Россия, 610025, г. Киров, ул. Деповская, д.10
                  Настоятель: о. Григорий Зволиньски
                      Proboszcz: ks. Grzegorz Zwoliński
                       телефон/факс: +7 8332 375798
 Электронная почта: prolife.viatka@gmail.com - личный адрес
                     catholic1.viatka@gmail.com - приходской адрес
Католический Приход в Кирове (Вятке)

СПИРИТИЗМ

СПИРИТИЗМ (от лат. spiritus — дух) — теория и практика, ориентированные на общение с духами умерших при помощи определенного рода технических приемов; одна из форм оккультизма.

В древности вера в возможность вызывать духов умерших, а также связанные с этим гадательная и магическая практика (некромантия) существовали у разных народов. ВЗ повествует о том, как Саул вызывал дух Самуила (1 Цар 28, 3-25), хотя такого рода действия были строго запрещены (Лев 19, 31; 20, 6.27; Втор 18, 10-14). В эпоху Просвещения среди образованных людей было распространенным убеждение в принципиальной невозможности контактов с умершими (что получило выражение в критике Кантом Сведенборга), но в XIX в. в культуре романтизма возродился интерес к потустороннему миру, усиливающаяся секуляризация привела к ослаблению сознания рел. запретов, а идейная атмосфера позитивизма способствовала стремлению к экспериментальному исследованию дух. явлений и к созданию религии, осн. на научно наблюдаемых фактах.

Начало совр. спиритизма положила деятельность сестер М. и К. Фокс (США), с 1848 г. входивших в предполагаемое общение с духами. Практика спиритизма широко распространилась в США и Европе. При спиритических сеансах контакты с духами обычно происходили при посредстве т.н. медиума — лица с особыми психическими способностями. Прием сообщений от духов осуществлялся путем автоматического письма медиумов, звуков, движения предметов (напр., тарелок, положение которых фиксировалось пальцами медиума или всех участников сеанса); некоторые медиумы якобы добивались зримой материализации духов.

И.-Л.-Д. Ривайль (1804 – 69 гг.), писавший под псевдонимом А. Кардек, утверждал, что в каждом человеке существует «мыслящий фактор», после смерти отделяющийся от физического тела, продолжающий существовать в тонкой энергетической оболочке — т.н. астральном теле — и способный к реинкарнации в др. человеке; последовательные реинкарнации служат испытанию и очищению духов. Кардек рассматривал спиритизм как новую, «научную» религию, способную нравственно усовершенствовать человечество. Однако некоторые сторонники спиритизма отрицали реинкарнацию.

Спиритические явления нередко оказывались результатом преднамеренного обмана: в этом в конце концов признавались и мн. известные медиумы, в т.ч. сестры Фокс. Иллюзионисты (напр., Г. Гудини) демонстрировали способность с помощью трюков воспроизвести спиритические явления. Психиатры показали, что мн. случаи в практике спиритизма можно объяснить с помощью феномена раздвоения личности у истерических субъектов, особенно в состоянии гипнотического транса. Остается, однако, открытым вопрос, все ли спиритические явления можно объяснить таким образом. Для изучения спиритических явлений был основан ряд организаций, в т.ч. возникшее в 1872 г. Об-во психических исследований, положившее начало т.н. парапсихологии, занимающейся аномальными психическими явлениями; статус науки, на который претендует эта дисциплина, и ее результаты до сих пор остаются спорными для науч. сообщества.

В России спиритическая практика началась в 1853 г. несмотря на противодействие Правосл. Церкви. Наиболее известными приверженцами Кардека были А.П. Болтин и В.П. Быков. В сер. 1870-х оформилось направление т.н. экспериментального спиритизма (А.Н. Аксаков, А.М. Бутлеров, Н.П. Вагнер). Противником спиритизма выступил Д.И. Менделеев, по инициативе которого была создана специальная комиссия при Рус. физическом об-ве. В 1876 г. она вынесла заключение о том, что «спиритические явления происходят от бессознательных движений или бессознательного обмана, а спиритическое учение есть суеверие».

В англоязычных странах спиритизм нередко называется спириатуализмом. В ХIХ-ХХ вв. связанные со спиритизмом рел. организации возникали прежде всего в США и Великобритании. В 1931 г. была создана Всемирная ассоциация христиан-спиритуалистов. Спиритиз в интерпретации Кардека получил форму рел. культа в Лат. Америке (в Бразилии спиритическая «Церковь» насчитывает 4 млн. чел.) и повлиял на синкретические афро-амер. религии (умбанда и др.). В движении «Нью-Эйдж» практикуются явления, подобные спиритическим, напр. т.н. ченнелинг (англ, channeling, от channel — канал), в ходе которого люди «соединяются» с «космическим энергетическим полем» и населяющими его существами.

Практика вызывания духов осуждается Католической Церковью в ряде документов, в т.ч. в Ответе Свящ. Канцелярии от 24.04.1917 г. (DН 3642), запрещающем даже присутствие на спиритических сеансах. Впрочем, Церковь не запрещает науч. исследования паранормальных явлений. Конст. Lumen gentium II Ватиканского собора, говоря об обмене дух. благами живых и усопших христиан (общение святых), делает специальную оговорку, что это не относится к вызыванию духов (сноска 2 к п. 49). Ни молитвы за умерших, ни молитвенные призывы к святым, ни восприятие сверхъестественных частных откровений, посылаемых иногда отд. христианам, не имеют ничего общего со специальной техникой, используемой человеком для того, чтобы вынудить к.-л. духов вступить с ним в контакт для исполнения его целей. Согласно ККЦ, «спиритизм часто ведет к гаданию или магии. Поэтому Церковь предупреждает верных о том, что надо избегать его» (п. 2117).

Лит-pa: Прибытков В. Спиритизм в России, от возникновения его до настоящих дней. СПб., 1909; Богомолов Н.А. Русская литерату­ра начала XX века и оккультизм. М., 1999; Панченко А.А. Спири­тизм и русская литература // Труды Отделения историко-филоло­гических наук РАН. М., 2005, с. 529-540; Виницкий И.Ю. Мелькаю­щие руки: Спиритическое воображение Н.П. Вагнера // Новое лите­ратурное обозрение 78 (2006), 179-198; Иисус ХристосПодатель воды живой: Христианский взгляд на Нью Эйдж. М., 2009; Посац- кий А. Психология и Нью Эйдж. М., 2010; Castellan Y. Le spiritisme. R, 1982; Introvigne М. Lo spiritisme. Tn., 1989; Gramaglia P.A. Spiritismo. Casale Monferrato, 1990; Posacki A. Okkultyzm, magia, demonologia. Kr., 1996; Pavese A. Kontakt mit dem Jenseits. Augsburg, 1998; Zahlner F. Spiritismus. In., 1999; Kościół a spirytyzm. Kr., 2001; Dermine F.M. Mistici, veggenti e medium. Va., 2002. 

о. А. Посацкий

Источник: Католическая энциклопедия. – М.2011. – Т.4. – С.1039-1041.

Visitorcounter

Today 6

Yesterday 46

All 781573

Currently are 4 guests and no members online

Konta bankowe / банковских счетов