церкви. Сам факт рождения Божьего Сына, источника искупления человечества, косвенно делает Марию также и Матерью Его спасительного плода, то есть Мистического Тела Христова, которым является Церковь. Эти истины специально освещались на II Ватиканском Соборе, где Мария была торжественно провозглашена Матерью Церкви (21/XI/1964 г.).

 

Мария – наша Мать

Мария, будучи Матерью Церкви, является тем самым Матерью всех искупленных. Мы, как люди крещеные, можем видеть в Ней нашу духовную Мать и посредницу, Мать нашей веры. И это не значит, что она является источником спасительной благодати, ведь спасительная благодать – это плод спасительного дела Иисуса Христа. Здесь же мы видим другой смысл – Она в значительной мере способствовала нашему духовному возрождению. Ведь Она дала нам Христа, жизнь нашу, и служила Ему, как Мать; Она сострадала Ему, даже до креста, ради нашего спасения; на дорогах нашего земного странствия Она сопутствует всем, за кого страдал и умер Ее Сын; наконец, Она является светом и примером, как первая христианка, учит нас, как Его любить, как довериться Ему целиком и полностью, как полностью посвятить себя проповеди Его Евангелия. Поэтому мы особенно почитаем Ее в наших молитвах и актах посвящения, хотя все это не является культом прославления, надлежащим лишь Господу Богу. Мария является Матерью Церкви по дару благодати. Родив Подателя Благодати, Она стала Матерью всех тех, кто пользуется этой благодатью, то есть, всех нас, каждого из нас. 

 

Откуда недоразумения?

В жизни Марии были и другие ключевые моменты, во что мы верим, в отличие от братьев протестантов: Непорочное Зачатие, Приснодевство, Взятие на небо. Мы не рассматривали их здесь, так как они требуют особого объяснения. Однако стоит на минуту задуматься над вопросом, откуда у католиков иногда возникает подобное пренебрежение к значению и роли Марии в их вере? Возможно из-за переоценения и сильного преувеличения Ее роли, как было в Средневековье, и продолжалось до II Ватиканского Собора. Непомерно преувеличивались все Ее добродетели: любовь, целомудрие, святость, жертвенность…. Ее фактически ставили на один уровень с Богом. Также часто термины, которыми Ее называли, и которые можно отнести только к Ее благочестию, стали использовать и в теологии. Поэтому Ее стали называть «Со-искупительницей», «Со-посредницей», «Посредницей всех», почти наравне с Самим Христом, единственным посредником спасения. Примером тому может служить теологически неправильная формулировка, которая когда-то доминировала в теологии: «Через Марию (наравне со Христом) к Богу». Только II Ватиканский Собор (1962-1965 гг.) внес корректировку в темы, касающиеся Марии, основываясь на всей истории спасения, сосредоточенной на Иисусе Христе и Его Церкви. Сегодня мы видим в Марии дорогу, ведущую ко Христу, что выражается в теологическом высказывании: «С Марией ко Христу».

О. доктор Ричард Гронь (Ryszard Groń).

Перевод с польского Юлии Красненковой.

Visitorcounter

Today 16

Yesterday 56

All 663142

Currently are 16 guests and no members online

Konta bankowe / банковских счетов