Россия, 610025, г. Киров, ул. Деповская, д.10
                  Настоятель: о. Григорий Зволиньски
                      Proboszcz: ks. Grzegorz Zwoliński
                       телефон/факс: +7 8332 375798
 Электронная почта: prolife.viatka@gmail.com - личный адрес
                     catholic1.viatka@gmail.com - приходской адрес
Католический Приход в Кирове (Вятке)

САТАНИЗМ

САТАНИЗМ - культ сатаны как реального личностного противника Бога. В наст. время одно из наиболее крупных  объединений людей, практикующих сатанизм, — т.н. «Церковь Сатаны», осн. в США в 1966 г. А.Ш. Ла Веем (1930 – 97 гг.).

С сатанизмом тесно связаны мн. движения, относящиеся к т.н. «пути левой руки», т.е. следующие европ. традиции эзотеризма и оккультизма. Сюда относят в т.ч. некоторые разновидности неоязычества, магическую традицию А. Кроули и его учеников, а также мн. движения, связанные с гностицизмом (напр., движение «Храм Сета», отделившееся от «Церкви Сатаны» в 1975 г.).

Отцы Церкви в первые века христианства, когда были особенно распространены магические культы, единогласно осуждали сатанизм (напр., Кирилл Иерусалимский пишет: «Некоторые позволили себе дерзко отвергнуть Сотворившего рай, поклонились же змею и дракону, изображающим того, из-за которого человек был изгнан из рая»). Сатанизм обращен прежде всего против Бога, но, как следствие, и против человека, т.к. признание «онтологического» эгоизма с неизбежностью приносит злые плоды, которые проявляются в пренебрежении и ненависти по отношению к др. людям. Во мн. сатанинских группах используются ритуалы черной магии, с помощью которой стремятся вызывать «злую энергию» — напр., с целью уничтожения врага.

Сатанизм заключает в себе систему ценностей, противоположную христианству, что проявляется и в сатанинской символике (напр., используется знак перевернутого креста и число антихриста — 666). Часто утверждают, что члены сатанинских сект, групп или организаций верят в демонов как персонификацию природных сил. Тем не менее к этим силам реально обращаются в конкретных ритуалах и культах, нередко скрепленных принесением в жертву животных или даже людей. Для сатанизма характерна также связь с сексуальными извращениями.

Документально не засвидетельствовано, с какого времени в практике сатанизма появилась т.н. черная месса, представляющая собой профанацию христ. мессы. Ритуал черной мессы был описан в сер. XIX в. франц. оккультистом Э. Леви (1810-75 гг.), а в 1891-92 гг. — Й.К Гюисмансом в повести Là-Bas (Там, внизу). Черная месса стала одним из элементов сатанизма. Ритуал черной мессы «Церкви Сатаны», опубликованный в 1972 г. А.Ш. Ла Веем, косвенно соотносится с описанием Леви.

Сатанизм — разнородное явление. Выделяют молодежный сатанизм (в т.ч. «наркотический» — связанный с употреблением психоделических препаратов); интеллектуальный сатанизм (в котором сатана связан с идеей космического единства); родовой сатанизм (передаваемый путем инициации в семье). Во мн. сатанинских сектах, в сущности, речь идет о самообожествлении человека (что лежит и в основе идеологии «Нью-Эйдж»). Социологические исследования показали, что многочисл. оккультные и гностическо-магические группы эволюционируют в направлении сатанизма. При исследовании сатанизма часто игнорируют факт реального и личностного существования сатаны — напр., при науч. описании черной мессы, которую определяют как «психодраму», и т.п.

С богосл. точки зрения, сатанизм — форма греха идолопоклонства (ср. ККЦ 2116-17). В случаях, когда существует твердая уверенность в воздействии на человека сатаны, Церковь применяет экзорцизмы. Об этой практике говорится в ККЦ: «Экзорцизм направлен на то, чтобы изгнать бесов или освободить от бесовского влияния духовной властью, доверенной Иисусом Его Церкви» (п. 1673).

 

Лит-ра: СтеффонДж. Сатанизм и новое язычество. М., 1997; Les formes multiples de la superstition sur le thème «Foi chrétienne et demonologie», 26.06.1975 // Documentation catholique 1681 (1975), 708-718; Braun-Gałkowska M. Młodzież w ruchu satanistycznym. Marki-Struga, 1991; Introvigne M. Indagine sul satanismo. Mi., 1994; Nowak AJ. Satanizm. Wrocław, 1995; Introvigne M. Il satanismo. Tn., 1998; Gajewski M. Satanizm. Kr., 2002; Tosatti M. Inchiesta sul demonio. Casale Monferrato, 2003; Idź przecz szatanie: Kościół wobec problemów satanizmu. Poznań, 2003; Satanizm w Polsce i w Europie — stan obecny i profilaktyka. Tychy, 2004.

о. М. Пикус

 

Источник: Католическая энциклопедия. – М.2011. – Т.4. – С.553-555.

Visitorcounter

Today 27

Yesterday 110

All 761970

Currently are 8 guests and no members online

Konta bankowe / банковских счетов