Россия, 610025, г. Киров, ул. Деповская, д.10
                  Настоятель: о. Григорий Зволиньски
                      Proboszcz: ks. Grzegorz Zwoliński
                       телефон/факс: +7 8332 375798
 Электронная почта: prolife.viatka@gmail.com - личный адрес
                     catholic1.viatka@gmail.com - приходской адрес
Католический Приход в Кирове (Вятке)

Что такое Непорочное Зачатие?

Статья из польского журнала “Idziemy” № 50/2012

Dariusz Kowalczyk SJ

Aвтор является деканом Факультета Теологии Папского Григорианского Университета в Риме

Один из великих теологов, учитель Церкви, св. Фома Аквинский (умер ок. 1274 г.) не верил в непорочное зачатие Марии! Сегодня эта истина занимает особое место в жизни Церкви.

Mаленькая Мария со св. Анной, скульптура в храме св. Анны в Иерусалиме. Фото о. Henryk Zieliński/”Idziemy”

Католики всего мира празднуют 8 декабря Торжество Непорочного Зачатия. Многие конгрегации и секулярные институты посвященной жизни берут свои названия и основывают свои харизмы именно на непорочном зачатии. Что же, это значит, что Фома Аквинский был еретиком? Нет, просто он жил в такое время, когда Церковь еще не сформулировала ясно и окончательно данную истину. В течение многих веков в Церкви были разные мнения на эту тему. И только в середине XIX века вопрос был решен.

Папа Пий IX в своей булле „Ineffabilis Deus” от 8 декабря 1854 года провозгласил догмат: „учение, которое придерживается того, что Пресвятая Дева Мария была с самого первого момента своего зачатия, особой благодатью и расположением Всемогущего Бога, ввиду заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, сохранена незапятнанной никаким пятном первородного греха, является учением, явленным в Откровении Богом, и потому в него должно твердо и постоянно верить всем верным”. Догмат о Непорочном Зачатии относится к зачатию самой Марии, не нужно путать его с девственным зачатием Иисуса, как это иногда бывает, или вообще с тайной девства Марии.

 

Постепенное понимание

Сама история, как Церковь дошла до принятия догмата о Непорочном Зачатии Марии, также, как и догмата о Взятии на Небо, приводит к вопросам и сомнениям: Почему только в 19 столетии существования Церкви пришли к мнению, что есть еще одна объявленная Богом истина веры? Может быть Церковь все это просто придумала?

Катехизис Католической Церкви учит нас, что откровение совершилось в Иисусе Христе, оно полное и окончательное, не следует ожидать никакого другого откровения, которое могло бы что-то добавить к тому, что мы уже получили. Нельзя представить себе, что провозгласили какой-то новый догмат, на основе неизвестного доселе откровения. Катехизис, однако, говорит, что, хотя „Откровение завершено, оно не полностью доступно нашему пониманию” (п. 66). А если так, то „христианской вере предстоит на протяжении веков проникать постепенно в глубины его смысла” (п. 66). Догмат о непорочном зачатии Марии является результатом такого постепенного проникания, благодаря благодати Божьей, проникания в значение того, что было дано нам с самого начала в лице Иисуса, в Его истории, а также в Священном Писании. Таким образом, должно было пройти время, чтобы слова, сказанные ангелом Гавриилом Марии: «Радуйся, благодатная…» (Лука 1,28), мы поняли глубже. Именно слово «благодатная» содержит в себе указание на избавление от первородного греха. На этот процесс постижения истины о Непорочном Зачатии указывает Катехизис: „На протяжении веков Церковь осознала, что Мария Богом «исполненная благодати» (Лука 1, 28) получила искупление с момента Своего зачатия” (п. 491).

Догмат о Непорочном Зачатии относится к зачатию самой Марии, не нужно путать его с девственным зачатием Иисуса, как это иногда бывает, или вообще с тайной девства Марии.

В этом постепенном проникании в значение тайн откровения нам могут помочь так называемые частные откровения, например, откровение в Лурде. Обратимся еще раз к Катехизису, который подчеркивает, что роль частных откровений, тех, которые признаны официально и утверждены авторитетом Церкви, не в том, чтобы “«улучшить» и «дополнить» окончательное Откровение Христа, но помочь жить более полно в определенную историческую эпоху” (п. 67). Иисус сказал Своим ученикам: „Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину” (Иоанн 16,12-13). Таким образом Дух Святой вел Церковь Христову чрез века, и давал ей все глубже проникать истины, данные нам однажды в зачаточном состоянии, в истории Иисуса из Назарета. Догмат о Непорочном Зачатии Марии является одним из плодов этого действия Духа Истины.

Что такое первородный грех?

Догмат о Непорочном Зачатии Марии говорит нам о том, что Она была сохранена от первородного греха. Чтобы это понять, нужно сначала узнать, на чем основано учение о первородном грехе. Описание греха прародителей в Книге Бытия разумеется носит символический характер, но оно указывает на тот факт, что, как объясняет II Ватиканский Собор, человек „подстрекаемый дьяволом, уже в начале истории злоупотребил своей свободой, противопоставил себя Богу и пожелал достичь своей цели без Него” (Gaudium et spes, 13). В результате человек перестал чувствовать любовь Божию, и стал скрываться от Него. В человеческом сердце появился страх вместо голоса Божьего: «Люблю тебя». Прерванная связь с Богом привела к тому, что и между людьми оборвалась связь. Грех прародителей коснулся всех людей. Не потому что этот грех люди повторяют сознательно и добровольно, а потому что человечество связано воедино. Катехизис учит: „Вот почему первородный грех назван «грехом» по аналогии: это грех полученный, а не совершенный, состояние, а не деяние” (п. 404). Мы приходим в этот мир, как существа общественные, в большой мере мы зависим от того, что было до нас. Ребенок, когда рождается, является великим благом, но сам по себе он не в состоянии развить отношений, основанных на любви с Богом и людьми. Мы испытываем, что так или иначе, человеческая природа искажена уже с самого начала. Без благодати Божьей человек не в состоянии очиститься от этого искажения. Таинство крещения является в данном контексте эффективным знаком того, что Бог оправдывает человека и дает ему возможность полного сверхъестественного развития. Разумеется, крещение — это не магическое действие, разрешающее все проблемы прикосновением волшебной палочки. Это непреложное Божье обещание того, что Он хочет привести человека к вечному счастью в небе. Однако спасение не совершится без добровольного ответа и стараний человека. Здесь важно заметить, что Божье действие в таинствах не исключает того, что Бог хочет действовать и вне таинств. Наоборот, таинства являются даром, а не барьером, ограничивающим Бога. Мы можем надеяться, что Бог силен коснуться Своей благодатью людей, не принадлежащих к христианской вере, несмотря на то, что они не крещены, способом, известным лишь Ему Одному.

С некоторой точки зрения можно было бы сказать, что правда о первородном грехе является чем-то очевидным. Ведь его последствия в мире, к сожалению, очень видны. Человеческая природа сама по себе изранена и склонна ко злу. Первородный грех мы видим в себе и вокруг себя. Поэтому мы и желаем избавления и спасения. Христианство провозглашает благую весть о том, что Бог во Христе Иисусе действенно и окончательно ответил на это желание.


Часовня Явлений Чудесного Медальона в Париже, на Rue du Bac


Избавление от зла

Бог избавил Марию от первородного греха и сделал так, что она с самого начала была «благодатной». Эта особенная благодать и привилегия делает Марию исключительной, однако не означает, что Мария не нуждалась в искуплении, которое всем другим людям было дано через смерть и воскресение Иисуса. Наоборот, мы можем здесь говорить о другом способе искупления: Бог, предвидя заслуги Иисуса, не только избавляет Марию от греха, но и хранит Ее от греха. Таким образом Он готовит Ее к Божественному, девичьему материнству, к тому, что Она станет Матерью Бога. Недавно умерший иезуит, o. Jacek Bolewski, мариолог и почитатель Непорочной, написал: „Иисус указывает на спасение, как на избавление от греха, который Он принял на Себя и, благодаря этому, победил. Но еще больший дар – это сохранение от зла, это свобода от греха”. Можно сказать, что в Марии совершенным образом реализовалась просьба из молитвы «Отче наш»: «Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Матф. 6,13). Также просил Отца за Своих учеников и сам Иисус: „чтобы сохранил их от зла” (Иоанн 17,15). Мария была сохранена от зла с момента зачатия. И, как Непорочная, говорит, что и мы можем быть сохранены от зла, хотя и не тем же самым образом. II Ватиканский Собор учит, что Мария была „искуплена благороднейшим образом, благодаря заслугам своего Сына” (Gaudium et spes, 53). Этот благороднейший способ основан именно на сохранении от греха с момента зачатия.

В Марии совершенным образом реализовалась просьба из молитвы «Отче наш»: “Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого”.

  1. O. Bolewski говорит о некоторой разнице, утверждая, что в истории спасения Отцовский аспект любви выражается в прощении и сохранении от греха, а материнский аспект любви выражается в сохранении от греха, и его кульминация – это непорочное зачатие Марии. Знаком Отцовской любви является крест, на котором „Незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом” (2 Koр. 5,21). Знаком же материнской любви является личность Марии, ибо в Ней Бог полностью реализовал сохранение от греха. Кроме того, о. Bolewski говорит, что эти два аспекта спасения: избавление и сохранение от греха, изображены на Чудесном Медальоне, называемом также Медальоном Непорочного Зачатия. На одной его стороне мы видим победу благодати в образе Непорочного Зачатия, то есть сохранения от греха, а на другой знак Креста, то есть избавления от греха. Чудесный Медальон связан с мистической благодатью, которую получила 27 ноября 1830 года Катерина Лабуре (Labouré), будучи послушницей у сестер Дочерей Милосердия (Sióstr Szarytek) в монастыре на улице du Bac в Париже. Матерь Божия попросила Катерину отлить медальон, согласно показанному образцу. Одним из элементов видения была овальная надпись золотыми буквами: „O, Мария, без первородного греха зачатая, молись за нас, к Тебе прибегающих”. Заметим, что это произошло еще до провозглашения догмата о Непорочном Зачатии. Св. Максимилиан Кольбе, основывая Рыцарство Непорочной, выбрал именно этот медальон, как символ сообщества.

 

Чтобы мы были непорочными

Сохранение Марии от первородного греха указывает на исключительность Марии, которую Бог избрал, чтобы Она стала Матерью Сына Божьего, Иисуса. Однако марийные догматы говорят нам не только о Марии, но указывают нам некую правду о каждом человеке. Мария была избрана, чтобы исполнить особую миссию в Божьем плане спасения человека. что же говорит нам тайна непорочного зачатия о нас самих?

В начале Послания к Ефесянам Апостол Павел пишет, что Бог Отец во Христе «избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Совей» (1, 4-5). Прежде создания мира в Божьем замысле мы были призваны к жизни непорочной, то есть к полному, вечному общению с Богом. Правда о непрочном зачатии Марии является своеобразным комментарием к этим словам Апостола Павла. Мария непорочна, потому что она была сохранена от греха. Но мы тоже были призваны к непорочному бытию, и, хотя мы являемся грешниками, и нас коснулся первородный грех, Бог хочет полностью нас очистить, чтобы реализовать Свой предвечный план.

Иногда мы думаем об истории человечества так, словно бы она начиналась уже с греха. Мы читаем в 50-м псалме: „Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя”. Но наше начало иное, о чем свидетельствует процитированный отрывок из Послания к Ефесянам. Наше начало было в замысле Божьем „прежде создания мира”. Бог „придумал” нас и призвал к настоящей жизни, чтобы мы „были святы и непорочны пред Ним в любви”, вместе с непорочной Марией, которая прошла перед нами, указывая нам цель и дорогу.

 

Свидетельство св. Максимилиана

Мы уже вспоминали св. Максимилиана Кольбе, великого почитателя Непорочной. В своих письмах он оставил нам особенное свидетельство, как разуметь истину о непорочном зачатии Марии. Одним из важных указателей, относящихся к Марии, для о. Кольбе было откровение, полученное в Лурде 25 марта 1858 года Бернадеттой Собиру (Bernadetta Soubirous). Девочка спросила явившуюся ей Госпожу, как Ее имя, и услышала в ответ: „Я – Непорочное Зачатие”. Заметим, что Мария не говорит здесь, что Она непорочно зачата, но что Она – Непорочное Зачатие. О. Максимилиан утверждает: „«Зачатая непорочно» – еще можно как-то понять, но «Непорочное Зачатие» полно утешительных тайн”. Оказывается, что непорочное зачатие не является только каким-то внешним даром Бога, оно часть природы и личности Марии.

О. Кольбе показывает, что Мария является Непорочным Зачатием благодаря силе обитающего в Ней Святого Духа. Отсюда удивительные слова, которые мы находим в письмах святого францисканца: „Непорочная словно является воплощением Святого Духа”. Здесь важно слово „словно”, без которого такие слова следовало бы отбросить, как ересь. Видно, что о. Максимилиану не хватает слов, чтобы выразить, как он сам пишет, „Ее неизреченное соединение со Святым Духом”. Очень интересно и то, что святой интуитивно приходит к тому, что „Непорочное Зачатие” является титулом не только Марии, оно, прежде всего, относится к Святому Духу: „Отец рождает, Сын рожденный, Дух зачинающий, и это Их сущность, которая Их взаимно различает. Объединяет же Их одна и та же природа. Дух – это зачатие пресвятое, бесконечно святое, непорочное”.

Непорочное Зачатие является титулом не только Марии, оно, прежде всего, относится к Святому Духу

Эту тайну отца Кольбе перенял вышеупомянутый o. Jacek Bolewski, который утверждает, что „Непорочное Зачатие” указывает не только на Марию, еще глубже оно относится к Святому Духу: „Это в Ее непорочном зачатии во всей полноте и наиболее непосредственно открывается Святой Дух – Непорочное Зачатие в Боге”. Здесь нет места для развития теологических идей, в любом случае кажется, что переход от сотворенного Непорочного Зачатия, то есть Марии, к предвечному Непорочному Зачатию в Боге, то есть Духу Святому, – мысль интересная и многообещающая. В ее перспективе можно, например, задуматься над тайной непорочного зачатия Марии, как над знаком взаимной любви Пресвятой Троицы.

 

Непорочное сердце Марии

С тайной непорочного зачатия связано богослужение к Непорочному Сердцу Марии. Началось оно после провозглашения догмата о Непорочном Зачатии, благодаря явлениям в Лурде, а прежде всего, благодаря явлениям Матери Божьей в Фатиме 13 мая 1917 года. Трое детей – Лусия, Франческо и Жасинта увидели образ Божьей Матери и услышали Ее слова: „Не бойтесь, я пришла с неба. […] Готовы ли вы утешить мое Непорочное Сердце?”. Потом Мария велела детям, чтобы они приходили на это место 13 дня каждого месяца. В июле Мария сказала Лусии: „Ты должна приносить жертвы за грехи. Когда будешь это делать, повторяй: «O Иисус, я делаю это из любви к Тебе и за обращение грешников, в единении с Непорочным Сердцем Марии»”. Кроме того, Божья Матерь сказала, чтобы каждую первую субботу месяца люди принимали вознаграждающее Святое Причастие за грехи мира. Следует припомнить, что 13 октября 1942 года папа Пий XII сказал по радио, что посвятил весь род человеческий Непорочному Сердцу Марии. В том же году папа ввел во всей Церкви литургическое Воспоминание Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии, которое мы теперь отмечаем в субботу после Торжества Пресвятого Сердца Господа Иисуса. Акт посвящения Пресвятому Сердцу Марии совершали папы и епископы поместных Церквей. Иоанн Павел II впервые совершил такой акт в Фатиме 13 мая 1982 года. В тексте папской молитвы мы читаем такие слова: „O Сердце Непорочное! Помоги нам преодолеть угрозы зла, которое так легко укореняется в сердцах современных людей – зла, которое со всеми своими непомерными последствиями тяготеет над нашей современной жизнью и старается закрыть нам путь к будущему! […] Пусть еще раз явится в деяниях мира бесконечная сила милосердной Любви! Пусть остановит зло! Пусть преобразит нашу совесть! Пусть в Непорочном Сердце для всех засияет свет надежды!”.

Час благодати

С Торжеством Непорочного Зачатия Марии связано еще одно явление, которое произошло 65 лет назад в Италии. В 1947 году медсестра Пьерина Джилли (Pierina Gilli) стала свидетелем явлений Марии в местечке Монтикиари (Montichiari), у подножия Альп. Следует заметить, что Montichiari, в переводе с итальянского означает Ясная Гора. Во время этих явлений Матерь Божья призывала к молитве, вознаграждающим добрым делам и к покаянию. Особенно Она была обеспокоена священниками, которые теряют веру и становятся неверными своему призванию. Еще Мария сказала, что желает, чтобы развивалось богослужение к Непорочному Сердцу, чтобы Ее почитали, называя Розой Духовной (Мистической) в религиозных институтах и монашеских конгрегациях.

Во время явлений в Монтикиари в 1947 году Мария призывала к молитве в „час благодати” за священников, которые теряют веру и предают данное им призвание.

Во время явлений, имевших место 8 декабря 1947 года, Мария сначала сказала слова, которые прежде говорила в Лурде: „Я – Непорочное Зачатие”, a после продолжала: „Я – Мария Благодати, это значит, что исполненная благодати Мать моего Божественного Сына Иисуса Христа. [...] Желаю, чтобы ежегодно 8 декабря в полдень отмечали «час благодати для всего мира». Через это богослужение я ниспошлю многие дары благодати для тела и души. [...] Будут многочисленные обращения. [...] Господь, мой Божественный Сын Иисус окажет великое милосердие, если добрые люди будут молиться за своих грешных братьев”.

  1. O. Яцек Болевски (Jacek Bolewski SJ), которого я уже не раз здесь вспоминал, совершал публичное богослужение „Часа благодати” в санктуариум св. Анджея Боболи в Варшаве. В книге “Обновление с Марией” („Odnowa z Maryją”) замечает, что слово «час» мы можем соотнести с фрагментом из Евангелия от Иоанна 19, 27, где описывается диалог Иисуса с Марией и учеником Иоанном: „Потом говорит ученику: «се, Матерь твоя!». И с этого времени ученик сей взял Ее к себе”. Речь идет о „времени” материнства (то есть о выходящем за пределы хронологии), которое охватывает не только любимого ученика, но всех верующих. Мария исполнена благодати, как Мать Иисуса, Сына Божьего. Но это земное начало Иисуса в Марии указывает на то, что Церковь открывает со временем – на Ее непорочное зачатие. Непорочная Матерь Божья разными способами ходатайствует за нас перед Пресвятой Троицей, испрашивая необходимую благодать.

Visitorcounter

Today 63

Yesterday 78

All 668694

Currently are 6 guests and no members online

Konta bankowe / банковских счетов