Россия, 610025, г. Киров, ул. Деповская, д.10
                  Настоятель: о. Григорий Зволиньски
                      Proboszcz: ks. Grzegorz Zwoliński
                       телефон/факс: +7 8332 375798
 Электронная почта: prolife.viatka@gmail.com - личный адрес
                     catholic1.viatka@gmail.com - приходской адрес
Католический Приход в Кирове (Вятке)

ХРИСТИАНСТВО

 

ХРИСТИАНСТВО (греч. χριστανισμός, лат. christianismus, chrstianitas, евр. han-naṣᵊrût, арам. mᵊšîհᵊyûṯāʼ, араб. al-masîhîya ͭ) - религия верующих в Иисуса Христа — Сына Божьего. Согласно христ. вероучению, в ист. фигуре Иисуса из Назарета (Иисуса Христа) — в Его жизни, учении, деяниях и, особенно, в Его смерти и воскресении — Сам Бог окончательным образом открылся людям. Иисус Христос основал сооб-во верующих - Церковь.

Термин «христианство» происходит от слова «Христос» (греч. ὁ Хριστός, т.е. «помазанник») - аналога древнеевр. слова Мессия. Христианство исходно развивалось в контексте мессианских движений палестинских иудеев I в. н.э. Христиане считают Иисуса из Назарета Мессией (Христом), т.е. предсказанным иуд. пророками мистическим царем-освободителем. Христианство с самого начала отличалось активной миссион. деятельностью (заповеданной Церкви ее Основателем). Уже в I в. произошло размежевание христианства с иудаизмом, не в последнюю очередь обусловленное христ. проповедью язычникам и решением о необязательности для них ряда иуд. обрядовых предписаний.

В наст. время христианство является одной из мировых религий, самой крупной по числу верующих (ок. 1,8 млрд.). В вероучительном и организационном плане совр. христианство не представляет собой единого целого, существуя в многообразии различных, нередко соперничающих друг с другом традиций: в ходе истории единая Церковь разделилась на ряд направлений, из которых основными являются католичество (Католическая Церковь), православие (Православные Церкви) и протестантизм.

Стремление к преодолению разделений между христианами, в XX в. принявшее характер экуменического движения (экуменизм), побуждало и продолжает побуждать христиан к попыткам уяснения общего основания, сущности их религии. Сложность этой задачи связана как с многообразием ист. форм христианства, так и с тем обстоятельством, что в основе христианства лежит не отвлеченная идея и не набор предписаний, а Сама Богочеловеческая Личность Иисуса Христа, от которой неотделимо Его спасительное учение (благая весть — греч. Εύαγγέλιον, Евангелие). Для верующих в Него Он есть «путь, истина и жизнь» (Ин 14, 6), окончательное Слово Божье людям (ср. Ин 1, 1-18). Задача христиан — слушать это Слово и служить Ему, свидетельствуя о Нем словами и делами, всей собственной жизнью. С этим связана роль, которую в христианстве играют свидетельства об Иисусе Христе, передающиеся от Его непосредственных учеников (апостолов) все новым поколениям верующих (см. ст. Предание) и на определенном этапе письменно закрепленные в Св. Писании. В то же время христианство не является в строгом смысле «религией книги», т.к. делает гл. акцент не на текстах Св. Писания как таковых, а на личности Иисуса Христа и тех событиях, о которых рассказывает Св. Писание и в которых проявилось спасительное действие Бога в человеч. истории: эти ист. события произошли в конкретном месте и в конкретное время, но имеют универсальную значимость.

Признаваемый христианами канон Св. Писания (Библии) состоит из двух неравных по объему частей: Ветхий Завет (иуд. Библия) отражает ист. события, посредством которых Бог готовил человечество к приходу Иисуса Христа; Новый Завет описывает события, непосредственно связанные с Иисусом Христом и Его первыми учениками (апостолами). Относительно каноничности некоторых книг между разными группами христиан существуют расхождения (см. ст. канон Св. Писания).

Христианство является религией спасения, которое, фактически, понимается как полнота общения с Богом, как причастность человека и мира Богу. Соответственно, человечество рассматривается в христианстве как нуждающееся в спасении - как живущее в грехе, который должен быть преодолен (искуплен). Искупление может совершиться только с Божественной помощью: его осуществил Иисус Христос, воплотившийся Сын Божий, посланный Богом Отцом для спасения мира: Иисус принял за людей страдания и смерть на кресте, но воскрес и победил смерть. Благодаря Святому Духу - Духу Самого Христа, Которого Он дал апостолам после воскресения, - Иисус продолжает пребывать в общине верующих в Него. Причастность человека Богу осуществляется, в частности, в центр. элементах христ. богослужения - в церк. таинствах. Подавляющее большинство христиан признает как минимум два таинства крещение и Евхаристию.

История христианства начинается с жизни и проповеди Иисуса Христа (некоторые авторы, напр., представители школы Р. Бультмана, считают данные о Самом Христе исторически не восстановимыми и поэтому начинают историю христианства с веры апост. Церкви). Слово «христианин» (греч. χριστιανός) присутствует уже в НЗ (1 Петр 4, 16; Деян 26, 28), оно возникло, по-видимому, в христ. общине Антиохии (ср. Деян 11, 16). Термин «христианство» впервые зафиксирован в соч. Игнатия Антиохийского (кон. I - нач. II в. н.э.)

В первые века н.э. христианство широко распространилось в Рим. империи (в состав которой входила Палестина), а также в сфере ее культ. влияния (Эфиопия, Армения). Длительное время власти Рим. империи рассматривали христианство как течение, принципиально враждебное гос. порядку (из-за отказа христиан участвовать в имперских религиозно-полит. церемониях); в некоторые эпохи такая позиция приводила к гонениям на христиан. В то же время раннехрист. апологеты II-III вв. в основном выражали лояльность гос-ву во всем, кроме вопросов веры. Между тем количество христиан в империи росло, в т.ч. и за счет представителей влиятельных сословий империи. В 315 г. имп. Константин I легализовал христианство, а к кон. IV в. христианство заняло позиции гос. религии Рим. империи.

Параллельно развивались неоднозначные отношения христианства с античной культурой. Критикуя мн. ее элементы как связанные с язычеством, христ. авторы стремились и к усвоению ее достижений. Понятийный аппарат античной философии (прежде всего платонизма) существенно повлиял на становление христ. богословия, которое должно было решить ряд серьезных теор. проблем, связанных с самой сущностью христ. учения, - в частности, вопросы о природе Иисуса Христа и Его отношении к Богу Отцу. Решения по этим вопросам были сформулированы на первых Вселенских соборах IV-V вв. Так, по итогам первых двух из них был принят догмат о том, что единая Божественная природа существует в трех ипостасях (Лицах) Отца, Сына (т.е. Иисуса Христа) и Св. Духа. Эти же соборы выработали краткую формулу осн. истин, в которые верит вся Церковь — Никео-Константинопольский символ веры, признаваемый подавляющим большинством христиан и поныне. III и IV Вселенские соборы обсуждали вопрос о соотношении Божественного и человеческого в Иисусе Христе. В результате была принята формулировка о том, что Иисус Христос обладает полнотой как Божественной, так и человеч. природы. Несогласие с этой формулировкой привело к не преодоленному поныне расколу: от единой Церкви отделились, с одной стороны, несториане (Ассирийская Церковь Востока), а с другой — Древние Восточные Церкви (Коптская, Сирийская, Армянская Апостольская и др.).

В ранний период христ. общины (Церкви) отд. городов, возглавляемые епископами, были организационно независимы друг от друга, сохраняя единство веры. Постепенно возрастала роль наиболее авторитетных епископов (патриархов), связанных со старыми христ. центрами — Римом, Александрией, Антиохией, к которым впоследствии добавился Иерусалим и, наконец, Константинополь (на правах новой столицы империи). Т.о. в Церкви начала формироваться централизованная структура.

Завоевание терр. Зап. Римской империи герм. племенами в конечном итоге привело к их христианизации. В зап. городах, охваченных хаосом, Церковь нередко оставалась последним прибежищем образованности; епископам приходилось исполнять также функции гражданского управления. Различие культ. и полит. судеб вост. и зап. частей Рим. империи в XI в. привело к окончательному разделению Церквей Запада (с центром в Риме) и Востока (с центром в Константинополе, поскольку другие три патриархата, находившиеся на терр., к тому времени завоеванных мусульманами, утратили былое значение): в дальнейшем за Церковью Запада закрепилось название Католической, а за Церковью Востока — Православной. В Средние века Церковь оказывала существенное влияние на полит., обществ. и культ. жизнь христ. стран Запада и Востока. Именно в эту эпоху благодаря продолжавшейся деятельности миссионеров христианство распространилось среди славян, венгров, скандинавов и др. народов. Попытки расширить влияние христианства на Ближнем Востоке и в Сев. Африке, в т.ч. воен. путем — организацией крестовых походов, — в целом имели лишь эфемерный успех, натолкнувшись на противостояние ислама. Христианство оказало основополагающее влияние на формирование общеевроп. сознания.

В Новое время Великие географические открытия и последующая колонизация (см. колониализм) содействовали распространению христианства на др. континенты (что в дальнейшем, уже в XX в., привело к появлению различных местных, неевроп. форм христианства). В то же время в результате Реформации возник протестантизм как отд. направление в христианстве (лишенное вероисповедного и организационного единства), а Зап. Европа оказалась расколотой по конфес. признаку. Борьба за влияние между представителями различных христ. направлений в конечном итоге стала одной из причин утверждения мировоззренческого плюрализма, а также секуляризации политики и культуры в Зап. Европе и Америке (а вслед за ними и в др. регионах мира): произошло формирование светского гос-ва, светского об-ва и светской культуры, не соотносящих себя в явной форме ни с одним из рел. направлений и не дающих преимуществ ни одному из них. Для христианства в совр. эпоху серьезной проблемой является вопрос о том, каким образом оно может существовать в условиях секуляризации. Внутри осн. направлений христианства, в т.ч. внутри отд. конфессий, заметна полемика между различными тенденциями: с одной стороны, более консервативными и охранительными, добивающимися удержания и восстановления хотя бы части традиционных привилегий, с др. стороны — более открытыми к диалогу с совр. миром, с др. христ. конфессиями и с нехрист. религиями, а также с атеистами. В Католической Церкви эта вторая тенденция получила офиц. признание на II Ватиканском соборе 1962-65 гг.: «Радость и надежда, скорбь и тревога наших современников, особенно бедных и всех страждущих — это также радость и надежда, скорбь и тревога учеников Христа, и нет ничего по-настоящему человеческого, что не находило бы отклика в их сердцах» (GS 1); «... необходимо, чтобы католики с радостью признавали и ценили подлинно христианские блага, восходящие к общему наследию, которыми обладают отделенные от нас братья» (UR 4).

Лит-ра: Ранер К. Основание веры: Введение в христианское богословие. М., 2006; Ратцингер Й. Введение в христианство. М, 2006; Guardini R. Das Wesen des Christentum. Wü., 1938; Latourette K.S. A History of the Expansion of Christianity. NY., 1945; Scheeben M.J. Die Mysterien des Christentum. Fr., 1951; Benz E. Beschreibung des Christentum. Mü., 1975; Kaufmann F.-X. Kirche begreifen: Analysen und Thesen zur gesellschaftlichen Verfassung des Christentum. Fr., 1979; Delu-meauj. Chrétienté et christianisation. P., 1981; Hervieu-Léger D. Vers un nouveau christianisme? P., 1987; Campanini G., Neri P. Christianitä e modernitä. R., 1992; Gabriel K. Christentum zwischen Tradition und Postmoderne. Fr., 1992; Waldenfels H. Phänomen Christentum. Fr., 1994; McMannersJ. The Oxford History of Christianity. Ox., 2002.

                                                                                                                                А. Горелов

 

Источник:  Католическая энциклопедия. – М.2013. – Т. 5. – С.76-80.

 

Visitorcounter

Today 8

Yesterday 134

All 706141

Currently are 10 guests and no members online

Konta bankowe / банковских счетов