Россия, 610025, г. Киров, ул. Деповская, д.10
                  Настоятель: о. Григорий Зволиньски
                      Proboszcz: ks. Grzegorz Zwoliński
                       телефон/факс: +7 8332 375798
 Электронная почта: prolife.viatka@gmail.com - личный адрес
                     catholic1.viatka@gmail.com - приходской адрес
Католический Приход в Кирове (Вятке)

НЬЮ ЭЙДЖ

«НЬЮ ЭЙДЖ» (англ. New Age — «Новая Эра») — ши­рокая совокупность рел. идей, практик и организаций, а также определенный тип религиозности и стиль жиз­ни, сложившиеся во 2-й пол. XX в. Термин «Нью Эйдж» связан с астрол. предсказаниями о наступлении в нач. III тыс. эры универсальной религии, «Эры Водолея», идущей на сме­ну «Эре Рыб», доминирующую роль в которой играло христианство (данные предсказания связаны с реальным геодинамическим явлением — прецессией земной оси, в результате которой положение точки весеннего равно­денствия на небесной сфере медленно смещается в на­правлении от созвездия Рыб к созвездию Водолея).

«Нью Эйдж» — чрезвычайно синкретичное и эклектичное явление, питаемое различными дух. и мистическими традициями: оккультными практиками Древнего Егип­та, каббалой, гностицизмом, суфизмом, религией друидов, элементами кельтского христианства и ср.-век. алхимии, герметизмом эпохи Возрождения, буддиз­мом, йогой и т.д. Важнейшая характерная черта «Нью Эйдж» состоит в том, что он изначально воспринимается как дух. альтернатива не только по отношению к зап. куль­туре XX в., но и к т.н. зап. религии, т.е. к ист. христиан­ству. В этом смысле «Нью Эйдж» генетически связан с контр­культурным сознанием и, как правило, обращается к маргинальным для зап. цивилизации источникам ве­рований и культов (прежде всего восточным). Некото­рые исследователи (напр., В. Ханеграфф) видят новизну феномена «Нью Эйдж» в «синкретизме эзотерических и секулярных элементов».

Целью приверженцев «Нью Эйдж» является поиск «чистой» внутренней, имманентной, внеинституциональной и да­же «внерелигиозной» духовности, целью которой явля­ется самореализация личности. Индивидуальный субъективный опыт, а потому и сознательный ценностный релятивизм являются центр. принципами «Нью Эйдж». Ра­циональное науч. сознание, интеллектуализм любого рода отвергаются, хотя постоянно используются поня­тия из науч. словаря (напр., «энергии» и «силы»). При­верженцы «Нью Эйдж» также отвергают скептицизм, на сме­ну которому предлагается вера в паранаучные феноме­ны, такие, как астрология или телепатия. В представлении «Нью Эйдж» все явления и люди связаны воедино внутри «духовного космоса» с помощью мистических «духов­ных сил» (энергий). Каждый человек есть дух. существо (его физическое тело, в отличие от духовного, «астраль­ного» — только видимость); цель всех усилий и практик «Нью Эйдж» — проявление этого существа и его восхождение ко все большей самореализации, вплоть до слияния с «вселенским потоком».

Для «Нью Эйдж» помимо широкого ряда оккультных и ма­гических приемов характерны использование холисти­ческой терапии (со ссылками на Аюрведу, тибетскую ме­дицину, иглотерапию); особый стиль музыки, стремя­щийся выразить ощущение трансцендентной гармонии; своеобразный стиль жизни и поведения: постоянные встречи и хэппенинги, не имеющие «практической» це­ли, но призванные способствовать дух. росту через «вза­имодействие» и осознание скрытой взаимозависимости космоса и людей.

Не чуждые идее большей или меньшей посвященнос­ти в тайны мироздания, адепты «Нью Эйдж», тем не менее, обычно отвергают к.-л. чувство избранничества. Они от­рицают наличие жестких организационных структур или установленной иерархии, но могут оставаться внутри традиционных религий, сочетая их с идеями «Нью Эйдж». Изначально «Нью Эйдж» был связан с антивоен. движением, впоследствии стал более аполитичен: в нем можно обна­ружить и глобалистские (ожидание всемирного языка и всемирного пр-ва), и антиглобалистские тенденции (идеи экологического или либертарианского типа).

Отношение Католической Церкви. Рел. особенности «Нью Эйдж», его быстрое распространение в мире и влияние на совр. христ. сознание стали предметом пристального внимания и пастырской озабоченности Католической Церкви. Определенным элементам рел. практик «Нью Эйдж» посвящены Письмо епископам Католической Церк­ви «OrationisFormas» о некоторых аспектах христшнской медитации, опубликованное Конгр. вероучения в 1989 г., документы Комитета по культуре Конференции епископов Аргентины Frente а ипа Nueva Era: Desafio а la pastoral еп el horizonte de la Nueva Evangelización (Перед лицом «Нью Эйдж»: Пастырский вызов для новой евангелизации, 1993 г.), Ирл. богосл. комиссии А New Age of the Spirit? А Catholic Response to the New Age Phenomenon (Новая эра Духа? Като­лический ответ на феномен «Нью Эйдж», 1994 г.). Пробле­му христ. подхода к «Нью Эйдж» затрагивают пастырские по­слания (1990 г. и 1991 г.) бельг. кард. Г. Даннеельса, пастыр­ские инструкции архиеп. Э.Э. Маккарти (Майами, 1992 г.) и архиеп. Н. Ривера Каррера (Мехико, 1996 г.).

Подробному рассмотрению «Нью Эйдж» и его анализу в со­поставлении с христианством посвящен документ Пап­ского совета по культуре и Папского совета по межрел. диалогу Иисус ХристосПодатель живой воды: Христианские размышления о «Нью Эйдже» (2003 г.). Цель дан­ного документа — помочь христианам выявить и обозначить элементы развивающейся традиции «Нью Эйдж», а также указать на те его аспекты, которые несовместимы с христ. вероучением. Обозначив явление «Нью Эйдж» скорее как движение, чем как религию, данный документ отме­чает, что «адекватное христианское распознание идей и практик «Нью Эйдж» не может не признать, что, по­добно гностицизму II и III века, данное явление пред­ставляет собой своего рода компендиум положений, ко­торые Церковь идентифицировала как гетеродоксальные» (п. 1.4). «Нью Эйдж» является «лишь новым практическим осуществлением гностицизма», поэтому, исходя из гностической природы данного явления, его рассмот­рение с точки зрения христ. веры «не может выделить некоторые элементы «Нью Эйдж» как приемлемые для христи­ан, отвергая в то же время другие его составляющие». «В культурном контексте, отмеченном религиозным плюрализмом», Католическая Церковь считает необхо­димым «предостеречь против попыток поставить рели­гиозность «Нью Эйдж» на один уровень с христианской верой» (п. 4).

Лит-ра: Südbrack J. Neue Religiosität Herausforderung ßr die Chris­ten. Mainz, 1987; Melton J.G. New Age Encyclopedia. Detroit, 1990; Schönborn Ch. von. Risurrezione e reincarnazione. Casale MonferaT 1990; Pacwa M. Catholics and the New Age. Ann Arbor, 1992; VemetteJ.

Le New Age. P., 1992; Franck B. Lexique du Nouvel-Age. Limoges, 1993;

Bochinger С. «New Age» und moderne Religion. Gütersloh, 1994; Irish Theological Commission. A New Age of the Spirit? A Catholic Response to the New Age Phenomenon. Dublin, 1994; Maccari C. La New Age di fronte alla fede cristiana. Tn., 1994; Berzosa Martinez R. Nueva Era y cristianismo: Entre el didlogo y la ruptura. Ma., 1995; Urrea Viera J.C. «New Age»: Vision histórico-doctrinaI y principales desafios. Santafé de Bogota, 1996; Hanegraaff W. New Age Religion and Western Culture. Leiden-NY.-Köln, 1996; Heelas P. The New Age Movement. Ox., 1996; Lacroix M. LTdeologia della New Age. Mi., 1998; Olivieri Pennesi A. П Cristo del New Age: Indagine critica. Va., 1999; Saliba J. Christian Res­ponses to the New Age Movement: A Critical Assessment. L, 1999; Beyond the New Age: Exploring Alternative Spirituality / Ed. S. Sutcliffe, M. Bow­man. Edinburgh, 2000; Introvigne M. New Age & Next Age. Casale Mon- ferrato, 2000; Le New-Age: Ritualités et mythologies contemporaines / Ed. M.-J. Ferreux. P., 2000; Pontificio Consiglio della cultura, Pontificio Consiglio per il dialogo interreligioso. Gesù CristoPortatore dell’ac- qua viva: Una riflessione cristiana sul «New Age». Va., 2003; Pike S.M. New Age and Neopagan Religions in America. NY., 2004.

А. Агаджанян

Источник:  Католическая энциклопедия. – М.2007. – Т. 3. – С.946-949.

 

Visitorcounter

Today 23

Yesterday 110

All 761966

Currently are 5 guests and no members online

Konta bankowe / банковских счетов