ЭЗОТЕРИЗМ (от греч. έσωτερικόϛ — «внутренний, закрытый») — ориентация на тайное знание, якобы доступное только ограниченной группе людей («избранным», или «посвященным»). Термин «эзоретизм» применяется также к широкому кругу различных дух. и оккультных (оккультизм) учений и практик.
Эзотерические союзы, существование которых было обусловлено как делением людей на классы (группы), так и стремлением к избранности и таинственности, известны с древнейших времен. Вступавшие в тайные союзы проходили обряды инициации, часто символизирующие дух. и физическое обновление. Такие эзотерические союзы существуют и в наст. время у индейцев Сев. и Юж. Америки, у племен Африки, Австралии и Океании.
Также с древних времен прослеживается использование прилагательного «эзотерический». Так, Платон в диалоге Алкивиад употребил выражение «τά έσω» для обозначения внутр. вещей; греч. писатель Лукиан Самосатский (ок. 120-180 гг.) употреблял прилагательные «эзотерический» и «экзотерический» по отношению к двум группам соч. Аристотеля. Об эзотерическом в контексте сохранения тайны писали Климент Александрийский, Ипполит Римский и Ямвлих.
Термин «эзоретизм» впервые появился в 1828 г. в работе франц. историка и философа Ж. Матте (1791-1864 гг.) Histoire critique du gnosticisme et de ses influences (Критическая история гностицизма и его влияний), затем его перенял франц. оккультист Элифас Леви (1810-75 гг.); широкое распространение термин получил благодаря сочинениям Е.П. Блаватской (1831-91 гг.) и изданиям Теософского об-ва.
Понятие «эзоретизм» имеет много общего с оккультизмом, также подразумевающим скрытые учения, доступные лишь посвященным. В XX в. мн. приверженцы оккультизма предпочитали называть себя эзотериками, чтобы избежать негативного отношения к себе, поскольку эзоретизм (в отличие от оккультизма) не отождествлялся с магией.
К эзотерическим школам относятся гностицизм, герметизм, астрология, алхимия, учение розенкрейцеров, масонство, теософия, спиритуализм и др.
Эзоретизм имеет ряд общих черт и с христ. мистицизмом, который, однако, в отличие от эзоретизма, не несет в себе дополнительных скрытых знаний, а сосредотачивает внимание на объекте почитания.
Лит-ра: Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964; Рау И.А. Эзотеризм в методологии историко-философского исследования (на примере гегелеведения) // Философские науки 1 (1985), 108-117; Стерледев Р.К. Естественнонаучное и эзотерическое видение мира в аспекте имманентного и трансцендентного // Религиоведение 1 (2006), 60-68; Schuré É. Les grands initiés: Esquisse de l’histoire secrète des religions. P., 1889; Eliade M. Le mythe de l’éternel retour: Archétypes et répétition. P., 1950; Briem O.E. Les sociétés secrètes de mystères. P., 1951; Faivre A. Accès de l’ésotérisme occidental. P., 1986-96.21.; Runggaldier E. Philosophie der Esoterik. Stuttgart, 1996; Faivre A. L’ésotérisme. P., 2003; Stuckrad K. von. Was ist Esoterik? Kleine Geschichte des geheimen Wissens. Mü., 2004; Dictionary of Gnosis and Western Esotericism I Ed. W.J. Hanegraaf in collaboration with A. Faivre et al. Leiden-Bristol, 2005. 2 vol.; Hauth R. Taschenhandbuch Esoterik: Von Bachblüten bis Yoga: Ein kritischer Leitfaden. Witten, 2007; Versluis A. Magic and Mysticism: An Introduction to Western Esotericism. Plymouth, 2007; Werner Th. Theologie und Esoterik: Eine gegenseitige Herausforderung. Lpz., 2007; Zinser H. Esoterik: Eine Einßhrung. Paderborn, 2009.
Т. Шишова
Источник: Католическая энциклопедия. – М.2013. – Т. 5. – С.410-411.