Россия, 610025, г. Киров, ул. Деповская, д.10
                  Настоятель: о. Григорий Зволиньски
                      Proboszcz: ks. Grzegorz Zwoliński
                       телефон/факс: +7 8332 375798
 Электронная почта: prolife.viatka@gmail.com - личный адрес
                     catholic1.viatka@gmail.com - приходской адрес
Католический Приход в Кирове (Вятке)

ДЬЯВОЛ

 

ДЬЯВОЛ, диавол (греч. διάβολοϛ — противник, клевет­ник) — название всех падших ангелов, но преимущест­венно их главы, Сатаны.

Большинство религий мира учат о существовании злых духов. В некоторых из них выделяется глава сил зла (Ахриман в зороастризме, Иблис в исламе).

В христианстве под дьяволами или демонами понимаются ис­ключительно ангелы, сотворенные Богом добрыми, но по своей воле сделавшиеся злыми (cp. DH 800).

В Ветхом Завете грехопадение ангелов, согласно мно­гим экзегетам, описывается в Книге пророка Исайи: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о зем­лю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взой­ду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен во ад, в глубины преисподней» (Ис 14, 12-15). Ист. контекст этих строк позволяет отнести их к вавилонскому царю, но не дает оснований для отрица­ния существования дьявола. В ВЗ о дьяволе говорится крайне редко. Вместе с тем в в.-з. текстах ясно определяются черты дьявола (выступающего под именами Денницы, Сатаны, Левиа­фана и др.) как злого начала — он не верит в бескорыст­ную любовь (Иов 1, 9), противится замыслу Божьей люб­ви (Зах 3, 1-5). Явившись под видом змея, дьявол обольщает Адама и Еву (Быт 3, 1-19) и становится причиной вхождения смерти в мир (Прем 2, 24).

В Новом Завете постоянно проводится мысль о том, что Христос пришел, чтобы Своей «смертью лишить си­лы имеющего державу смерти, то есть дьявола» (Евр 2, 14), «разрушить дела дьявола» (1 Ин 3, 8), «избавить [христиан] от царства тьмы» (Кол 1, 13). В смерти и воскресении Христа сбылось данное еще в ВЗ обетование, что «семя жены» сотрет главу змея, т.е. дьявола (ср. Быт 3, 14-15). Потер­пев поражение от Иисуса Христа, дьявол (именуемый также драконом) вступает в битву с прочими, рожденными от семени жены, «сохраняющими заповеди Божии и имею­щими свидетельство Иисуса Христа» (Откр 12,17). В кон­тексте этой эсхатологический битвы следует восприни­мать н.-з. свидетельства об искушении дьяволом учеников Хри­стовых, в т.ч. и ап. Павла (1 Фес 2, 18; 2 Кор 12, 7-10), а также многие еванг. притчи: дьявол как враг рода человече­ского, сеющий плевелы на ниве Господней (Мф 13, 39) и похищающий из людских сердец семена слова Божье­го (Мф 13, 19).  Дьявол решается искушать самого Иисуса Хри­ста (Мф 4, 1-11; Мк 1, 13). Зная о коварстве дьявола, Иисус Христос заповедовал ученикам молиться об избавлении от дьявола (ср. Мф 6, 13). Ап. Пётр, особой молитвой Иисуса Христа предохраняемый от искушений дьявола (ср. Лк 22, 32), напоминал: «Противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Петр 5, 8). Дьявол может, иску­шая, «принимать вид ангела света» (2 Кор 11, 14) — в этом особая опасность его искушений. Поэтому ап. Иоанн призывает «испытывать духов, от Бога ли они» (1 Ин 4, 1). Согласно Откровению Иоанна Богослова, в конце времен дьявол будет полностью повержен (Откр 20, 10.14). Предчувствуя свое эсхатологическое поражение, дьявол с особым упорством будет преследовать христиан в конце времен (ср. Откр 12, 12).

Дьявол согласно учению Церкви. Юстин Философ пи­шет, что ангелам было вверено попечение о земном ми­ре, но злые ангелы нарушили этот порядок и согрешили (Apologia secunda V, 2). Ириней Лионский учит, что дьявол достиг полноты озлобления после пришествия Христова (Adversus haereses V, 26). В IV в. большинство Отцов Церк­ви не поддержало учения Оригена и Григория Нис­ского об апокатастасисе — обращении дьявола на путь доб­ра в конце времен. Августин пишет о непримиримой борьбе между «Градом Божиим», граждане которого воз­любили Бога до презрения к себе, и «градом земным» (в котором угадывается царство дьявола), граждане которого возлюбили себя до презрения к Богу. Согласно определению Брагского собора (563 г.), «если кто скажет, что дьявол не был сперва добрым ангелом, сотворенным Богом, и что он не был Божьим созданием, но утверждает, что он возник из тьмы и что у него нет никакого Творца, что он — начало и сущность зла, как учили Мани и Присциллиан, — да будет анафема. Если кто учит, что некие творения в мире сотворил дьявол [...] да будет анафема» (DH 457-458).

В исповедании веры IV Латеранского собора (1215 г.) сказано: «Дьявол, а также прочие демоны по природе своей были созданы Богом добрыми, злыми же сделали себя сами, а человек согрешил по наущению дьявола» (DH 800). Ферраро-Флорентийский собор в булле Cantate Domino подтвердил тезис о необратимости осуждения дьявола (DH 1351). Тридентский собор учит о дьяволе как о гл. источнике первородного греха (DH 1511). I Ватиканский собор планировал издать специальный документ об аде и дьяволе, но отцы собора не успели по причине прекращения ра­боты, вызванного полит. событиями, обсудить подготов­ленный комиссией проект соборного решения. II Вати­канский собор, синтезируя двухтысячелетнюю христ. традицию, учит, что «Агнец Непорочный избавил нас от рабства дьяволу и греху» (GS 22). В ККЦ сказано, что «грех падших ангелов не может быть прощен не по не­достатку милосердия Божия, а в силу необратимого ха­рактера выбора, сделанного ангелами» (п. 393).

Источн.: Леон-Дюфур К. Словарь библейского богословия. Б., 1990, кол. 990-993; ККЦ 2850-54.

Лит-pa: Рассел Дж.Б. Дьявол: Восприятие зла с древнейших времен до раннего христианства. СПб., 2001; Он же. Сатана: Восприятие зла в ранней христианской традиции. СПб., 2001; Vandenbroucke F. // DSp 3, 141-238; Nigg W. Der Teufel und seine Knechte. Olten, 1985; Day P.L. An Adversary in Heaven: Satan in the Hebrew Bible. Atlan­ta, 1988; Läpple A. Engel und Teufel. Augsburg, 1993; Laurentin R. Der Teufel: Mythos oder Realität? Hauteville, 1996; Pagels E. Satans Ursprung. В.,1996.  

И. Лупандин

Источник:  //Католическая энциклопедия. – М.2002. – Т. 1. – С.1733-1735.

Visitorcounter

Today 106

Yesterday 127

All 673306

Currently are 3 guests and no members online

Konta bankowe / банковских счетов