Россия, 610025, г. Киров, ул. Деповская, д.10
                  Настоятель: о. Григорий Зволиньски
                      Proboszcz: ks. Grzegorz Zwoliński
                       телефон/факс: +7 8332 375798
 Электронная почта: prolife.viatka@gmail.com - личный адрес
                     catholic1.viatka@gmail.com - приходской адрес
Католический Приход в Кирове (Вятке)

Экзорцизм: Понимание экзорцизма в свете Священного Писания и пастырской практики

О. Иеремия Дэвис

 

Экзорцизм:

Понимание экзорцизма в свете Священного Писания и пастырской практики[1]

 

  1. Введение

«Церковь участвует в победе Христа над дьяволом: Христос дал Своим ученикам власть изгонять бесов. Церковь осуществляет эту победную власть через веру во Христа и молитву, которая в специфических случаях может принять форму экзорцизма» (Папа Иоанн Павел II, 1986).

 

Сотворение мира и грехопадение

 

Перед Вознесением Иисус повелел Своим апостолам: «Идите по всему миру и проповедайте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов...» (Мк 16, 15-17). Экзорцизм имеет особое место в том деле, которое Христос вверил Своей Церкви, и он должен быть понят в свете всего этого дела.

Во Христе было «создано всё, видимое и невидимое» (Кол 1, 16) — «невидимое» — это ангелы. В первый день творения Бог сказал: «Да будет свет... и увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы» (Быт 1, 3-4). Солнце и звезды были сотворены лишь на четвертый день, и свет, сотворенный в первый день, возможно, был светом ангелов, а отделение света от тьмы — это падение третьей части ангелов, описанное в Откровении Иоанна Богослова (Откр 12, 3-9): «И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон... хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю... И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и его ангелы воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый Диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».

Святой апостол Павел, говоря о себе, писал: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба» (2 Кор 12, 2). «Третье небо» — это присутствие Божие. Тогда второе небо, вероятно, означает тварное духовное обиталище ангелов, где они поклоняются Богу и откуда они посылаются как хранители и вестники в наш мир. Первое небо — «твердь небесная» (Быт 1, 15) — это наше обычное небо, с солнцем, луной и звездами. Со второго неба Сатана и ангелы его были низвергнуты на «первое небо» и на землю, где они соделались «мироправителями тьмы века сего» (Еф 6, 12). Но если падшие ангелы уступают по численности тем, которые остались верными, как же они соделались мироправителями? Мироправителями их сделал человеческий грех.

И люди, и ангелы были сотворены добрыми, и величайший дар этого добра — это способность свободно любить Бога. По своей природе этот дар должен осуществляться, чтобы стать постоянным. От главы тех ангелов, которые отвергли любовь до того, как был сотворен человек, пришел и наш момент решения: «Змей сказал женщине...». Сила ангелов, хотя и бесконечно малая по сравнению с властью Бога, все же намного больше, чем сила человека, не поддерживаемого Богом. Решив не послушать Бога, мы отдали себя во власть падших ангелов. В 3-й главе книги Бытия явно виден дьявол, выступающий под личиной змея. В других местах Ветхого Завета есть отдельные намеки на дьявола, например, в книге Исайи говорится о «Левиафане, змее прямо бегущем, Левиафане, змее изгибающемся... чудовище морском» (Ис 27, 1). После грехопадения дьявол получил власть над человеком и скрылся в темном море человеческого греха и заблуждения.

 

 

Экзорцизмы Иисуса Христа

 

«Все же обнаруживаемое делается явным от света» (Еф 5, 13). Когда Христос-Свет пришел в мир, демонические духи не могли более оставаться спрятанными. Он бросил вызов дьяволу в пустыне и там отверг все его искушения, таким образом установив в Себе новое человечество, утвержденное в силе любящего Бога в свободе и бескорыстии. Он учил в синагоге в Капернауме, и злой дух, до этого скрывавшийся в одном из участников собрания, вскричал и был изгнан (Мк 1, 21-28). Он говорил о Крестной смерти и таким образом слова Иисуса изобличили дьявольское искушение в душе Петра, после чего Он сказал ему: «Отойди от меня, сатана!» (Мф 16, 23). Это описано во всех Евангелиях, и этот Свет Христос вверил Церкви. Какая это большая ответственность — не сокрыть еще раз то, что так дорого стоило Ему открыть!

В Новом Завете падшие ангелы именуются также духовными силами зла в поднебесных пространствах, духами стихий вселенной, мироправителями, силами, властями, престолами, именами, князьями, господами, богами, ангелами, нечистыми духами, злыми духами и бесами. Иногда тот или иной из них описывается согласно своему действию, например, «дух немой и глухой» (Мк 9, 25), «дух прорицательный» (Деян 16, 16), «антихрист» (1 Ин 4, 3). Глава падших ангелов обычно называется сатаной (по-еврейски) или дьяволом (по-гречески): и то и другое слово означает обвинитель-противник-клеветник; но у него есть много и других имен: Люцифер («несущий свет»), Вельзевул («Князь Ваал» — главное языческое божество Ханаана), Авадон («губитель»), Велиал, змей, дракон, лев, сильный, лукавый, искуситель, враг, лжец, человекоубийца, бог века сего, князь мира сего, князь воздушный.

Можно понять, что сам сатана искушал Иисуса в пустыне (Мф 4, 1-11). Однако зачастую в Новом Завете под дьяволом понимается какой-то из нижестоящих бесов — потому что ад, подражая небу, имеет свою собственную гротескную иерархию: тоталитарную диктатуру, которую нацизм, коммунизм и прочие стремятся воспроизвести на земле. Так, например, согбенная спина больной женщины приписывается нашим Господом действию сатаны, но евангелист Лука говорит о «духе немощи» (Лк 13, 10-17). Подобным образом, Иисус сначала обращается к гадаринским бесам в единственном числе: «Выйди, дух нечистый, из сего человека!... Как тебе имя?». Ответ признает обращение в единственном числе, но раскрывает множественность: «Легион имя мне, потому что нас много»; и бес просит не высылать их из этой местности (Мк 5, 8-10). Эти «легионеры», несомненно, рабы говорящего, т.е. их начальника, как и он сам, возможно, через какие-то другие промежуточные ранги, является рабом сатаны. Иногда во время экзорцизма злой дух говорит что-нибудь вроде: «Я хочу выйти, но он не разрешает мне», — под местоимением «он» здесь имеется в виду его непосредственный начальник или сам дьявол.

Во время Своего служения Христос совершил много экзорцизмов (см. напр. Мк 1, 32-34, 39). Восемь из них упомянуты особо (Мф 9, 32; 12, 22; 15, 21-28; Мк 1, 21-28; 5, 1-20;  9, 14-29; Лк 4, 38-39; 13, 10-17). Три из них описаны более детально, в них приводятся формулы экзорцизма, произносимые Иисусом (Мк 1, 25; 9, 25; Мф 8, 32).

Как и исцеления, экзорцизмы Христа были существенной, но вспомогательной частью Его дела благовестия — «Пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел. И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов» (Мк 1, 38-39). Изгнания им отдельных бесов служили прелюдией к великому изгнанию князя мира сего и сотворению Им нового мира через Его смерть на Кресте, Его Вознесение, ниспослание Святого Духа и через Его спасительную деятельность в Церкви: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет» (Ин 12, 31-33).

 

 

Экзорцизм в наши дни

 

Когда у подножья горы Фавор ученики не смогли изгнать злого духа, Господь упрекнул их, назвав «родом неверным и развращенным» (Лк 9, 41) — но, по крайней мере, ученики хотя бы правильно поставили диагноз, чего нельзя сказать о некоторых современных ученых-библеистах. Если кто-нибудь из этих учеников был впоследствии в числе 70, посланных позднее на проповедь, то нас может вдохновить то обстоятельство, что они извлекли урок из своей неудачи, ибо они вернулись с триумфом, и Иисус сказал им: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». Затем, обратившись к ученикам, Он сказал им с глазу на глаз: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!» (Лк 10, 17-19, 21-23). Распознавание злых духов и власть над ними дается младенцам, которые имеют веру, и сокрыта, удержана от «премудрых и разумных».

Служение экзорцизма в Церкви процветает пропорционально живой вере ее членов в слово Божие. В догматической конституции о Божественном откровении (Dei Verbum) II Ватиканский собор был вдохновлен призвать к библейскому обновлению. Это ключ к другим темам Собора: экуменизм, всеобщее призвание к святости и новая евангелизация. До сих пор этому во многом препятствовало возрождение библейского модернизма — неверие в историчность и безошибочность Священного Писания. Столетие назад св. Пий Х увидел воочию бесовскую природу библейского модернизма и изгнал его из Церкви; но за последние 40 лет он сумел снова наводнить Церковь. В своей книге «Иисус из Назарета» Папа Бенедикт XVI показывает нам, что от нас требуется: не только изгнание модернизма, но и его замещение верой в слова Богородицы (Лк 1, 38), то есть глубоким пониманием и любовью к Священному Писанию, верой, которая была дарована Церкви ее воскресшим Господом (Лк 24, 44-49). После 40 лет «странствования по пустыне» после опубликования догматической конституции Dei Verbum, новая весна для слова Божия в Церкви сделалась возможной в наши дни, как сказал об этом Папа Бенедикт XVI в своем выступлении от 14 сентября 2005 г., и всякий призван в ней участвовать.

 

 

  1. Виды демонического влияния

 

 

Косвенное управление через грех

 

Падший человек эгоистичен; мы вращаемся вокруг самих себя, а не вокруг Бога; и пока мы пребываем в этом состоянии, мы находимся на территории врага. Совесть всякого человеческого существа просвещена «Светом истинным» (Ин 1, 9), который ведет к любви к Богу; но в той мере, в какой мы противимся этому Свету, мы пребываем, по крайней мере, косвенно, под владычеством «князя мира сего» (Ин 12, 31; 14, 30; 16, 11) — и это было бы так, даже если бы дьявол вообще не оказывал на нас непосредственного влияния.

 

 

Непосредственное влияние через грех

 

Сатана является искусителем (1 Фес 3, 5); и равно как он вызвал падение человека, так и по прежнему он непосредственно влияет на нас, так чтобы мы отвергли благодать и совершили грех. Это его обычный способ действия (1 Ин 3, 8-10). Своей любовью Бог привлекает нас любить Его в ответ (1 Ин 4, 7-21). Дух имеет власть соединяться с духом. Исполнение нашего человеческого духа заключается в единении со Святым Духом (Рим 8, 16). Дьявол же с помощью обмана и психического насилия желает пленить нас в своем собственном отделении от Бога (Ин 8, 31-47). Если злой дух искушает нас грешить, то как мы, поддавшись этому искушению, избежим единения с этим духом? Наша воля свободна — не всецело, но достаточно, чтобы быть рулем, от поворота которого зависит наша вечная участь. Духовная война ведется за свободные решения нашей человеческой воли.

После освобождения гадаринских одержимых (Лк 8, 26-33) происходит что-то очень необычное — все местные жители «объяты были великим страхом» (Лк 8, 37) и, вместо того чтобы приветствовать Иисуса с радостью, как поступали люди в других местах, и привести к Нему других одержимых, чтобы Он и их исцелил, они просили Его, чтобы Он «удалился от пределов их». Почему? Может быть потому, что их радость была в их материальном преуспеянии и в их свиньях, и они не знали о существовании в своей среде других одержимых? Кардинал Ньюмен писал: «Существует великое множество людей, богатых и бедных, которые ставят себе в качестве единственной цели стяжание денег... стремление к богатству загораживает пути в их сердцах, и они не имеют ни времени, ни мыслей, ни любви для тех великих вещей, которые послужили бы к их миру. Что это, как не разновидность одержимости дьяволом?». Через обычные привязанности, которые становятся второй натурой для падшего человека, одним из видов которых является привязанность к деньгам, гадаринцы уже находились под властью дьявола; но только появление Иисуса среди них явило как само их порабощенное состояние, так и участие в этом дьявола — ибо нечистые духи просили Его «не высылать их из страны той». Это было Десятиградие, языческая территория, управляемая языческими богами, и злые духи были там как у себя дома, — и так же вольготно чувствовали себя и местные жители, и потому страх, который охватил их, несомненно, отчасти был следствием влияния злых духов, обитавших в них.

Поскольку дьявол скрывается за нашими грехами и греховными состояниями, трудно определить, какова доля его участия в них. Иногда эта доля относительно мала — из-за защиты, которую предоставляет Бог, или из-за характера греха, или потому что наши грехи делают работу за дьявола, и ему нужно лишь слегка корректировать происходящее. Однако мы должны опасаться недооценки его способности скрывать себя. О. Иероним Нольдин настойчиво рекомендует совершать молитву освобождения над теми, кто подвергается сильным искушениям, и над кающимися, которые испытывают трудности в возгревании в своей душе сокрушения о грехах и намерения исправиться, а также в искренности в исповедании грехов — это скрытое влияние, успокаивающее и искажающее совесть, мешающее сокрушению, вере и честности — это самое страшное из дел дьявола. Только через наши добровольные грехи он может причинить нам длительное зло. Мы говорим об одержимых как о «недугующих», но это потому, что мы обычно говорим о тех, кто хочет освободиться, и потому дьявол удручает их. Гораздо более страшно состояние тех одержимых, которые довольны, которые имеют мир от века сего (см. напр. Мф 10, 34; Ин 14, 27; Откр 3, 15-20). «Поскольку люди привыкли жить, не любя, они не распознают нелюбящую силу, которая действует внутри них» (о. Майкл Селлерс). Пока дьяволу удается совершать эту скрытую работу в обстановке ложного мира, он способен достигать феноменальных успехов. Только приход Христа, только проповедь и экзорцизм вынуждают его выйти из укрытия и обнаружить свою ложь и жажду убийства (ср. Ин 7, 7). «Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но... бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну» (Лк 12, 4-9). Покуда мы возгреваем в своих сердцах любовь ко Христу, мы не должны страшиться насилия от дьявола и тех гонений и страданий, которые он причиняет; но мы должны опасаться дьявольской закваски лжи, которая способна обмануть нашу совесть.

 

 

Непосредственное влияния без наличествующего греха

 

Именно в этих случаях экзорцизм иногда является составной частью исцеления. Большинство, если не все, начинают с греха; случай попадает в данную категорию в той мере, в какой имели место раскаяние и свобода от греха  (по крайней мере, от субъективного греха) и при этом иго дьявола осталось. В каком-то смысле это иго не зависит от нашей свободы воли, но уменьшает самоконтроль, поскольку, хотя дьявол может ограничивать и отчасти контролировать нашу волю, то в той мере, в какой она ему подчинена, она уже не является свободной. Мы будем судимы согласно той свободной воле, которая еще остается в нас. Как драгоценен плацдарм Святого Духа в этой части нашей свободной воли и Его способность восстановить тот самоконтроль, который мы утратили! «Плод Духа — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5, 22-23).

Гадаринский одержимый, возможно, в прошлом совершил тяжкий грех. Он был почти полностью одержим, буен и опасен; но когда он увидел издалека Иисуса, он увидел в этом свою единственную надежду и использовал свою последнюю крупицу свободы, чтобы прибежать к Господу и, упав на колени, поклониться Ему — и хотя слова, исходившие из его уст, были продиктованы бесом, он в глубине души взывал к Спасителю о помощи — а Он знал, что в его сердце, и услышал его немой крик, и освободил его. Даже в глубинах скорби духовное состояние одержимого было лучше, чем состояние уважаемых граждан Гадары; и случилось так, что он стал провозглашать им благую весть! (Мк 5, 1-20). «Человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар 16, 7).

 

 

  1. Причины демонического влияния

 

 

Грех

 

Дьявол обычно причастен ко всем человеческим грехам, но, как мы уже показали, в некоторых случаях доля его участия сравнительно невелика, так что его направляющая сила в таких случаях может быть охарактеризована как более или менее косвенная причина греха. На другом полюсе находятся грехи, которые особо связаны с дьяволом:

 

  • Восстание против Бога — богохульство, атеизм; хула на Христа, отрицание Его Божественной природы, Его воскресения, Его учения, Его спасительной силы; хула на Церковь, ее власть и единство, хула на таинства.

 

  • Грехи против веры — когда дается благодать, а человек на нее не отвечает; когда человек получает благодать и затем проявляет неверность. В Новом Завете много предупреждений об этом: например, Мф 11, 20-24; 12, 31-3243-45; Лк 9, 62; Евр 6, 4-8; Откр 2, 5. Европа в целом теперь в состоянии апостасии, и только личным выбором Христа и Церкви человек может отделить себя от апостасии.

 

  • «Естественные религии» — индуизм в Индии, буддизм на Цейлоне, синтоизм в Японии, анимизм в Африке, боги и богини Египта, Ханаана и Древней Греции, друидизм в дохристианской Британии и т.д. Церковь всегда признавала, что в этих языческих религиях есть светлая сторона, но есть также и идолопоклонническая, демоническая стихия (1 Кор 10, 14-22; 2 Кор 6, 14-18) — ибо они, будучи теми религиями, которые падший человек естественным образом создает для себя, претендуют учить пути Божию.

 

  • Оккультные практики, магия — это опытные ресурсы, знамения и чудеса язычества — поиск духовной помощи тем путем, который запрещен Богом (см. например, Втор 18, 9-14; Откр 9, 20-21; 16, 12-16; 18, 23; 21, 8; 22, 15) — они получают некую помощь, но попадают во власть своих помощников. Например, человек чудесным образом исцелил поврежденное колено, воспользовавшись помощью «целителя», но впал в тяжелую депрессию, которая привела его к самоубийству. Оккультная сила — это не только обман, но и энергия, которой обладают все духи, в том числе и падшие. С человеческой точки зрения, оккультные практики — это попытка эксплуатировать возможности психической интуиции — так называемого шестого чувства, которое является частью нашей природы, но не высшей ее частью — у животных интуиция часто больше развита, чем у людей; однако, будучи невидимой, она может подражать высшим частям нашей природы, то есть духу, и если ее развивать, то она практически неизбежно становится каналом для демонического влияния. Оккультные практики подразделяются на три группы: магия — то есть попытка использования психическо-демонической оси для получения власти; гадание, предсказание — использование приобретенного оккультным способом знания; наконец, спиритизм — то есть попытка установить контакт с духами умерших. Все эти оккультные практики являются недвусмысленным приглашением дьявола, которое он охотно принимает. Растлевая и разрушая психику миллионов молодых людей в наши дни, эти практики тесно связаны с наркотиками, сатанинской музыкой и порнографией. Они все включают в себя утрату самоконтроля, способностью к которому люди наделены от природы. Тонкая грань, за которой начинается оккультизм (легкие наркотики, йога для релаксации, гороскопы «просто для развлечения» и т.п.) — более опасна, чем открытый оккультизм, потому что тонкая грань более обманчива — злой дух пытается войти по возможности незаметно. Берегитесь всяких попыток передачи благотворных энергий (напр. Рейки), всяких терапевтических курсов, сулящих мир, который обещает и дает только Христос (напр. эннеаграммы), всякого альтернативного лечения, которое коренится в восточных религиях (напр. акупунктура). Даже когда эти панацеи представляют собой в большей мере самовнушение, нежели демоническое воздействие, они все равно не безвредны. Духовное здоровье зависит от нашего отношения к реальности. Бесконечно ценная сила, которая дает возможность человеку уповать на истину, на Христа, греховным образом растрачивается, когда она направляется на ложные реальности посредством самовнушения. «Возлюбленные, — пишет апостол Павел, — гнушайтесь идолослужения» (1 Кор 10, 14). То, что теперь называют Нью Эйдж, это язычество, доведенное до абсурда, но, к сожалению, в этом процессе оно не утратило своего яда.

 

  • Новые откровения — Христос, Сын Божий, это полное откровение Богу человеку. Со времен апостолов имеется развитие учения, но нет никаких новых всеобщих откровений. Однако «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф 24, 24). Среди них Чарльз Расселл (свидетели Иеговы), Джозеф Смит (мормоны), Сан Мин Мун (Церковь объединения) и бесчисленное множество других еретических пророков и лжемессий, основателей сект и создателей новых культов. Все они ведут своих последователей к демоническому порабощению сознания.

 

  • Гордыня и самовосхваление — гордыня — это специфическая черта сатаны. Есть два вида сатанизма: оккультный, в котором сатане воздается поклонение как личности; и рационалистический, который считается более страшным и, во всяком случае, более способен ввести в заблуждение — в рационалистическом сатанизме сатана рассматривается как безличная сила или символ, а вся слава достается самим сатанистам. Насколько близок к рационалистическому сатанизму, сам не осознавая этого, атеистический сциентизм — плод высокомерия науки, выходящей за пределы собственной компетенции и моральных барьеров — древо познания, которое распространило свои ветви во всей западной культуре, которая быстро превращается в мировую культуру. Другая форма гордыни — это культ вождей и мегаломания иродов и гитлеров всех времен; но и те, которые не имеют такой власти на земле, тоже могут стать жертвой гордыни, ибо «извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы» (Мк 7, 21). Тридцать лет назад Пол Виц написал статью о современной психиатрии, озаглавленную «Психология как религия: культ поклонения собственному Я» — но сатана переплюнет любого секулярного психолога, взращивая семена «позитивной самооценки», которые убивают душу.

 

  • Извращения — Наша человеческая природа создана по образу Божию, и злые духи, ненавидящие Бога, желают извратить нашу природу. В первой главе Послания к Римлянам апостол Павел показывает, как обожествление природы и служение творениям, а не Творцу, ведет к извращению природы; и если духи, внушающие атеизм, зачастую хорошо маскируются, то их противоестественные плоды, разумеется, замаскироваться не могут. Кто еще, как не бог века сего, который «ослепил умы неверующих» (2 Кор 4, 4), ослепил и нынешних гуманистов, так что они не в состоянии увидеть дегуманизирующего эффекта контрацепции, абортов, искусственного оплодотворения, гомосексуальных «браков», клонирования человека и гибридов человека и животных, вивисекции человеческих эмбрионов в научных исследованиях? О некоторых очень неприятных вещах должно быть сказано, потому что молодые люди в особенности находятся в опасности, и мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы защитить и предостеречь их. Одной из причин гомосексуализма может быть заразный демонический фактор. В большинстве городов Англии есть по крайней мере один притон, где гомосексуалисты поощряют друг друга в пороке, и какой-нибудь юноша, имеющий такую проблему, посещая город в первый раз, может всегда, даже не имея адреса или указаний, прийти прямо в этот паб или клуб. Даже гетеросексуальный промискуитет является извращением; и половой акт, который принадлежит святилищу супружеской любви, может стать не только причиной заболевания, передаваемого половым путем, но и каналом для проникновения злого духа (1 Кор 6, 13-20; 2 Кор 6, 14 — 7, 1).

 

 

Другие причины демонического влияния

 

(а) Таковые включают серьезный шок или травму; отказ родителей от ребенка или изнасилование ребенка; любое насилие, как при изнасиловании, так и во время войны; эффект проклятий, чар, вуду. Объем демонического воздействия зависит не только от интенсивности атаки, но также от защитных сил личности человека, то есть его духовных, нравственных и конституциональных качеств, и от защиты Бога — «Бог защищает нас больше, чем нам известно» (Макс Пикар). Отчасти посредством нашего разума Бог защищает нас, поэтому наркотики и психические болезни могут открыть путь для демонов.

 

(б) Первородный грех сам по себе является разновидностью демонического пленения; и пороки, передающиеся в семье, такие как алкоголизм, разводы и самоубийства, действуют подобно первородному греху. Вдобавок к генетическим факторам и влиянию среды может присутствовать и демонический элемент. Обычно мы обладаем свободой воли, чтобы принять или отвергнуть Божественную благодать, принять или отвергнуть дурную наследственность, поэтому предрасположенность субъективно не является грехом, хотя и приводит к передаче греха.

 

(в) Когда человек продвигается вперед в духовной жизни, либо в своем единении со Христом, либо в своей христианской деятельности, дьявол выходит из своего укрытия, чтобы защитить свою территорию. Святой апостол Пётр в Первом послании (1 Петр 4, 12 — 5, 11) говорит об этом времени испытания, об очищении сердца, о духовной брани, о принесении в жертву наших страданий в единении с жертвой Христа. Это все неотделимо от обращения, ученичества и апостольской деятельности. Поэтому нападения имеют место, как это было и в жизни Христа, особенно в момент принятия решения, при получении нового таинства или начала нового состояния жизни. Воистину велика необходимость быть к этому готовыми, и предупреждать, и молиться за наших детей, принимающих первое причастие и миропомазание, за приступающих к исповеди в конфессионале, за женихов и невест, готовящихся к таинству брака, за молодоженов, за молодых родителей, приносящих детей, чтобы крестить их, за наших новообращенных и семинаристов — иначе мы очень многих из них потеряем по причинам, которые будут казаться нам загадочными. Победа зависит от того, насколько мы не вступим ни в какую сделку с дьяволом, не пойдем ни на какой компромисс в нашей вере во Христа, Его слово и Его Церковь. Один катехизатор в Гане в течение более 20 лет наставлял в христианской вере множество новообращенных из анимизма. После крещения им всем приходилось пройти сквозь трудное время искушений, атак злых духов, связанных с их верованиями до обращения в христианство (веры в духов воды, домашних божеств и других языческих демонов). Некоторые из новообращенных сдались в этой борьбе и вернулись к ложному миру в язычестве. Все остальные после периода духовной брани пришли к миру во Христе. В многочисленных страданиях, которые Бог попускает сатане причинять христианам, Христос Сам является образцом для нас, «начальник и совершитель веры» (Евр 12, 2): в искушениях, которые немедленно последовали за Его крещением (Мф 4, 1-11); в испытаниях Его служения (Лк 22, 28-32); в Его страстях (Мф 26, 30 — 27, 50). В своем предисловии к книге La Passion de Madame R.: Journal d’une mystique assiégée per le démon о. Рене Лорантен дает глубокий и ясный анализ природы этих страданий в жизни святых.

 

 

 

  1. Степени демонического влияния

 

 

Искушение и грех

 

Шарль Бодлер сказал, что самый успешный трюк дьявола заключается в том, чтобы убедить нас, что он не существует; но противоположный трюк, а именно, что он один ответственен за наши грехи, в равной мере вреден. Учение Иисуса обычно предполагает нашу способность с помощью благодати повиноваться благодати и указывает на необходимость в этом повиновении действовать решительно — «если глаз твой соблазняет тебя, вырви его...» (Мф 5, 29). Мы должны научиться не приходить в уныние от искушений. Они сами по себе не греховны, и преодоление их является необходимой частью нашего духовного роста; но если искушению не сопротивляться, оно ведет к обыденному греху, а обыденный грех ведет, в свою очередь, к смертному греху (Иак 1, 14-15; 1 Ин 5, 16-17) — таким образом мы становимся рабами греха и детьми дьявола (Ин 8, 31-45). Мы должны духовно сражаться против обоих наших врагов одновременно, как учат нас апостолы (напр. Еф 4, 25-32; Иак 4, 1-10; 1 Петр 5,1-11; 1 Ин 3, 4-10).

 

Наваждение (obsession)

 

В отличие от использования слова «обсессия» в современной психологии, Церковь вкладывает в это слово его более древнее значение — «осада» (лат. obsidere — осаждать), т.е. под понятием «наваждение» понимается бесовское нападение, которое в некотором смысле является внутренним, но все же уступает одержимости. В целом принято считать, что молитвы освобождения могут помогать при избавлении от наваждения, но они не являются абсолютно необходимыми — достаточно для этого обычных средств Церкви. Эти «обычные средства», конечно, обычны лишь в смысле их постоянного использования — слово Божие, таинства, молитва и членство в Церкви — все это так же сверхъестественно, как Воплощение и Воскресение.

Авторы различаются во взглядах на то, где проходит грань между наваждением и одержимостью. «Наваждение представляет собой ряд необычно сильных и устойчивых искушений» (о. А. Танкерей). Во время наваждения дьявол как бы осаждает человека и способен «нападениями извне создать серьезные нарушения и хаос в душе. Наваждение — это не просто сильное искушение. Оно имеет свои собственные кризисные периоды. В эти периоды свобода воли в большой степени уменьшается, но не упраздняется полностью. Страдающий наваждением может активно противостоять эмоциональному давлению, которое желает оказать дьявол (о. Адольф Родевик). О. Майкл Сканлан помещает наваждение посередине между одержимостью и угнетением (oppression): «При наваждении злые духи осаждают какую-то область личности человека. Они, однако, не овладевают самой личностью человека. С другой стороны, причиняя человеку беспокойство, они действуют не снаружи, а как бы изнутри. Угнетение — это действие злых духов, оказывающих давление на человека снаружи, и следствием этих действий становится подавленное состояние, усталость, разочарование и т.п. Средства от угнетения и наваждения — совершить молитву освобождения, повелеть угнетающему духу уйти во имя Иисуса».

Наваждение может проявляться в душевных и эмоциональных нарушениях (например, в отвращении, фиксации, паранойе, депрессии, страхе, самообмане, самовосхвалении, самодовольстве, лени и других искушениях и испытаниях); оно может проявляться на уровне душевных расстройств (например, галлюцинаций, голосов, обольщений, ударов, ощущения постороннего присутствия) или на соматическом уровне (например, в виде болезни, как в Лк 4, 39). Дьявол обычно старается использовать наши природные слабости, и поэтому распознавание демонического влияния никоим образом не исключает анализ действия духовных, нравственных и психологических факторов.

 

Одержимость (possession)

 

В сравнении с наваждением одержимость характеризуется большей степенью демонического влияния, большим масштабом, более внутренним и более принудительным характером. За исключением тех случаев, когда человек сознательно предал себя в руки злых духов (совершенная одержимость — perfect possession), бесовская одержимость всегда носит частичный характер и степень ее бывает весьма различной. Часто область одержимости как бы замуровывается, как в случае нарыва, отделяясь от остального бытия человека, так что он может функционировать с некоторой свободой, если не затрагивается пораженная область. Иногда различаются три отдельных области, в которых он живет, представляющие собой как бы три концентрические окружности. Во внешнем круге человек как бы нормален, в промежуточном круге тот, кто его хорошо знает, может различить некоторые черты, которые кажутся нехарактерными (например, расовые предрассудки); и только тогда, когда затрагивается внутренний круг можно ожидать припадка одержимости (выплеска демонической энергии).

«Два элемента составляют одержимость: во-первых, присутствие демона в теле одержимого и, во-вторых, власть, осуществляемая демоном непосредственно над телом и психикой одержимого, а также, опосредованно, над душой» (о. А. Танкерей). Одержимость означает, что «дьявол захватил “город” и контролирует его внутренние укрепления» (о. Адольф Родевик). «Быть одержимым может означать, что Сатана привел в полное смятение разум человека (см. Мк 5, 15). В некоторых случаях одержимости, описанных в Новом Завете, удручение дьяволом проявляется в различных недугах человеческого тела, например, когда дьявол приобретает контроль над зрением человека (Мф 12, 22), слухом (Мк 9, 25-26), речью (Мф 9, 32) или над всем организмом (Мк 5, 1-22)» (о. Филипп Веллер).

 

 

 

  1. Различение и диагноз

 

 

История вопроса

 

Голоса в сознании; сильная головная боль или боли в животе или других местах; психические сексуальные наваждения; сильные искушения; и многие другие признаки должны истолковываться в их контексте. Например, является ли ощущение присутствия темных сил следствием игры с планшеткой для спиритических сеансов или же следствием принятия лекарства с побочными галлюцинаторными эффектами? «Тщательное внимание должно быть уделено тому, как все эти признаки соотносятся с верой и духовной бранью в христианской жизни, ибо в действительности лукавый является прежде всего врагом Бога и всего того, что соединяет верующих со спасительным делом Божиим» (De Exorcismis et Supplicationibus quibusdam, 16). Насколько это возможно, мы должны иметь представление о всей жизни человека. В чем корни проблемы? Каков ее смысл? Что Бог хочет сказать? Конкретный пример: девочка получила большую благодать во время первого причастия, но потом сделалась теплохладной и в конце концов отошла от веры. В возрасте 17 лет она день и ночь готовилась к экзаменам, желая получить конкретную работу. Она провалилась на экзаменах и не получила работу. Озлобленная и депрессивная, она целыми днями сидела запершись в своей комнате, а по ночам гуляла со своей собакой. Она слушала музыку, в которой присутствовали сатанинские послания и читала книги по колдовству, которые брала в библиотеке. К 19 годам она уже была одержимой. Отказ от колдовства и экзорцизм могли стать лишь началом ее выздоровления. Со временем она должна была покаяться на более глубоком уровне: в своем первоначальном отпадении, в устремленности сердца к стяжанию мирского успеха, в последующем бунте, в результате чего вся энергия ее юности ушла внутрь и разрушила ее личность — не только колдовство, но также и все вышеупомянутое она должна была принести Христу. Мы должны испрашивать в молитве глубокую веру в силу Святого Духа, чтобы обеспечить полное обращение каждого из людей. «Господь умерщвляет и оживляет» (1 Цар 2, 6).

 

 

Признаки, отличительные свойства, симптомы одержимости

 

(а) Реакция на сакрум — «примерами является непреодолимое и яростное отвращение к Богу, Святейшему Имени Иисуса, Пресвятой Деве Марии, святым, Церкви, слову Божию, освященным предметам, церковным обрядам (особенно к тем, которые связаны с таинствами) и святым изображениям» (De Exorcismis et Supplicationibus quibusdam, 16). Когда глухонемой отрок увидел Иисуса, дух немедленно «сотряс отрока, и тот упал на землю и валялся, испуская пену» (Мк 9, 20).

 

(б) Согласно испытанной практике, знаками одержимости демоном являются: говорение многими словами на не известном ранее одержимому языке или понимание им говорящего на этом языке; сверхприродное знание о каких-то духовных реальностях либо будущих событиях; проявление одержимым сил, превышающих его возраст или состояние (De Exorcismis et Supplicationibus quibusdam, 16; ср. также Деян 16, 16-18; Деян 19, 16)

 

(в) Активность злых духов направлена на зло. В случае отрока, исцеление которого произошло у подножья горы Фавор (Мк 9, 14-29), дух многократно «бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его» — это не признак идиопатической эпилепсии, но признак действия дьявола — убийство (Ин 8, 44) и самоубийство (Лк 22, 3; Мф 27, 5) — это патогномика его активности. В случае внутренних голосов, если то, что они говорят — зло, это тоже может быть признаком действия злых духов. Однако дьявол — обманщик — особенно на ранних стадиях обольщения, поэтому его голос или влияние может казаться добрым, например, рекомендующим молитву или цитирующим Библию — но если мы спросим Святого Духа, Он покажет нам, что здесь что-то не так — что молитва носит рабский характер или совершается не вовремя,  или что смысл библейской цитаты искажен; не пройдет много времени, как злоба проявится с очевидностью. «Испытывайте духов, от Бога ли они... всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога» (1 Ин 4, 1-3). Мы не должны судить о духовных вещах чисто человеческими рассуждениями. Мы должны быть готовы веровать во все, что Бог открыл о Себе и о Своей воле; если с верой в слово Божие и с сердцем, стремящемся к добру, мы ищем истину, то мы не должны бояться, что испытывание духов может привести нас к хуле против Святого Духа; ибо Святой Дух есть Дух Истины; и Он Сам велел нам испытывать духов. Когда «Христос», сияющий во славе, внезапно явился св. Мартину Турскому и велел поклониться ему, св. Мартин ответил: «Если ты Христос, покажи мне свои раны», — и Сатана немедленно исчез.

 

(г) Реакция на экзорцизм. В случае одержимости эта реакция может проявляться в гримасах на лице; или в неосознавании того, что происходит, с последующим полным вытеснением происшедшего из  памяти; или в яростной агрессивности, обычно невидимыми силами удерживаемой от реальных актов насилия; или в виде обморока; или в виде рвоты; или бес начинает говорить устами одержимого, и в этом случае распознавание может быть облегчено задаванием нескольких вопросов, хотя при этом нужно не забывать, что мы имеем дело с духом лжи. При наваждении налицо менее выраженные реакции: например, тревога, или тошнота, или зевота. Иногда, как в случае одержимости, так и в случае наваждения, не наблюдается никакой выраженной реакции на экзорцизм. Это может объясняться тем, что бесу удается скрыть свое присутствие, или же экзорцизм приводит к положительному результату, не провоцируя никаких внешних проявлений. После экзорцизма человек может в течение некоторого времени ощущать смущение или усталость; или же он может ощущать мир в душе; этот мир как таковой может свидетельствовать об облегчении, вызванном тем, что обряд закончился, или же может означать освобождение.

 

 

Духовные и медицинские аспекты

 

(а) Христос проводил различие между одержимостью, от которой Он избавлял с помощью экзорцизма, и болезнью, от которой Он исцелял (напр. Мк 1, 34; 16, 17-18; Мф 10, 1.8).

 

(б) Соматические расстройства обычно имеют физиологические причины и нуждаются в обычном лечении, но некоторые расстройства являются психосоматическими (т.е. включают взаимодействие психики и тела), а некоторые имеют демоническую природу. Одного глухонемого Иисус исцелил (Мк 7, 33-35), а из другого — изгнал беса (Мк 9, 25-27).

 

(в) Причина по крайней мере некоторых психических расстройств может отчасти объясняться физиологическими причинами, например, послеродовая депрессия или некоторые виды психозов. Вот почему в лечении шизофрении был достигнут большой прогресс благодаря открытию фенотиазинов.

 

(г) Человек представляет собой единство «духа и души и тела» (1 Фес 5, 23), и поэтому в нашей жизни во всех ее проявлениях участвуют наряду с духовными психические и физиологические факторы. Например, человек, которому за пятьдесят, имел несчастливое детство и получал медикаментозное лечение от шизофрении с юношеского возраста. Он продолжал слышать голоса, но они не причиняли ему особенно неприятных ощущений, и он мог вести практически нормальную жизнь. Однажды он зашел в католический храм и, не зная о наличии в храме Святых Даров, пережил видение Христа. Исполненный радости, он начал посещать занятия по катехизации, но вскоре после этого голоса сделались мрачными и угрожающими — и этот человек совершил попытку самоубийства. После произведенного над ним обряда экзорцизма голоса снова стали безвредными и этот человек был принят в лоно Церкви. После этого было еще одно отпадение, которое было исцелено таким же образом. Он все еще на медикаментозном лечении, но он уже крепок в вере и имеет в душе мир, которого не знал раньше. Его шизофрения была конституциональным расстройством, частично психическим, частично физиологическим, и дьявол решил ею воспользоваться, чтобы воспрепятствовать его спасению.

 

(д) Там, где мы проявляем свободу воли, там мы пребываем в духовной и нравственной сфере. Эта сфера — центр человеческой жизни, место встречи воли Божией и нашей воли. Христос пришел, чтобы восстановить нас для Царства Божия, для духовного и морального правления Бога над нами. Его учение — это высшая мудрость, Его благодать — это высшая сила над всем, что есть в сердце и в душе человека. Это не означает, что всё, кроме физиологического аспекта, находится во власти священника, и что для психиатра нет возможности лечить душевные болезни, кроме тех, которые имеют физиологическую природу. Но это означает, что в той мере, в какой психиатр выходит за пределы лечения физиологических синдромов, те советы и та терапия, которую он осуществляет, должна быть аутентичной частью учения и искупительного дела Христа — в противном случае они не принесут доброго плода, а напротив, могут причинить серьезный вред (Ин 15, 5; Мк 9, 42). Например, попытки стимулировать высокую самооценку в падшем человеке — это все равно, что лечить наркомана героином. В качестве пути достижения подлинного самоуважения Иисус учит смирению и вере.

Словом «психэ» в психологии обозначается душа; но в нашей атеистической культуре возникла дегуманизирующая идея, что есть некий род нейтральной области нашего бытия, которое относится не к телу, и не к душе, и не к духу, а к нашей «психологии». Эта область должна быть вновь отдана Христу. Есть пять детерминирующих факторов в формировании и развитии нашего характера: Божественная благодать, свободная воля, наследственность, окружающая среда и демоническое влияние. Многие современные психологи не верят даже в свободу воли, не говоря уже о Божией благодати или демоническом влиянии. Они, несомненно, не замечают свободы воли именно потому, что не верят в Божию благодать. Только Святой Дух может освободить нас.

 

(е) Неверующий человек не может понять всей обусловленности психических расстройств. Например, депрессия часто может быть обусловлена физиологическими и психологическими причинами; но она, конечно, может иметь и внешние причины, такие как утрата близкого человека, а также духовные причины, например, отсутствие веры. Если человек не верит в Бога и не имеет надежды на что-либо за пределами этой жизни, тогда для него разумно и реалистично ощущать некую пустоту и депрессию. Это ощущение призывает его искать смысл жизни, пока еще не поздно. Лечить такую депрессию просто как болезнь — это своего рода эскапизм, то есть попытка увести человека от действительности в мир иллюзий, что как раз и должна лечить настоящая психиатрия. Это попытка заглушить голос Святого Духа, направляющий человека к тому, чтобы принять Божие Милосердие, прощение грехов и спасение. Это грех против Святого Духа. Св. Игнатий Лойола учит нас, что, когда мы находимся в состоянии благодати, Святой Дух утешает нас, а дьявол — смущает, но когда мы находимся в состоянии смертного греха, то все происходит прямо наоборот.

 

 

Дар мудрости

 

Действие экзорцизма осуществляется внутри невидимого духовного мира. Его эффективность всецело зависит от силы Святого Духа, а необходимое различение зависит от света Святого Духа. Слова мудрости и знания и «различение духов» перечисляются среди даров Святого Духа, сообщаемых Телу Христову, то есть Церкви (1 Кор 12, 4-13). Поэтому мы должны быть верными чадами Церкви, служащими ей, а не самим себе; и мы должны всегда возрастать в познании и любви слова; и мы должны молиться. В случае человека с духовными проблемами мы должны понять, действует ли в данном конкретном случае Дух Божий; или человеческий дух — во благо или во зло; или злой дух, а если так, то какого рода? Имеется ли в случае этого конкретного человека нужда в покаянии и вере — или (и) в духовном руководстве и духовной борьбе — или (и) в экзорцизме и исцелении — или (и) в чем-то еще?

Святой Дух может действовать как Ему угодно, но обычно Он избирает тот образ действия, какой Он использовал при написании Библии — т.е. посредством человеческой природы и человека в качестве автора. Он говорит через наш дух и нашу совесть, через наш разум и наше сердце — поэтому «возлюбленные, очистимся от всякой скверны плоти и духа и соделаем святость совершенной в страхе Божием» (2 Кор 7, 1).

 

 

 

  1. Молитва экзорцизма и молитва освобождения

 

 

Таинства христианского посвящения

 

В чине крещения детей, после чтения Евангелия, молитвы верных и литании всем святым, священник совершает над ребенком молитву малого экзорцизма — не потому, что ребенок одержим злым духом, но потому что, унаследовав первородный грех, он от рождения пребывает под косвенным владычеством дьявола. Экзорцизм над ребенком дополняется отречением родителей от Сатаны и исповеданием веры: это приуготовления к крещению, защитные стены для нового храма Святого Духа (1 Кор 6, 19). Как величественны обеты, которые родители приносят от имени своего ребенка, когда над ним совершается таинство крещения! Чтобы спасти своего ребенка из пасти льва, они подвергли бы риску свою жизнь; своей верностью этим обетам они спасают своего ребенка от гораздо более страшного льва (1 Петр 5, 8-9; Откр 13, 11-19). Мученики знали эти вещи; Церковь в Китае и Судане знает их; через веру в слово Божие мы также можем жить в мире духовных реальностей.

            «Чин христианского посвящения взрослых» также содержит малые экзорцизмы. Некоторые из них, совершающиеся во время катехумената и очищения, являются обязательными. Частично их смысл заключается в отвержении косвенного владычества дьявола, как и в чине крещения детей, но здесь теперь также участвует свободная воля катехумена, и эти экзорцизмы также предназначаются для противодействия непосредственному влиянию дьявола. «Чин христианского посвящения взрослых» содержит факультативные экзорцизмы: «в тех краях, где еще существуют языческие культы, почитатели которых поклоняются духам, призывают умерших, прибегают к магии, ожидая от этого помощи, — Конференция епископов может принять решение о совершении полностью или частично, первого экзорцизма и первого отречения» (п. 78). Подобным образом во время катехумената «в исключительных случаях допускается индивидуальное проведение экзорцизмов» (п. 110)».

            Миропомазание — это таинство духовной брани; в нем дается благодать, позволяющая нам стать взрослыми членами Церкви, воинами Христа, побеждающими мир, плоть и дьявола; и эта благодать восполняется и возрастает через единение со Христом в таинстве Евхаристии. Таинство миропомазания и таинство Евхаристии вместе с таинством крещения входят в обряд христианского посвящения взрослых.

 

 

Чин большого (торжественного) экзорцизма

 

            «Никто не может на законных основаниях совершать экзорцизмы над одержимым, не получив у местного ординария особого и прямого разрешения на это» (Кодекс канонического права, п. 1172, §1, см. также Катехизис Католической Церкви, п. 1673).

            Для осуществления большого экзорцизма существует два фактора, и должны наличествовать оба. Первый: воля одержимого человека в существенной степени в силу бесовской одержимости утратила контроль над частью собственной личности. Второй: одержимый человек способен в какой-то степени осуществлять контроль и он может стремиться к добру, то есть желает следовать тому свету Христа, который ему явлен (ср. Ин 1, 9). Иисус не изгонял беса из Иуды (ср. Ин 13, 26-30), апостол Пётр — из Анании (ср. Деян 5, 1-5), а апостол Павел — из Елимы (ср. Деян 13, 6-12), потому что они этого не хотели и не желали обратиться к Христу.

            Церковный чин большого экзорцизма (De Exorcismis et Supplicationibus quibusdam), реформированный в 1998 г., начинается с окропления одержимого и всех присутствующих освященной водой, затем следует литания всем святым, чтения псалмов, чтение Евангелия, возложение рук, Символ веры или обновление крещальных обетов, молитва Господня, крестное знамение, дуновение на одержимого, далее следуют молитвы экзорцизма, состоящие из просительных и повелительных формул экзорцизмов (formula deprecativa и formula imperativa). Экзорцизм всегда должен предваряться молитвой о руководстве и защите, о смирении, любви и силе; и должен сопровождаться молитвой об одержимом, чтобы он исполнился Святого Духа, завершается он молитвами благодарения и хвалы и заключительными обрядами.

            В повелительной формуле экзорцизма экзорцист, во имя Иисуса Христа, повелевает злому духу (злым духам) покинуть одержимого, не причинять вред никому и никогда более не возвращаться. Господь повелел Своей Церкви осуществлять это служение, и экзорцист осуществляет его, подчиняясь своему местному ординарию. Поэтому «по мере веры, которую дал Бог» экзорцисту (ср. Рим 12, 3), Сам Христос осуществляет экзорцизм — отсюда его эффективность и защита для всех, кто в этом участвует. Просительная формула экзорцизма — это молитва, которая также является экзорцизмом, ибо этот особый род молитвы означает молить Бога судить кого-либо (лат. deprecari — умолять). Экзорцист во имя Христа как бы помещает злого духа перед лицем Божиим для суда. Повелительный экзорцизм выражает нашу веру в обещание Христа пребывать с Его Церковью до конца (Ин 13, 1; Мф 28, 20). Просительный экзорцизм выражает нашу полную зависимость от Бога и от Его воли (Ин 15, 5; Рим 11, 33-36). Эти два вида экзорцизма уравновешивают друг друга, и это равновесие так важно, что чин большого экзорцизма запрещает, чтобы один вид использовался без другого.

 

 

Молитва освобождения

 

            Согласно традиции Церкви, молитва освобождения может применяться каждым священником без специального разрешения в случае наваждения. «Если морально достоверно или весьма вероятно, что наличествует дьявольское наваждение, то духовный руководитель может использовать частным образом молитвы освобождения (см. Приложение...). Если священник решится это сделать, он не должен заранее говорить об этом человеку с духовными проблемами, если есть основания опасаться, что такая информация лишь растревожит и взволнует его; достаточно сказать ему, что над ним будет прочитана одна из молитв, одобренных Церковью» (о. А. Танкерей). «Было бы крайне желательно, чтобы служители Церкви чаще совершали молитвы освобождения, памятуя слова Господа: «Во имя Мое будут изгонять бесов»... Они должны использовать следующую или подобную ей формулу: «Во имя Иисуса Христа я повелеваю тебе, нечистый дух, покинуть это творение Божие» (о. Иероним Нольдин). «Как я совершаю Мессу, проповедую и принимаю исповеди, так я совершаю и молитвы освобождения, когда это необходимо. Я благодарен за возможность помочь стольким людям, которые страдают и зачастую нуждаются лишь в одном слове понимания... Это... жизненно важная часть обычной деятельности Церкви» (о. Габриэль Аморт).

            Власть изгонять бесов — это неотъемлемая часть таинства священства; и резервирование за епископом власти разрешать большой экзорцизм (согласно ККП, 1172 и ККК, 1673) не упраздняет не прерывавшуюся традицию совершения священниками молитв освобождения над страдающими от наваждения; однако во многих регионах эта традиция нуждается в возрождении. Тогда как одержимый человек нуждается в большом экзорцизме, есть множество людей с духовными проблемами, которым могла бы помочь молитва освобождения. Эта молитва может иметь просительную или повелительную формулу, она может быть взята из Римского требника или спонтанной (см. Приложение...), она может произноситься вслух или про себя. Часто она будет краткой, но лимита времени здесь не существует. Молитва освобождения используется тогда, когда священник во время исповеди или духовного руководства сталкивается с людьми, имеющими духовные проблемы. Иногда, например, в случаях проклятий или колдовства, или связанных с посвящением, предназначением или связанных с блудом, молитве освобождения должно предшествовать расторжение дурной связи. Она может начаться с обновления обетов крещения с добавлением необходимых отречений. Затем священник расторгает связь (или связи), используя, к примеру, следующую формулу: «Во имя Иисуса Христа, силой Таинства священства, я расторгаю эту связь .... во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

            Не только одержимость, но и наваждение могут угрожать жизни человека, и поэтому таинство елеопомазания является драгоценным духовным лекарством. Его особый эффект — исцелять раны, причиненные грехом и дьяволом. Добрый Пастырь «подкрепляет душу мою» (Пс 22, 3).

 

 

Экзорцизм на расстоянии

 

            Когда из-за практических соображений экзорцисту трудно встретиться с недугующим человеком, он может совершить экзорцизм на расстоянии. Иисус избавил дочь хананеянки на расстоянии (Мк 7, 24-30). Как и в том случае, молитвы родственников и друзей являются огромной поддержкой.

            Если недугующий не столько не может, сколько не хочет встретиться с экзорцистом, мы не должны автоматически считать, что экзорцизм на расстоянии — это воля Божия. Молодой человек был в состоянии апостасии, бунта, депрессии, изоляции в течение нескольких лет. По просьбе матери был осуществлен экзорцизм на расстоянии, о котором он ничего не знал: на следующее утро он спустился к завтраку радостный и умиротворенный, как бы преображенный; но он не сделал ни одного шага к возвращению в Церковь и в течение последующих месяцев постепенно вернулся в прежнее плачевное состояние.

 

 

Молитва мирян об освобождении

 

            Иисус «посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр 7, 25). Молиться за Церковь и весь мир, за какой-либо народ или какую-то ситуацию, за институты, нации или что бы то ни было — это ответственность не только священников, но и всего священствующего Тела Христова (1 Петр 2, 4-5.9). Все прихожане должны знать об этом, ибо все мы — ветви, через которых любовь Христа достигает и плодоносит в тех, за кого он положил Свою жизнь (Ин 15, 4-13; Кол 1, 24).

            Евхаристическая Жертва — это источник и вершина молитвы освобождения, но эта молитва должна осуществляться и в частной, и в семейной молитве, и в молитвенной группе, как в присутствии тех, кто нуждается в освобождении, так и в их отсутствие. Чин большого экзорцизма (De Exorcismis et Supplicationibus quibusdam) содержит «молитвенные прошения для частного чтения верующими в борьбе со злыми силами» (Приложение II). Псалмы — это удивительное оружие избавления — включая так называемые просительные псалмы, понятые в их истинном смысле, то есть направленные не против наших человеческих врагов, а против бесов. Особую роль в борьбе со злыми силами играет Богородица (см. напр. Быт 3,15; Ин 19, 25-27; Откр 12, 1-17) и Она дала нам молитву Розария. Святой Архангел Михаил — это ангел-хранитель Церкви (см. напр. Дан 10, 21; 12, 1; Откр 12, 7-9), и Папа Лев XIII дал нам молитву к архангелу Михаилу для той великой духовной войны, которую мы ведем. Мы должны также обращаться за помощью к нашим собственным ангелам-хранителям (Мф 18, 10).

            Как и в молитве освобождения священников, так и в молитве освобождения мирян может быть определенная спонтанность. Святой Дух наставляет нас (см. напр. Рим 8, 14-17. 26-27), и нам необходимо время для молчания и вслушивания. «Меч духовный ... слово Божие» (Еф 6, 17), и чем больше мы знаем и любим Священное Писание, тем больше Святой Дух даст нам слов, которые дадут свет и силу в конкретной ситуации. Мы просим Его не только изгнать врага, но наполнить Собою отвоеванную территорию и царствовать на ней.

            В качестве предостережения при чтении молитвы освобождения мирянами, Церковь ясно указывает, как мирянин может молиться. «... чтобы даже в тех случаях, когда речь не идет об истинной одержимости, но присутствует некоторое дьявольское влияние, проявляющееся тем или иным способом, лица, не наделенные соответствующей властью, не организовывали собраний, во время которых, в целях освобождения от дьявольского влияния, используются молитвы, напрямую запрещающие нечто демонам и вопрошающие о личности (имени) демона» (Inde ab aliquot annis, Конгрегация вероучения, 29 сентября 1985, №291/70: AAS 77(1985), p. 1169-1170). Конгрегация вероучения предупредила, чтобы молитва освобождения не превращалась в большой экзорцизм под другим именем; и когда есть основания считать, что некто страдает не наваждением, а одержимостью, его следует направить к епархиальному экзорцисту.

            Одна из форм молитвы мирян об освобождении — это молитва об освобождении самого себя. Об этом трудно говорить отвлеченно. В некоторых случаях это может быть именно то, что нужно. В других случаях это может позволить дьяволу вставить ногу в дверь, в то время как было бы гораздо лучше полностью захлопнуть ее, игнорируя дьявола, насколько это возможно. Как и во всех вещах, мы должны искать воли Божией.

 

 

Экзорцизм предметов и мест, и атаки на Церковь

 

            «Присутствие дьявола и злых духов проявляется не только в искушаемых и терзаемых людях. Злые духи могут также воздействовать на предметы и места, провоцировать различные формы сопротивления по отношению к Церкви и гонение на нее. Если в особых обстоятельствах епархиальный епископ сочтет уместным собрать верных для молитвы под руководством священника, некоторые формулировки и молитвы можно взять из нижеприведенных текстов» (De Exorcismis et Supplicationibus quibusdam, Приложение I).

            Один молодой священник совершил экзорцизм над женщиной, которая принадлежала к шабашу ведьм. Во время их второй встречи она вела себя нормально, но когда священник стал молиться, она спросила его: «Вы хотите снова меня жечь?». Его помощница, монахиня, объяснила священнику, что это бес говорит об освященной воде, которую священник использовал во время первой молитвы с этой женщиной. Вода и другие материальные предметы могут быть освященными и, таким образом, стать орудием во благо.

Посредством колдовства и других подобных оккультных практик материальные предметы могут служить для передачи проклятия. Эти предметы могут быть возвращены к обычному состоянию с помощью экзорцизма, но обычно проще бывает окропить их освященной водой и, помолившись, чтобы они никому не причинили вреда, сжечь или просто выбросить их.

            Злые духи могут приражаться к зданиям, участкам и местам проживания, равно как они могут быть связаны с религиями, идеологиями и политическими движениями. Если речь идет о жилище, то наиболее типичный признак наличия злого духа — это угрожающее присутствие, иногда видимое, или слышимое, или ощущаемое, или обоняемое. Причина приражения часто в том, что в прошлом там совершалось что-либо преступное (например, спиритические сеансы или аборты). Когда пара сожительствует вне брака, присутствие злого духа в квартире может служить для них провиденциальным предупреждением. Полтергейст, как говорят, часто имеет своей причиной психологическую напряженность у одного из членов семьи; но если в истории семьи (или жилища) имел место оккультизм, или налицо некая разновидность злобной угрозы (проклятие, порча), то здесь, по всей вероятности, присутствует демонический фактор.

            Сталкиваясь с такого рода вещами, мы должны остерегаться теории спиритистов, которые объясняют вышеупомянутые явления тем, что в жилище присутствуют попавшие в ловушку духи умерших, которых нужно освободить. Тем более, следует опасаться их «спасений», которые приводят лишь к усугублению бед. Там, где есть признаки объективного зла, скорее всего, действует бесовский дух — или, может быть, дух человека, осужденного на ад, и в этом случае с таким духом надо поступать так же, как с бесом. Души, пребывающие в чистилище, святы — они могут иногда просить нас о молитве, но никогда не причиняют ни вреда, ни страха, ни зла.

            Когда жилой дом или какое-нибудь другое здание претерпевает подобную напасть, Церковь, прежде всего, проявляет заботу о вере и защите тех, кто живет или работает в этом здании — в зависимости от их нужд речь может идти об их обращении, или покаянии, или наставлении, или ободрении; затем уже ставится вопрос об освобождении места — если эта цель не достигается простым благословением, то другие возможности таковы: экзорцизм, совершение Мессы с соответствующей интенцией, лучше всего где-то вблизи данного места; если речь идет о жилище — посвящение семьи, проживающей в нем, Святейшему Сердцу Иисуса, а также помещение там изображения Святейшего Сердца Иисуса; и, наконец, семейная молитва — «если в вашем доме завелись мыши, заведите кота; дьявол же боится Владычицы Богородицы — если члены семьи каждый день вместе читают розарий, Богородица вскоре выгонит дьявола из жилища» (о. Х. Твайтс).

            Ситуация «противостояния и преследования Церкви» имела место в католической школе, где учителя усердно передавали детям веру в Бога. Помимо различных происшествий, некоторые люди независимо друг от друга жаловались на ощущение присутствия злого духа; видеокамера постоянного наблюдения зафиксировала темный силуэт, проходящий среди ночи через закрытую парадную дверь; были также два пожара — один привел к тому, что сгорела большая часть здания, а во время другого пожара необъяснимого происхождения сгорела статуя Божьей Матери. Однажды вечером в присутствии директора, председателя попечительского совета, сторожа и нескольких других лиц, объединенных одним намерением защитить школу от зла, в школьном зале была отслужена Месса. После Мессы был совершен экзорцизм, и все комнаты и служебные помещения обошли с молитвами и окропили освященной водой. Нападения злых сил прекратились и более не наблюдались.

 

 

                                               Демоническое наследство

 

            «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина. Живу Я! говорит Господь Бог, — не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле... душа согрешающая, она умрет... сын... не умрет за беззаконие отца своего» (Иез 18, 1-20). Великое пророчество Иезекииля осуществлено Христом. В тех, кто принимает Его благодать и отвечает на нее, Он разрывает все унаследованные связи с нечистой силой. Всякая благодать снисходит на нас через жертвоприношение Мессы, которое Сам Христос приносит Отцу за живых и усопших. Эта благодать преобразует нашу жизнь посредством веры не только священника, но и всей общины. Когда мы во время Мессы молимся о своих усопших близких, которые пребывают на небе, то Месса воздает славу Троице, восседающей на престоле посреди ангельских воинств, и дает нам помощь; если эти души пребывают в чистилище, то Месса способствует их продвижению к небу, укрепляет все, что есть доброго в наших отношениях с ними, и ослабляет то, что было недолжным; если души усопших находятся в аду, тогда уже невозможно им помочь и наши отношения с ними прерываются. Когда имеется необходимость в экзорцизме, Месса не всегда устраняет эту необходимость, но устраняет или уменьшает препятствия для эффективности экзорцизма.

 

 

 

 

  1. Выводы

 

Поиски помощи

 

            «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете... Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» (1 Петр 4, 12-13; 5, 6-11).

            Если вы становитесь все более уверенными в проявлениях враждебности дьявола в вашей жизни, то в этом есть некий смысл (см. напр. 2 Кор 12, 1-10). Возможно, это знак того, что вы продвигаетесь вперед в духовной жизни. Если это так, то возблагодарите Бога, облекитесь в оружие Его (Еф 6, 10-18), подвизайтесь добрым подвигом (1 Тим 6, 12) и продолжайте духовно расти. Нападение — лучшая форма защиты. Духовная брань — это составная часть обычной христианской жизни (2 Тим 2, 3-4). Но проявления враждебности дьявола могут, однако, быть и знаком того, что вы духовно деградируете, или знаком чего-то еще худшего; в таком случае вам необходимо покаяться, пойти на исповедь, уповать на милосердие Божие и начать все с начала (Евр 12, 3-17; Откр 2, 4-5).

            Помимо этого, если вы нуждаетесь в помощи, чтобы понять, что происходит, или вы думаете, что вам может быть необходим экзорцизм, прежде всего обратитесь с своему приходскому священнику. Он может сам дать вам совет или помолиться о вас; или попросите кого-нибудь другого сделать это; или обратитесь к епархиальному экзорцисту. Если, по крайней мере, с вашей точки зрения, вы все еще остаетесь в безвыходном положении, обратитесь к вашему епископу — в конечном счете, помощь вам входит в его обязанности помочь вам.

            Остерегайтесь искать помощи от кого-либо, кроме Иисуса Христа и Католической Церкви! В том, что касается телесной стороны вещей, принимайте, как общее правило, советы своего врача. Не реагируйте на рекламные объявления целителей, гадалок, экстрасенсов или спиритистов, не обращайтесь за помощью к сектам и религиозным движениям, не искушайтесь космическими энергиями, или восточными религиями, или магическими исцелениями, или альтернативной терапией, или курсами самореализации, или психологическими тренингами — большинство из них связано с демоническими силами и только еще больше повредит вам.

            Как относиться к помощи от христиан, которые не принадлежат к Католической Церкви, но исповедуют веру в Божественную природу Христа и в Его повеление изгонять злых духов? Они наши братья во Христе, и покуда те, которые находятся внутри видимой Церкви, пренебрегают своими обязанностями, Бог дает внешним те дары, которые принадлежат по праву тем, кто пребывает внутри [церковной ограды]. Это действие Святого Духа, Который постепенно привлекает в единую Церковь всех, кто руководствуется словом Божиим, и выталкивает из нее тех, кто не желает [им руководствоваться] (см. Лк 9, 49-50: обратите внимание, что изгоняющий бесов и не являющийся учеником Христа появляется сразу после неудачной попытки учеников изгнать беса). Если экзорцизм — часть этого подлинного экуменизма, то мы должны возблагодарить Бога за это; но чтобы не получать помощи от тех, которые не просто некатолики, но настроены враждебно к католикам, гораздо лучше и гораздо безопаснее оставаться верным Церкви у подножия креста. Бог не оставит нас, если мы не виноваты — и, согласно мудрым словам о. Г. Аморта, экзорцизм — «это только 10% исцеления; остальные 90% зависят от ответственности больного... нужно много молиться, часто прибегать к таинствам, вести жизнь согласно с Евангелием, использовать освященную воду и другие освященные предметы... просить других людей молиться об исцелении... заказывать много Месс... совершать паломничества и творить дела милосердия... активно участвовать в жизни прихода или молитвенной группы». О. Г. Аморт также говорит, что лучший экзорцизм — это таинство исповеди. Каково бы ни было наше положение, мы не исключаемся из сферы милосердного провидения Божия. Он знает, что мы можем сделать и что мы не можем. «Она сделала, что могла... Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала» (Мк 14, 8-9).

 

 

                                               Экзорцизм и то, что потом

 

            Как об этом повествуется в Евангелии, и как происходит и в современном мире, особенно в тех его частях, которых не слишком сильно коснулась цивилизация, исцеление одержимого или страдающего наваждением человека иногда наступает после первого же экзорцизма; но часто требуется повторять экзорцизм, иногда множество раз. Если оставить в стороне вопрос о неправильном диагнозе, что может быть причиной отсрочки исцеления? «Почему мы не могли изгнать его? — По неверию вашему» (ср. Мф 17, 20). Вера требуется не только от экзорциста, но и от одержимого и тех, кто молится за него. В том же упомянутом выше евангельском эпизоде отец просит Иисуса: «Господи! помилуй сына моего». И в другом эпизоде отец просит за сына: «Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам». Иисус отвечает: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему», — и тогда отец восклицает: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк 9, 22-24). «Сей род, — говорит Иисус, — не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк 9, 29). Молитва и пост умножают веру, и сила Господа входит через дверь веры. Христос Сам учит нас, как подобает молиться, Своим словом (см. напр. Мф 6, 5-15; Лк 11, 1-13) и Своим примером (см. напр. Мк 14, 32-42; Ин 17, 1-26). Что касается поста, то имеется в виду воздержание от всякого греха и от всяких привязанностей, которые мешают нам предать себя воле Божией. В той мере, в какой мы хотим лишь избавиться от страдания, но сопротивляемся обращению, враг будет по-прежнему влиять на нас; и в той мере, в какой экзорцист уповает на методы и формулы, а не на живого Бога, враг будет продолжать влиять на него.

            Если мы попросим Святого Духа открыть Божью любовь к нам и вдохновить нас ответить любовью на любовь, Он услышит нашу молитву, и из этого источника мы сможем почерпнуть всё. Нам трудно переносить отсрочки, но мы должны сознавать, что Бог попускает их из любви к нам. «Радуюсь за вас, что Меня не было там» (Ин 11, 15). Ему еще многому надо научить нас, Он очищает наши сердца и соединяет нас с Собою. «Он знает, что делает», — любил повторять кардинал Ньюмен. От нас же требуется смиренное постоянство и доверие. Многие из бывших одержимых — и многие из тех, кто до сих пор еще не исцелился — приходят к глубокому единению с нашим Господом. Экзорцисту они рассказывают о своем духовном опыте, и их переживания подобны переживаниям святых. Здесь мы воистину не можем отличить грешников от святых — они образуют единое целое в крестной смерти Иисуса (Лк 23, 39-43).

            После того как человек избавился от одержимости, для него очень важна поддержка приходской общины. Ему нужна христианская дружба и всё то наставление и исцеление, которое она приносит с собой. Мы должны посвятить себя устроению наших отношений с Иисусом, с Богом Отцом и со Святым Духом; и устроению Церкви. Как говорит Дорин Ирвин, мы не должны уподобиться тем, у кого бесы на завтрак, на обед и на ужин. Самая большая опасность — это постепенно забыть все, чему пришлось научиться, и впасть снова в состояние обмирщенности. Бог превращает поражение в победу; но дьявол, если мы позволим ему это, может превратить победу в поражение. Будем подражать Марии Магдалине, которая была самой несчастной из женщин, пока Господь не изгнал из нее семь бесов — и она стала одним из членов маленькой духовной семьи, окружавшей Иисуса во время Его служения — и стояла преданно у креста — и была первая, кто пришел к Его гробу, первая, которая увидела Его воскресшим — Ему не надо было спрашивать ее: «Любишь ли Меня?».

 

 

Победа Иисуса Христа

 

            «Если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? ... Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Лк 11, 18-20). «Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного» (Мк 3, 27); «когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него» (Лк 11, 22). Сильный — это сатана; сильнейший — это Христос, который ведет Своих учеников из царства сатаны в Царство Божие. «Если сатана разделился в себе, то как устоит царство его?». Эти слова должны были внушить ужас сатане, ибо он живет в вечном разделении: его природы, созданной, чтобы славить Бога, и его воли, утвердившейся в злобе против Бога. Во всех Евангелиях мы видим, как Христос использует это внутреннее противоречие и направляет сатану против сатаны — так что сатана искушает Иисуса избежать креста (см. напр. Мф 16, 21-23) и все же приводит Его на крест (см. напр. Лк 22, 3-4) — и через крест Иисус вознесся на небо, человек был искуплен, а дьявол побежден (Евр 2, 14-15). Так это продолжается и в жизни Церкви. Коренная ошибка падшего человека — искать то, что он называет счастьем, а не искать Бога. Именно на этой ошибке играет сатана. Он хотел бы дать членам своего царства земное счастье, которое сопровождало бы их на всем их пути в ад; но он зол, и не имеет средств дать людям длительное счастье. Его интеллект остр, как и всегда; но в присутствии Христа и Его учеников он не может ни скрыть себя, но совладать со своей яростью, ненавистью и страхом; и поэтому он становится худшим врагом своих собственных планов. Его жертвы начинают страдать; и таким образом пробуждается в нас потребность Бога; и если мы обратим наши взоры ко кресту, мы начинает понимать любовь и мудрость Божию. Как первый успех сатаны на земле привел к Воплощению, и как его мастерский план устроить распятие стал орудием нашего Искупления; так его атаки на Церковь «любящим Бога всё содействует ко благу» (Рим 8, 28). Ясно, что гораздо большее число людей оказалось бы в аду, если бы дьявол так не старался отправить их туда.

            «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем... Тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах... В тот час возрадовался духом Иисус» (Лк 10, 17-21). Если экзорцист прислушается к этому предупреждению Господа, он будет иметь радость оттого, что может помочь стольким бедным людям, пребывающим в таком большом несчастье; и потому, что его служение подобно призыву к духовной брани, в которой каждый человек должен или сражаться, или пасть; и прежде всего, потому что Сам Христос повелел нам совершать это служение экзорцизма. Понемногу мы узнаем кое-что; но гораздо больше остается того, что мы еще не понимаем, и нас ждет столько же разочарований, сколько и утешений. Тем не менее, мы совершаем это служение не потому, что рассчитываем, что успехов будет больше, чем неудач. Мы совершаем его, потому что Он велел нам совершать это; и мы верим, что в конце концов это наше служение принесет плод, который будет пребывать (Ин 15, 7-17).

 

                                                           

 

[1] Fr. Jeremy Davies, Exorcism, Catholic Truth Society, London, 2008.

Visitorcounter

Today 106

Yesterday 104

All 706661

Currently are 10 guests and no members online

Konta bankowe / банковских счетов