Россия, 610025, г. Киров, ул. Деповская, д.10
                  Настоятель: о. Григорий Зволиньски
                      Proboszcz: ks. Grzegorz Zwoliński
                       телефон/факс: +7 8332 375798
 Электронная почта: prolife.viatka@gmail.com - личный адрес
                     catholic1.viatka@gmail.com - приходской адрес
Католический Приход в Кирове (Вятке)

АНГЕЛ

 

АНГЕЛ (от греч. αγγελοϛ, — вестник, посланник; лат. an­gelus) — бесплотное творение, являющееся служителем Бога и посредником между Богом и людьми, между Твор­цом и творением (ср. Августин: «Ангел есть служебный титул»). Наделенные свободной волей, ангелы могут отпасть от служения Богу и предстать как враги Бога и людей.

В качестве служителей Бога (ср. Дан 7, 9-10) ангелы пред­стоят пред самим Господом (Тов 12,15; Откр 8, 2-5) и Его Престолом (Ис 6, 1-4), возносят Ему славу (Пс 148, 1). Небесную природу ангелов символизируют белые сияющие одежды (Ин 20, 12; Деян 1, 10; 12, 7).

Посредничество ангелов между Богом и людьми символиче­ски выражено в «лестнице Иакова», простертой с небес на землю, по которой ангелы сходят и восходят (Быт 28, 12-13). Многочисленны примеры посредничества ангелов в ВЗ: ангелы вывели Лота из Содома (Быт 19), ангел Господень на­шел Агарь в пустыне (Быт 16, 7), объявил Гедеону, что он спасет народ Израиля (Суд 6,11), предрек рождение Сам­сона (Суд 13, 3-21). В НЗ ангел возвестил Деве Марии о рож­дении Спасителя (Лк 1, 26-38), ангел Господень явился во сне Иосифу (Мф 1, 20), поведал пастухам о рождении Христа (Лк 2, 9-11), подал Св. Семейству знак о бегстве в Египет (Мф 2, 13) и о возвращении (Мф 2, 19-20). Ангел ук­реплял Христа во время молитвы на горе Елеонской (Лк 22, 43); о заступничестве ангельского воинства гово­рил Христос в Гефсиманском саду (Мф 26, 53). Ангелы свиде­тельствовали о воскресении и вознесении Христа (Мк 16, 5-6; Лк 24, 23; Деян 1, 10-11); они станут участ­никами Второго пришествия, Страшного суда (Мф 13, 39-41.49; 16, 27; 24, 31; 25, 31; Мк 8, 38) и конечного три­умфа небесной славы (Откр 1, 16; 8, 2 и далее).

В ВЗ (Исх 3, 2; Суд 2, 1 и др.) встречается понятие ангела Господня, который говорит и действует как Сам Господь, но при этом отличен от Него. Подлинное значение этого образа до сих пор остается предметом дискуссий библеистов.

Каждому христианину помогает его Ангел-хранитель (Евр 1, 14; Мф 18, 10; Деян 12, 15; ср. Пс 91, 11; Мф 4, 6). Ангела следует почитать (Амвросий, De viduis, 9), но поклоне­ние («служение») им считается грехом (Кол 2, 18).

В НЗ упоминаются также «согрешившие» ангелы (2 Петр 2, 4; Иуд 6). Согласно интерпретации, преобладающей в патристике и схоластике, грехопадение ангелов произошло в начале мира (Августин, О Граде Божием 15, 23); первым согрешил один из ангелов, отпавший от Бога из-за гордыни (дьявол), и он вовлек в грех других ангелов (Thomas Aquinas, Summa theologiae 1a, 63, 8; Suárez, De angelis 5, 12, 13).

В первые века христианства считалось, что «духовное тело» ангелов состоит из более тонкой материи, нежели зем­ные тела (такого мнения придерживались Тертуллиан, Григорий Назианзин, Василий Великий, Августин). По­нятие о бесплотности ангелов как абсолютной нематериальности сформировалось в Средние века. Число ангелов «весьма велико». Согласно Псевдо-Дионисию Ареопагиту, ангелы разделены на девять чинов (серафимы, херувимы, пре­столы, господства, архангелы и др.).

Ср.-век. богословы писали о природе ангелов и об их месте в иерархии мироздания; совр. богословие не считает це­лесообразным использование чисто филос. методов в учении об ангелах, ограничиваясь интерпретацией упоми­наний об ангелах в библ. текстах. Согласно учению Католиче­ской Церкви, ангелы существуют и являются Божиими творениями (cp. DH 800, 3002). О личностной сущности ангелов писал Папа Пий XII в энц. Humani generis (DH 389). Отцы II Ватиканского собора говорят об ангелах в контексте истории спасения (LG 49-50, 66). Учение об ангелах получило свое выражение в Божественной литургии, которую на­род Божий на земле мистическим образом служит вмес­те со святыми и ангелами на небесах.

Лит-pa: Книга Ангелов: Антология. СПб., 2001; Suarez F. DeAngelis. Lv., 1620; Vacant A. Angélologie dans l’Église latine depuis le temps des Pères jusqu’à St. Thomas // DThC 1, 1222-28; Idem. Angélologie de St. Thomas d’Aquin et des scholastiques postérieurs // Ibid., 1228-48; Pe­terson E. Das Buch von den Engeln. Lpz., 1935; Roques R. L’univers Dionysien. P., 1954; Daniélou J. Les anges et leur mission d’après les Pères d'Église. Chevetogne, 1957; Tavard G. Die Engel: Handbuch der Dogmen­geschichte. Fri., 1968, Bd. 2/2b.        

Е. Зайцев

Иконография. Изначально ангелов изображали в облике юношей. Первые известные образы ангелов (на фресках, в мо­заиках, рельефах на саркофагах) относятся к III в. С кон. IV в. ангелов изображали с крыльями, ореолом или диадемой из звезд. Среди многочисл. иконографических представ­лений ангелов уже с раннего периода сформировалось несколько осн. тематических типов: 1) ангел — свидетель в сценах крещения и вознесения Христа, в сюжете при­несения в жертву Исаака, ангел, пребывающий вместе с пророком Даниилом во рву, со св. Петром, заточенным в темницу, и т.п.; 2) ангел, благовествующий Деве Марии, св. Иосифу, свв. Иоакиму и Анне, пастухам и т.п.; 3) ангелы, поклоняющиеся Богу (киворий в базилике Св. Марка в Венеции, 550), а также прославляющие Пресвятую Бо­городицу (мозаика рим. базилики Сан Паоло фуори ле Мура); 4) ангел, указывающий путь Св. Семейству во вре­мя бегства в Египет; сопровождающий волхвов к Мла­денцу Иисусу и т.п.; 5) ангел, исполняющий Божественную волю в сценах Страшного суда, изгнания из рая и т.п.

Архангелов уже с V в. представляли в белых одеждах, с жезлом, мечом или шаром, символизирующим землю; первыми появились изображения архангела Михаила, позднее         Гавриила (особенно часто — в сцене Благовещения) и Рафаила. Впоследствии иконы архангелов Гавриила и Михаила стали постоянным элементом деисусного ряда иконостаса (располагаясь следом за ико­нами Богоматери и Иоанна Крестителя). В визант. искус­стве получила распространение тема ангельских хоров. В вост. иконографии встречаются также самостоятель­ные изображения ангелов («Ангел Златые власы», 2-я пол. XII в., ГРМ, С.-Петербург).

Умиротворенные ангелы на иконах работы Чимабуэ (Ма­донна с Младенцем на троне с двумя ангелами и святыми Франциском и Домиником и Мадонна с Младенцем на троне с восемью ангелами, кон. XIII в., обе — Уффици, Флоренция) созвучны безмятежному лику Пресвятой Бо­городицы. На фресках Джотто ди Бондоне в Капелле Скровеньи (нач. XIV в., Падуя) ангелы изображены сострада­ющими (Распятие и Оплакивание), возносящими благо­дарение (Рождество и Вознесение), торжественными и ве­личественными (Страшный суд), в каждом сюжете до­бавляя эмоциональное и композиционное напряжение. В двух картинах Беато Анджелико Коронование Девы Ма­рии (1434-35 гг., Лувр; ок. 1435 г., Уффици, Флоренция) ангелы играют на лютнях, лирах, арфах и др. музыкальных инструментах, прославляя небесное величие Богоматери. В эпоху Возрождения также появилось представление ангелов  в облике младенца. У Перуджино в росписях свода Стан­цы дель Инчендио (Музеи Ватикана) присутствуют сразу несколько типов ангелов, причем, в отличие от вост. тради­ции, шестикрылые серафимы имеют не грозный, а, ско­рее, умилительный вид. Поэтические образы ангелов запечат­лены в картинах Боттичелли («Мадонна Магнификат», 1481-85 гг.; «Мадонна с гранатом», 1487 г., обе — Уффици, Флоренция). Ангел в рыцарских латах предстает в сценах Страшного суда (Мемлинг, 1473 г., Гданьск) и Апокалипси­са (Дюрер, 1498 г.). В эпоху барокко тема ангелов получила как худож. воплощение (Рубенс, Коронование Девы Марии), так и скульптурное воплощение (Бернини, Экстаз св. Те­резы, 1647-52 гг., Капелла Корнаро в рим. церкви Санта Ма­рия делла Витториа). В рел. искусстве XIX в. тема ангелов присутствует у У. Блейка (Погребение Моисея, Музей Фогга, Кембридж), Э. Делакруа (Борьба Иакова с ангелом, 1849-61 гг., церковь Сен-Сюльпис, Париж) и др.

Лит-pa: DACL 1, 2080-2161; Régamey RR. Les anges. R, 1946; Gost­kowski R., Olech W. // EK 1, 611-613; Tsuji S. // NCE 1,515-516.

И. Баранов

 

Источник:  Католическая энциклопедия. – М.2002. – Т. 1. – С.230-233.

Visitorcounter

Today 105

Yesterday 127

All 673305

Currently are 3 guests and no members online

Konta bankowe / банковских счетов