Россия, 610025, г. Киров, ул. Деповская, д.10
                  Настоятель: о. Григорий Зволиньски
                      Proboszcz: ks. Grzegorz Zwoliński
                       телефон/факс: +7 8332 375798
 Электронная почта: prolife.viatka@gmail.com - личный адрес
                     catholic1.viatka@gmail.com - приходской адрес
Католический Приход в Кирове (Вятке)

ИУДАИЗМ

 

ИУДАИЗМ (евр.yәhûḏûṯ, yahăḏûṯ, ḥoḵmaṯ-Yiŝrā’ēl) — традиционная религия евр. народа. В наст. время сосу­ществуют две традиции употребления термина иудаизма:

  • комплекс рел. воззрений, традиций, ритуалов евреев, начиная со II тыс. до н.э. и вплоть до наст. времени;
  • евр. религия, сформировавшаяся после т.н. периода Вавилонского пленения (VI в. до н.э.) или после разру­шения Второго храма (Иерусалимский храм) в 70 г. н.э. В последнем случае акцент делается на ряде характерных черт, свидетельствующих об отличии иудаизма от более ранних евр. верований.

История. Согласно евр. традиции, первым человеком, исповедавшим единого Бога, был праотец всех евреев Авраам. Содержание завета (договора), заключенного им с Богом, состояло в обязательстве Авраама и его по­томков поклоняться единому Богу и обетовании Все­вышнего, касающемся того, что от Авраама произойдет многочисл. потомство, которому будет отдана в вечное владение земля Ханаан. Знаком завета стало обрезание, которое производится над новорожденными мальчиками на 8-й день, а также является обязательным и для желающего принять иудаизм нееврея.

В силу различных причин потомки Авраама пересе­лились в Египет и через некоторое время оказались в по­ложении народа, угнетаемого егип. властями. Во время исхода из Египта под предводительством Моисея евр. народу был дарован Закон — Тора, который народ при­нял со словами «Сделаем и будем послушны» (Исх 24, 7). Термин Тора в узком смысле употребляется как название 1-й части евр. Библии (ТаНаХа, евр. ТаNа"Ḵ, сокращенное от Tôrā ͪ  - Nәḇî’îm - Kәṯûḇîm — «Тора, Пророки, Писания») — Пятикнижия; в широком (Tôrā ͪ Še-bbi-Ḵәṯāḇ) — как со­вокупность письменного и устного Законов, дарованных Богом Моисею на горе Синай.

После смерти Моисея Ханаан был завоеван евреями под предводительством Иисуса Навина. По мнению ис­ториков, заселение Ханаана евр. племенами (или колена­ми, которых, согласно традиции, было 12) произошло ок. XIII в. до н.э. Именно к этому периоду мн. исследова­тели относят начало формирования иудаизма, с течением вре­мени претерпевавшего определенные изменения.

В X в. до н.э. при царе Соломоне был построен Пер­вый храм в Иерусалиме. Со временем он стал единст­венным местом поклонения Богу, в т.ч. принесения Ему жертв, которые относились к одному из 5 видов: 1) жертва всесожжения, символизировавшая то, что че­ловек, приносивший ее, полностью предавал себя воле Божией; 2) жертва о грехе (за грехи, совершенные по неведению); 3) жертва повинности (за сознательные грехи); 4) жертва мира (в знак благодарности Богу); 5) хлебная жертва, состоявшая из приношения муки, масла, вина и ладана. Вероятно, к VI в. до н.э., ко вре­мени Вавилонского пленения, следует отнести появление синагог (от греч. συναγωγη — собрание; евр. bēṯkәneseṯ), возникших в качестве некоторой компенса­ции разрушенного вавилонянами Первого храма. Первоначально синагога — учреждение диаспоры, но в пе­риод Второго храма (V в. до н.э. — I в. н.э.) синагоги уже существовали и на терр. Палестины. Они были предназначены для совместной молитвы и обсуждения насущных проблем евр. общин. Собственно культ, включающий жертвоприношения, мог совершаться только в Иерус. храме. В наст. время синагоги являются центрами рел. жизни евреев.

К V в. до н.э. следует отнести начало создания канона Библии. Его связывают с деятельностью книжника Эз­ры, утвердившего в качестве Закона евр. общины Пяти­книжие Моисея. В эпоху завоевательных походов Алек­сандра Македонского евр. народ попал в сферу влияния эллинистической культуры. После смерти Александра, при его преемниках — диадохах, империя была поделе­на, при этом Египет и Палестина оказались под властью династии Птолемеев. При царе Птолемее II Филадельфе (285-246 гг. до н.э.) был предпринят перевод евр. Библии на греч. язык, получивший название Септуагинта. Этим переводом пользовались евреи, жившие в Алексан­дрии Египетской и др. городах за пределами Палестины, языком повседневного общения которых был греческий. Кроме того, благодаря переводу текст Библии стал досту­пен и язычникам, интересовавшимся евр. религией. По­сле продолжительных войн между Египтом и Сирией Палестина в 201 г. до н.э. перешла под власть сир. динас­тии Селевкидов. В правление царя Антиоха IV Эпифана произошло восстание под предводительством братьев Хасмонеев. Оно вылилось в продолжительную войну (167-140 гг. до н.э.) и завершилось воцарением династии Ха­смонеев (140-37 гг. до н.э.). Однако, придя к власти, они по­грязли в междоусобной борьбе, и Палестина в конце кон­цов оказалась под властью Рима, став одной из рим. провинций (63 г. до н.э.).

Рел. ситуацию в Палестине в период II в. до н.э. — I в. н.э. характеризует сосуще­ствование нескольких те­чений внутри иудаизма - сад­дукеев, ессеев и фарисе­ев, а в последней фазе — также зарождающегося христианства.

В 70 г. н.э. в ходе подавле­ния восстания евреев про­тив римлян был разрушен Второй храм; десятки ты­сяч иудеев были казнены, сосланы или проданы в рабство, жертвоприноше­ния прекратились. Одним из следствий восстания было исчезновение с ист. арены саддукеев и ессеев.

Ведущую роль в преодолении кризиса, вызванного разрушением Иерусалимского храма, сыграли фарисеи, призвавшие народ сплотиться вокруг Торы. Представление о т.н. «двойной Торе» как совокупности письменного и устного учений, легло в основу нового этапа развития иудаизма— раввинистического (от евр. raḇ - учитель [в области иуд. законов, толкователь Св. Писания], rabbî — мой учитель). Письменная часть этой Торы — евр. Библия, канон которой был окончательно сформирован ко II в. н.э. Устное учение нашло отражение в Талмуде (Иерусалимском и Вавилонском) — своде текстов, кодифицированных в период между началом III в. и кон. VI в. евр. учителями, считавшими себя носителями устного учения, передававшегося из поколения в поколение с момента его дарования на Синае. Интеллектуальная деятельность раввинов, приведшая к формированию Талмуда, определила специфику но­вого, раввинистического периода в истории развития иудаизма. Однако в нач. VIII в. в Багдадском халифате возникло течение караимов (евр. qārā’îm «читающие»), отвергших Талмуд. В наст. время большая часть караимов (ок. 10 тыс.) проживает в Израиле, небольшое количество в Литве, на Украине и в России.

В ср.-век. период центр рел. жизни евреев переместился в Европу. На Пиренейском п-ове сформировалась особая этнокультурная общность, получившая название  сефарды (евр. sәpāraddî[m], от Sәpāraḏ — Испания). Евреев, живших во франко-герм. землях в христ. окружении стали именовать ашкенази (евр. ’aškәnazzî[m], от ’Aškәnaz — топоним, обозначавший в ср.-век. евр. лит-ре терр. Германии). И сефардская, и ашкеназийская среда дали выдающихся евр. ученых. Выходец из Испании ср.- век. богослов и философ Маймонид попытался осмыслить евр. религию в духе греко-араб. философии. Он сформулировал 13 принципов, составляющих, по его мнению сущность иудаизма: 1) Бог существует; 2) Бог един; 3) Бог вечен; 4) Бог бестелесен; 5) только Бог заслуживает поклонения; 6) существуют пророчества (посылаемые от Бога); 7) Моисей — величайший из пророков; 8) Тора имеет Божественное происхождение; 9) Тора неизменна; 10) Бог знает мысли и дела людей; 11) Бог награждает праведника и на­казывает грешника; 12) Мессия придет; 13) мертвые воскреснут. Живший неск. десятилетиями раньше в Сев. Франции рабби Шломо Ицхаки, больше известный как Раши, написал толкования к Торе, впоследствии ставшие первой книгой, напечатанной на евр. языке, и к Taлмуду. Без этих толкований не обходится ни одно из сотен переизданий Талмуда, начиная с XVI в.

В эпоху Средневековья в иудаизме сформировалось мистическое движение, которое носит название Каббала. Кабалистическая традиция оказала огромное влияние на рел. представления евреев. Большую роль каббалистические идеи сыграли и в возникновении в XVIII в. хасидизма (евр. ḥăsîḏûṯ от хасид [ḥāsîḏ] — благочестивый) — течения в иудаизме, делавшего акцент на достижении непосред­ственной связи с Богом. По мнению основателя хасидиз­ма Исраэля Баал Шем Това, все жизненные проявления, а не только изучение Торы, являются служением Богу. Единения с Богом хасиды стремятся достичь посредст­вом молитвы и постижения смысла Писания.

Эпоха Просвещения также оказала влияние на иудаизм, в русле которого возникло движение под названием Аскала (евр. Haŝkālā ͪ — «Просвещение»), ставившее своей целью включение иудеев в неевр. об-во при одновремен­ном сохранении иуд. рел. традиций и обрядов. Просве­щенческое движение в европ. иудаизме привело к расцвету евр. лит-ры Нового времени и возникновению новых тече­ний в иудаизме в целом. Под влиянием идей рационализма и либерализма в Германии (в нач. XIX в.) и некоторых др. европ. странах возник реформированный иудаизм, стремив­шийся приспособить евр. религию к европ. цивилиза­ции и отказаться от понимания иудаизма как специфической нац. религии. Наследником реформированного иудаизма явля­ется либеральный иудаизм, обращающий внимание гл. обр. на этические нормы Библии и Талмуда и получивший особенно широкое распространение в США. Во 2-й пол. XIX в. возник консервативный иудаизм, последователи которо­го выступают за постепенные реформы, не противореча­щие осн. принципам евр. религии. В то же время воз­никло евр. нац. общественно-полит. движение, получив­шее название сионизм, гл. идеей которого было возвра­щение евреев на терр. древнего израил. гос-ва. Сионист­ское движение привело к образованию в 1948 г. совр. гос- ва Израиль. В нач. 1920-х возникло реконструктивистское направление в иудаизме, последователи которого подверг­ли пересмотру такие фундаментальные понятия, как Бог, Израиль, Тора и др. Основатель этого направления М. Каплан считал необходимым переориентировать иудаизм на достижение евреями избавления в этом, а не будущем мире. Реконструктивизм не получил широкого распро­странения и представлен гл. обр. в США и Израиле. Веду­щим направлением иудаизма остается ортодоксальный иудаизм, под которым понимаются все др. формы традиционного иудаизма. В Израиле в наст, время большинство иудеев принад­лежит к ортодокс. крылу в иудаизме, в США — к консервативно­му и либеральному, в России по данным на 2001 г. из 197 евр. рел. объединений 176 относятся к ортодокс. иудаизму, 21 — к реформированному.

Основы вероучения и рел. практика. Иудаизм — моно­теистическая религия. Ее развитие сопро­вождалось сложным переплетением, а подчас и борьбой двух противоположных тенденций в русле единобо­жия — универсализма и партикуляризма. С одной сто­роны, Бог, согласно иудаизму, является Творцом мира, Источ­ником всего живого, причем вера в Него не ограничива­ется лишь признанием Его существования, но включает и признание постоянной связи Бога с миром. С др. сто­роны, иудаизм не входит в число мировых религий, посколь­ку его возникновение и история тесно связаны лишь с одним (еврейским) народом. Представление об избран­ности евр. народа, заключившего завет с Богом, является одним из важнейших принципов иудаизма. Основа иуд. веры заключена в молитве Шма Исраэль (ŠәmaʽYiŝrā’ēl): «Слу­шай, Израиль: Господь Бог наш, Господь един!». Соглас­но иудаизму, в Торе заключена полнота Божественного Открове­ния, данного народу Израиля; посредством Торы Бог ука­зывает евр. народу путь осуществления его призвания.

Евреем (ʽiḇrî), или иудеем (yәhûḏî), с точки зрения большинства течений в иудаизме, считается каждый родивший­ся от матери-еврейки (в рефомированном иудаизме — если ев­реем является кто-либо из родителей) или человек лю­бой национальности, принявший иудаизм.

Осн. содержанием жизни верующего еврея является выполнение Божественных заповедей — мицвот (miṣwôṯ). Согласно иуд. традиции, насчитывают 613 запове­дей (248 — предписательного характера и 365 — запре­тительного), ядром которых является Декалог — 10 за­поведей. Выполнение заповедей обязательно для мальчи­ков с 13 лет и девочек с 12 лет.

Важным элементом иудейской религиозности является вера в приход Машиаха (Мессии, евр. Māšîaḥ) — избави­теля народа Израиля, идеального царя, потомка царя Давида. При этом в понятие избавление в разные пери­оды истории вкладывался различный смысл. В период Первого и Второго храма под избавлением понималось прежде всего освобождение от иноземного владычества; однако уже начиная с эпохи Второго храма в некоторых кругах ожидаемый приход Мессии связывали с наступ­лением конца света. В Средние века и Новое время от Мессии ждали прекращения рассеяния евр. народа, восстановления израил. гос-ва, а в мистической тради­ции — еще и восстановления первоначальной мировой гармонии, «царства справедливости». С приходом Мес­сии связывается также избавление евр. народа от страда­ний и восстановление Иерусалима и Храма.

Эсхатологические представления иудаизма содержатся в Биб­лии в книгах пророков Исайи, Иеремии, Даниила, в апокрифической лит-ре (Апокалипсис Варуха, Книга Еноха и др.), Кумранских текстах и т.д. В разные ист. пе­риоды эти представления включали в себя мессианские ожидания, милленаризм, веру в воскресение мертвых, а также воссоединение Израиля в Земле Обетованной и обращение всех народов к единому Богу. В эллинисти­ческую эпоху в иудаизме появилось представление о воскресе­нии мертвых и суде над ними, когда праведные будут приняты в царство Мессии, а грешные отвергнуты. Впоследствии в иудаизме акцент был перенесен на посмертную участь души, отходящей или к Престолу Яхве, или в ад (хотя представление о Страшном суде в конце времен осталось).

Этическое учение иудаизма делает акцент на индивидуаль­ной ответственности человека за свои поступки. По­скольку человек носит в себе образ Божий, всякий грех, совершенный против другого человека, является оскорб­лением Самого Бога.

Раввинистическая традиция, объясняя причину воз­никновения зла и его природу, обращается не к поня­тию первородного греха (называя его просто грехом первых людей), а к понятию двух импульсов (к добру и злу), присутствующих в человеке; поступки человека определяются тем, какой из этих импульсов окажется сильнее; человек, обладая свободой выбора, способен направить свои действия в сторону добра. Грех, совер­шенный человеком, может быть возмещен покаянием, которое способно восстановить нарушенный грехом порядок.

Институт священства в иудаизме исчез с разрушением Второ­го храма, после чего ведущая роль перешла к рел. на­ставникам — раввинам. В ортодокс. иудаизме раввинами могут быть только мужчины, в реформированном — также и женщины. В настоящее время рел. жизнь евреев сосре­доточена в синагогах, поскольку восстановление Храма возможно только на прежнем месте — на Храмовой горе в Иерусалиме, где сейчас находятся мусульм. святыни: мечети Куббат ас-Сахра и аль-Акса. Как правило, в сина­гогах мужчины и женщины должны сидеть отдельно, однако в реформистских и консервативных синагогах этот обычай не соблюдается. Для совместной молитвы необходимо наличие группы (миньяна, евр. minyān) из десяти совершеннолетних мужчин.

Суббота (шабат, евр. Šabbāṯ) в иудаизме — день покоя, еже­недельный праздник, предписанный Декалогом. Др. праздники в евр. календаре — это прежде всего 3 гл. библ. праздника — Песах (евр. Pesaḥ     - Пасха), празд­ник исхода из Египта, Шавуот (евр. Šāḇûʽôṯ - Пяти­десятница) — праздник дарования Торы, Суккот (евр.Sukkôṯ, Haḡ-Has-Sukkôṯ) — праздник кущей (шалашей), в память сорокалетних странствий народа Израиля по пустыне, а также Ханука (евр. Ḥănukkā ͪ) — день освя­щения Второго храма; Пурим (евр. Pûrîm), в память о победе обитавших в Персии евреев над своими врага­ми; Рош ха-Шана (евр. Rō’š-Haš-Šānā ͪ — Новый Год); Йом Kunnyp (евр. Yôm Kippûr, Yôm Kippûrîm) — день, завершающий 10-дневный период покаяния, начинающийся по­сле евр. Нового Года; Симхат Тора (евр. Ŝimḥaṯ-Tôrā ͪ - досл. «Радость Торы») — последний из цикла «новогодних» праздников.

Христианство и иудаизм. Первые христиане были евреями, и их мессианские ожидания вытекали из иуд. рел. пред­ставлений. Поэтому апостолы, в т.ч. Пётр (Деян 2,14.22.36) и Павел (Деян 13, 46), были убеждены, что Евангелие следовало проповедовать в первую очередь евреям. В то же время апостолы начали проповедовать Евангелие язычникам (Деян 8, 26-39; 10;11, 1-18; 13, 46-49), а за­тем пришли к осознанию необязательности обрезания и др. обрядовых предписаний иуд. закона для христиан, обращенных из язычников (Деян 15, 1-29; эта тема раз­вивается также в Послании к галатам). Тем самым христ. проповедь уже в I в. была адресована всем наро­дам, а не только евреям. Впоследствии христианство и иудаизм развивались параллельно, а взаимоотношения хри­стиан и иудеев во многом определялись социально-полит. факторами.

Отношение Католической Церкви к иудаизму определено в декларации Nostra aetate (об отношении Церкви к нехрист. религиям) II Ватиканского собора, где в гл. 4 говорится, что «иудеи доныне остаются, ради отцов, воз­любленными Богом», что Церковь, «памятуя общее с иудеями наследие и движимая не политическими со­ображениями, но духовной любовью по Евангелию, сожалеет о ненависти, о гонениях и всех проявлениях антисемитизма». Принятие этой декларации способствовало развитию иудео-христианского диалога, что на­шло отражение в документе, подготовленном ватикан­ской Комиссией по отношениям с иудеями We Remem­ber: A Reflection on the Shoah (1998 г.), а также в ряде выступ­лений Папы Иоанна Павла II.

 

Лит-pa: Урбах Э. Мудрецы Талмуда. Иерусалим, 1989; Штайнзальц А. Роза о тринадцати лепестках. М.-Иерусалим, 1990; Еврейская история и религия / Ред. И. Кауфман. Иерусалим, 1990; Фннкельстайн Л. Еврейская религия: Верования и практика. Иерусалим; 1990; Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. Иерусалим; 1993. 2 т.; Телушкин Й. Еврейский мир. Иерусалим-М., 1997; Гречес­кие и римские авторы о евреях и иудаизме / Введение и коммент. М. Штерна. М.-Иерусалим, 1997-2002. 3 т.; Вайнштейн С., Табак Ю. Проблемы развития еврейской общины в России // Диа-Логос: Религия и общество: 1998-99. М., 1999, с. 80-86; Шиффман Л. От текста к традиции: История иудаизма в эпоху Второго Храма и период Мишны и Талмуда. М., 2000; Вейнберг И.П. Введете в ТаНаХ. М.-Иерусалим, 2001; История еврейского народа / Ред. Ш. Этингер. М.-Иерусалим, 2001; Носенко Е.Э. Вот праздники Бога. М, 2001; Bright J. History of Israel. L., 1972; Hengel M. Judaism and Hellenism. L, 1974; Kaufmann Y. A History of the Religion of Israel. NY., 1977; Neusner J. The Academic Study of Judaism. Chico (Cal.), 1982.

А. Жукова

 

Источник: Католическая энциклопедия. – М.2005. – Т. 2. – С.613 - 621.

Visitorcounter

Today 134

Yesterday 121

All 700092

Currently are 6 guests and no members online

Konta bankowe / банковских счетов