Россия, 610025, г. Киров, ул. Деповская, д.10
                  Настоятель: о. Григорий Зволиньски
                      Proboszcz: ks. Grzegorz Zwoliński
                       телефон/факс: +7 8332 375798
 Электронная почта: prolife.viatka@gmail.com - личный адрес
                     catholic1.viatka@gmail.com - приходской адрес
Католический Приход в Кирове (Вятке)

ЭЗОТЕРИЗМ

ЭЗОТЕРИЗМ (от греч. έσωτερικόϛ — «внутренний, за­крытый») — ориентация на тайное знание, якобы до­ступное только ограниченной группе людей («избран­ным», или «посвященным»). Термин «эзоретизм» применяется также к широкому кругу различных дух. и оккультных (оккультизм) учений и практик.

Эзотерические союзы, существование которых было обусловлено как делением людей на классы (группы), так и стремлением к избранности и таинственности, извест­ны с древнейших времен. Вступавшие в тайные союзы проходили обряды инициации, часто символизирую­щие дух. и физическое обновление. Такие эзотерические союзы существуют и в наст. время у индейцев Сев. и Юж. Америки, у племен Африки, Австралии и Океании.

Также с древних времен прослеживается использова­ние прилагательного «эзотерический». Так, Платон в диалоге Алкивиад употребил выражение «τά έσω» для обозначения внутр. вещей; греч. писатель Лукиан Самосатский (ок. 120-180 гг.) употреблял прилагательные «эзотерический» и «экзотерический» по отношению к двум группам соч. Аристотеля. Об эзотерическом в контексте сохранения тайны писали Климент Алек­сандрийский, Ипполит Римский и Ямвлих.

Термин «эзоретизм» впервые появился в 1828 г. в работе франц. историка и философа Ж. Матте (1791-1864 гг.) Histoire critique du gnosticisme et de ses influences (Критическая история гно­стицизма и его влияний), затем его перенял франц. ок­культист Элифас Леви (1810-75 гг.); широкое распространение термин получил благодаря сочинениям Е.П. Блаватской (1831-91 гг.) и изданиям Теософского об-ва.

Понятие «эзоретизм» имеет много общего с оккультизмом, также подразумевающим скрытые учения, доступные лишь посвященным. В XX в. мн. приверженцы оккуль­тизма предпочитали называть себя эзотериками, что­бы избежать негативного отношения к себе, посколь­ку эзоретизм (в отличие от оккультизма) не отождествлялся с магией.

К эзотерическим школам относятся гностицизм, герметизм, астрология, алхимия, учение розен­крейцеров, масонство, теософия, спиритуализм и др.

Эзоретизм имеет ряд общих черт и с христ. мистицизмом, ко­торый, однако, в отличие от эзоретизма, не несет в себе дополни­тельных скрытых знаний, а сосредотачивает внимание на объекте почитания.

Лит-ра: Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964; Рау И.А. Эзотеризм в методологии историко-философского ис­следования (на примере гегелеведения) // Философские науки 1 (1985), 108-117; Стерледев Р.К. Естественнонаучное и эзотерическое виде­ние мира в аспекте имманентного и трансцендентного // Религио­ведение 1 (2006), 60-68; Schuré É. Les grands initiés: Esquisse de l’his­toire secrète des religions. P., 1889; Eliade M. Le mythe de l’éternel retour: Archétypes et répétition. P., 1950; Briem O.E. Les sociétés secrètes de mys­tères. P., 1951; Faivre A. Accès de l’ésotérisme occidental. P., 1986-96.21.; Runggaldier E. Philosophie der Esoterik. Stuttgart, 1996; Faivre A. L’ésoté­risme. P., 2003; Stuckrad K. von. Was ist Esoterik? Kleine Geschichte des geheimen Wissens. Mü., 2004; Dictionary of Gnosis and Western Esotericism I Ed. W.J. Hanegraaf in collaboration with A. Faivre et al. Leiden-Bristol, 2005. 2 vol.; Hauth R. Taschenhandbuch Esoterik: Von Bachblüten bis Yoga: Ein kritischer Leitfaden. Witten, 2007; Versluis A. Magic and Mysticism: An Introduction to Western Esotericism. Ply­mouth, 2007; Werner Th. Theologie und Esoterik: Eine gegenseitige He­rausforderung. Lpz., 2007; Zinser H. Esoterik: Eine Einßhrung. Pader­born, 2009.

Т. Шишова

 

Источник:  Католическая энциклопедия. – М.2013. – Т. 5. – С.410-411.

Visitorcounter

Today 69

Yesterday 150

All 695669

Currently are 8 guests and no members online

Konta bankowe / банковских счетов