Россия, 610025, г. Киров, ул. Деповская, д.10
                  Настоятель: о. Григорий Зволиньски
                      Proboszcz: ks. Grzegorz Zwoliński
                       телефон/факс: +7 8332 375798
 Электронная почта: prolife.viatka@gmail.com - личный адрес
                     catholic1.viatka@gmail.com - приходской адрес
Католический Приход в Кирове (Вятке)

ИСЛАМ

 

ИСЛАМ (араб. al-’Islâm— предание себя Богу) — моно­теистическая религия (монотеизм), одна из трех миро­вых религий (наряду с христианством и буддизмом). Возникла в нач. VII в. н.э. среди араб. племен Хиджаза (Зап. Аравия). Число приверженцев ислама в совр. мире — ок. 1 млрд. человек.

Уже в первый век своего существования ислам в ходе воен. экспансии арабов распространился на огромной терр. от Ганга на Востоке до юж. границ Франкского королев­ства на Западе, в результате чего образовалось мусульм. гос-во — Арабский халифат.

Возникновение, история и основные направле­ния ислама

Основатель ислама Мухаммад (ок. 570-632 гг.) происхо­дил из рода Хашим (араб. Hâšim) влиятельного меккан­ского племени Курейш (араб. Qurayš). До Мухаммада арабам были известны монотеистические религии — иудаизм и христианство (последнее — преимуществен­но в неортодокс. формах -арианства, несторианства, монофизитства); в качестве самостоятельной формы монотеизма в Аравии было распространено ханифство (ханифитство, ханафитство, араб. hanafîya ͭ от hanîf — благочестивый). Под определенным влиянием этих ре­лигий в 610-612 гг. началась рел. проповедь Мухаммада. После переселения в 622 г. с небольшой группой последователей из Мекки в Медину (т.н. Хиджра (араб. al-Hiğra ͭ), позже ставшая точкой отсчета для мусульм. летосчисле­ния, ведущегося по лунному календарю) Мухаммад вы­ступал уже не только как проповедник, но и как теокра­тический правитель, диктующий своим приверженцам нормы поведения в различных областях жизни.

После битвы при Сиффине в 657 г. между сторонни­ками халифа Али (зятя и двоюродного брата Мухамма­да) и Муавии I (основателя первой мусульм. династии Омейядов) ислам распался на три осн. направления. Перво­начально причиной раскола стал вопрос о верховной власти в мусульм. общине. Большинство, впоследствии получившее название «’Ahl as-Sunna ͭ wa-’lĞamâʽa ͭ »  (досл. «люди традиции и согласия»), или сунниты, счи­тало, что халифом должен быть человек, принадлежа­щий к семье Мухаммада в широком смысле, т.е. проис­ходящий из племени курейш; шииты (от «Šîʽа ͭ ʽAlî» — досл. «партия Али») утверждали, что власть может при­надлежать только прямым потомкам Али и его жены Фатимы (любимой дочери Мухаммада); наконец, хариджиты (от араб. ḫâriğ, досл. «выходец»), отделившиеся от Али, считали, что главой мусульм. общины может быть избран любой ее член. Центр. догмой шиитов стал культ имама (араб. ’imâm) — авторитетного учителя из «дома Али», непогрешимого в делах веры, обладаю­щего тайным знанием и наделенного способностью тол­ковать смысл Откровения. Имамом его делает не человеч. произволение, а присутствие в его существе пред­вечной световой субстанции — нур Мухаммад (араб. nûr Muhammad — досл. «свет Мухаммада»). Без имама и его руководства невозможно спасение верующих. Ав­торитет имамов шииты противопоставляют согласному мнению рел. авторитетов (иджма’, араб. а1-’iğmâ‛) сун­нитов, эзотерический смысл откровения (батин, араб. bâtin), доступный только посвященным, — экзотеричес­кому (захир, араб. zâhir). Своей кульминации шиитская доктрина достигает в учении о «скрытом имаме»: по­следний из «видимых имамов» (разный в различных шиитских сектах) не умер, а перешел в состояние гай6а (араб. а1-gayba ͭ), т.е. по воле Бога был изъят и сокрыт от людей, продолжая в этом сокрытом состоянии уп­равлять жизнью верующих; в конце времен он должен явиться в роли своего рода мессии — махди (араб. а1-Маhdîy) и способствовать торжеству правды и спра­ведливости во всем мире. Миросозерцание шиизма глу­боко эсхатологично и имеет профетический характер. В целом оно представляет собой своеобразную попытку ввести в ислам персонифицированного посредника между Богом и человеком (тенденция, особенно характерная для крайних шиитских сект, в той или иной мере обо­жествлявших Али и его потомков и развивавших чуж­дые суннизму идеи метемпсихоза). Вероучение и догма­тика крайних шиитов (алавитов, друзов, али-илахи, карматов, хуруфитов) носят синкретический характер и содержат элементы древних астральных культов, ин­дуизма, зороастризма и манихейства.

Своеобразное развитие некоторые шиитские идеи по­лучили в новое время у шейхи, бабидов и бахай (бахаизм) — течений, возникших в XIX в. в Иране.

Ислам наложил глубокий отпечаток на культуру тех стран, где он распространился. Уже в раннем исламе зародились 3 осн. мусульм. дисциплины: 1) наука о толковании и чтении Корана; 2) наука о хадисах (араб. hadîs) — преданиях о Мухаммаде); 3) правоведение. Из кораниче­ских предписаний, запретов и юридических прецеден­тов, зафиксированных в хадисах, сформировался му­сульм. закон (шариат, араб. aš-Šarî‛a ͭ), который по сей день остается гл. источником законодательства большин­ства мусульм. стран. Ислам. закон как универсальная нормативно-догм. система определяет нормы отноше­ния человека к Богу, этику, социальные отношения. Т.о., в шариате слиты воедино рел., правовое и этическое на­чала. Этическое поведение регулируется правом, а пра­вовое поведение понимается прежде всего как религиоз­но-этическое.

Несколько позже — отчасти в силу контактов и поле­мики с христианством, в результате которых в исламе воз­никли первые богосл. споры о свободе воли и предопре­делении, о несотворенности Корана, о Божественных ат­рибутах, — развилось мусульм. спекулятивное богосло­вие (калам, араб. Al-kalâm, ‛ilm al-kalâm) внутри которого сложились различные школы: му'тазилиты, аш’ариты, матуридиты. Восприятие античного филос. наследия (аристотелизм, неоплатонизм) способствовало раз­витию определенных рационалистических тенденций в мусульм. богословии, а в IХ-ХII вв. — возникновению и расцвету араб. философии (аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд). В то же время получил разви­тие суфизм (от араб. ṣûfîy — суфий) — мистическое на­правление в исламе, первоначально возникшее как аскетиче­ское движение, а впоследствии в той или иной степени распространившееся на все мировоззренческие течения.

Фундаментализм в исламе имеет давнюю историю и даже особое обозначение: тех, кто придерживается фундамен­талистских взглядов, именуют салафитами (от араб. salaf— предок, предшественник). Салафитами считаются те, кто выступал или выступает с призывами ориентиро­ваться на веру и образ жизни «благочестивых предков», отвергнув все позднейшие новшества и нововведения. К ним традиционно причисляются основатели мазхабов (араб. mazhab) — религиозно-правовых школ) Мухам­мад ибн Идрис аш-Шафи'и и, особенно, Ахмад ибн Ханбал. В суннизме выразителем фундаменталистских взгля­дов стал один из четырех толков — ханбалитский мазхаб (он оформился как религиозно-полит. фундаменталист­ское движение в IX в., затем преобразовавшись в догма­тико-правовую школу в нач. XI в.).

В лоне суннитского ислама в сер. XVIII в. возникло религи­озно-полит. движение ваххабитов (по имени основателя Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба), отвергавших «новше­ства», которые появились в исламе в процессе его ист. разви­тия и контактов с др. рел. системами (культ святых, веру в чудеса, дервишество и т.д.). Ваххабизм оказал опреде­ленное влияние на мусульм. реформаторов 2-й пол. XIX — нач. XX в. (аль-Афгани, Мухаммад Абдо, Рашид Рида), которые понимали реформацию как очищение ислама от ист. искажений и наслоений через возврат к духовно­сти ранней мусульм. общины. В XX в., во многом как ре­акция на социально-полит. и культ. влияние Запада, в мусульм. странах возникали идеологии, базирующиеся на ислам. ценностях (панисламизм).

Общие основы вероучения и рел. практики

Основной источник мусульм. вероучения — Коран, по­нимаемый мусульманами как предвечное, несотворенное слово Божие, — откровение, которое Бог, говоря­щий в Коране преимущественно от первого лица, слово в слово продиктовал Мухаммаду через своего ангела Джибрила, или Джебраила (Гавриила). Второй источ­ник мусульм. вероучения — Сунна (as-Sunna ͭ  — досл. «пример, обычай») — своего рода свящ. предание, представляющее собой примеры из жизни Мухаммада и служащее источником для решения рел., социально- полит., правовых проблем, возникающих перед му­сульм. общиной. Сунна слагается из хадисов, повеству­ющих о высказываниях Мухаммада по тому или иному конкретному вопросу и о его поступках. Хадис всегда состоит из 2 частей: собственно краткого рассказа (матн, араб. matn) и т.н. иснада (араб. ’isnâd— досл. «опора») — перечня передатчиков данного текста, кото­рые в непрерывной цепи преемства удостоверяют его подлинность.

Важнейший принцип ислама — строгий монотеизм, нося­щий абсолютный и безусловный характер. Бог в Коране предстает как всемогущий, всевышний, грозный и в то же время милостивый, сострадающий и прощающий. Он ближе к человеку, «чем его шейная артерия», как гово­рится в Коране, и в то же время там утверждается: «Не постигают Его взоры...». Бог, абсолютно трансцен­дентный, непроницаемый и непостижимый в Своей сущности, открывает Себя человеку только через откро­вение, знамения и Свои имена. В откровении Бог через пророков дает людям Свой закон, следуя которому, они научаются различать добро и зло. Весь сотворенный Бо­гом мир, каждое явление, каждая вещь, каждое сущест­во — это Его знамения людям, свидетельствующие о Его величии и всемогуществе. Наконец, через 99 Своих имен Бог (Аллах) дает людям знание о Своих свойствах. Про­явлением благочестия у мусульман считается частое упо­минание Бога и Его имен. Однако через откровение, зна­мения и имена человеч. разум может лишь отчасти по­стичь смысл Божественного действия в мире, но не саму Божественную сущность, которая остается для человека абсолютной тайной. Утверждение единства и единствен­ности Бога, призывы не придавать Ему никого в «сотова­рищи», часто повторяющиеся в Коране, направлены прежде всего против старых политеистических верова­ний арабов, а также христ. догматов Троицы и Вопло­щения. Ислам признает Иисуса, сына Марии, только в каче­стве пророка-посланника, хотя и наделенного исключи­тельным, привилегированным статусом (девственное рождение, власть творить чудеса, взятие живым на небо). Ислам находится в определенном родстве с библ. традицией: наряду с иудаизмом и христианством он может быть оп­ределен как авраамическая религия, поскольку, испо­ведуя веру в единого, сущего и живого Бога, говорящего людям в откровении, возводит свои истоки к «религии Авраама».

Важнейшие понятия мусульм. религии — ислам (араб. al-’Islâm), дин (араб. ad-Dîn), иман (араб. а1-’Îmân). Ислам в широком смысле стал обозначать весь мир, в пределах которого установились и действуют законы Корана. Та­ков смысл и традиционного понятия дар аль-ислам (араб. Dâr al-’Islâm, «обитель ислама»), противопостав­ленного дар алъ-харб (араб. dâr al-harb) — терр. войны, которая (по крайней мере, теоретически) подлежит пре­вращению в обитель ислама посредством как вооруженного, так и дух. джихада (араб. ğihâd fî sabîl Allāh). Классичес­кий ислам в принципе не проводит нац. различий, призна­вая 3 статуса существования человека: в качестве правоверного (мусульманина); покровительствуемого (иудеи и христиане в мире ислама, они же — ахл аль-Китаб [араб. ’Ahl al-Kitâb] — «люди Книги, держатели Писания», не подлежащие насильственному обращению в исламе); многобожника, непременно подлежащего обращению.

Согласно исламу, человек после смерти пребывает либо в раю (джанна — араб. al-Ğanna ͭ), либо в аду (джахан- нам — араб. al-ğahannam). Это определяется пригово­ром Аллаха в день Страшного Суда.

Идеальная форма гос-ва мыслилась в классическом исламе как своего рода эгалитарная светская теократия: эгали­тарная, поскольку все верующие, независимо от своего социального статуса, равны перед Божественным законом; светская, поскольку в исламе нет к.-л. институциональ­ного аналога Церкви, как нет и духовенства, т.е. людей, через таинство рукоположения наделенных особыми, превосходящими человеч. возможности полномочиями (суннитский ислам в принципе не признает посредников между Богом и человеком; имам — лишь предстоятель на общей молитве, которую может возглавить любой благочестивый мусульманин, в достаточной мере знаю­щий Коран); теократия, поскольку законодательной вла­стью (амр, араб. ’amr) обладает в строгом смысле только Коран, а исполнительная власть (хукм, араб. hukm) — од­новременно рел. и светская — принадлежит только Богу и осуществляется через халифа (араб. ḫalîfa ͭ )— предво­дителя мусульм. общины, ее рел., адм. и воен. главы, под началом которого община дает клятву послушания Богу. Отсутствие в исламе «земного законодателя» на практи­ке вело к присвоению законодательных и отчасти испол­нительных функций правоведами — улемами (араб. ‛ullâm и ‛ullâma ͭ) и факихами (араб. faqîh).

Рел. предписания, которые обязан соблюдать каждый мусульманин, — это прежде всего «5 столпов ислама»: 1) словесное исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммада (шахада, араб. aš-šahâda ͭ); 2) риту­альная молитва — салат (араб. aṣ-ṣalat, aṣ-ṣalât) или на­маз (перс. namâz), которую мусульманин должен совер­шать 5 раз в день; 3) очистительная милостыня в пользу нуждающихся (закат, араб. az-zakat, az-zakât); 4) пост — саум (араб. aṣ-ṣawm) или ураза (из тюркского: татарское uraza, туркменское urāẕa и др., от дари rôzah, перс. rûzäh) в течение месяца рамадан (араб. Ramaḍân), предусматри­вающий полное воздержание от еды, питья и любых уве­селений в светлое время суток, а также благочестивые размышления; 5) паломничество хотя бы раз в жизни в Мекку к гл. мусульм. святыне — Каабе. Паломничество в Мекку (хадж, араб. al-ḥağğ), где в определенное время года собираются мусульмане со всего мира, символизи­рует прежде всего единство мусульм. общины, которая не признает нац. и культ. различий. После окончания паломничества начинается длящийся 3 дня гл. мусульм. праздник — ид аль-адха (араб. ‛Îd al-’Aḍḥa) или курбан- байрам (тюркское Kurbân-Bayram, kurbân из перс. яз.), праздник жертвоприношения, поскольку в последний день паломничества приносится в жертву домашний скот в память о жертвоприношении Ибрахима (Авраа­ма). Второй по значимости мусульм. праздник — ид алъ- фитр (араб. ‛Îd al-Fiṭr), или ураза-байрам, праздник в честь окончания поста в месяц рамадан.

Ислам в современном мире

Сегодня большинство мусульман — сунниты (90%), ши­иты составляют ок. 10%, в некоторых странах, напр. в Иране и Ираке, они составляют большинство населе­ния. Больше всего мусульман проживает в Индонезии. Ислам распространен в осн. в странах Азии и Африки, он иг­рает существенную роль в их полит. и социокульт. жиз­ни (во многих странах ислам — гос. религия, а шариат — основа законодательства). В то же время последователи ислама занимают со 2-й пол. XX в. все более заметное место в странах Европы и Америки. Сначала это происходило за счет притока мигрантов-гастарбайтеров, однако в по­следнее время появляются также принявшие ислам из числа коренных жителей, особенно заметно это явление среди афроамериканцев в США.

Ислам в России

Ислам в истории России играл и продолжает играть значительную роль. В шести республиках бывшего СССР проживает сегодня 54 млн. мусульман. В России ислам является второй по численности религией, 12 млн. мусульман компактно проживают в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Сев. Кавказе. В России сегодня действуют более  4 тыс. мечетей.

Первые контакты Руси с мусульманами восходят к VIII—IX вв. Они носили характер как воен. противоборства, так и культ., полит. и эконом. взаимодействия. Среди народов, живших на терр. совр. России, первыми приняли ислам половцы и булгары; ислам исповедовала также часть хазар. С кон. X в. практически все Поволжье стало мусульманским вследствие хорезмийского завоевания.

В 1256 г. на ханский трон в Золотой Орде, которая владела значительной частью Руси, воссел первый мусульма­нин — Берке. Окончательно ислам восторжествовал в Орде в 1312 г., когда хан Узбек обратил своих подданных в мусульманство.

В 1480 г. Золотая Орда окончательно распалась. Завоевав в XVI в. Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, Русское гос-во включило в свой состав населенные му­сульманами земли. С той поры отношения Руси, а впоследствии России, с мусульм. гос-вами складывались в основном в военно-дип. плане: русско-турецкие, русско- иранские, русско-кавказские войны — это вехи расширения России, связанного с более тесными контактами с миром ислама.

Российская империя, расширившая свои терр. к концу XVIII в. за счет земель, населенных мусульманами, была озабочена проблемой управления этими терр. и обеспечения благонадежности коренных жителей. Отсутствие в исламе церк. организации и духовенства значительно за­трудняло эти задачи. Имп. Екатерина II именным пове­лением от 22.09.1788 г. создала Оренбургское магометанское духовное собрание с центром в г. Уфе. Позже подобные формы использовало и руководство СССР, образовавшее неск. управлений: Духовное управление му­сульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС), Духовное управление мусульман Северного Кавказа (ДУМСК), Среднеазиатское духовное управление мусульман (САДУМ) и Закавказское духовное управление мусульман. После распада СССР оставшиеся на терр. России первые два духовных управления распались на ряд более мелких. Сегодня в российском исламе центр тяжести рел. жизни явно переходит из духовных управлений в местные общины, многие из которых желают самостоятельно определять ее.

В наст. время в России существуют 4 важнейших мусульм. рел. центра: Центр. дух. управление мусульман России и европ. стран СНГ, Дух. управление мусульман европ. части России, Высший координационный центр дух. управлений мусульман России, Совет муф­тиев России.

Источн.: Ибн Саад. Биография Мухаммада, его спутников и позд­нейших хранителей ислама / Пер. А. Глебова. М, 1908; Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961; Коран / Пер. и коммент. М.-Н.О. Османова. М, 1995.

Лит-pa: Крымский А.Е. История мусульманства. М, 1904-12. 3 ч.; Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература // Он же. Избранные труды. М., 1965, т. 3; Бартольд В.В. Работы по истории ислама и арабского халифата // Он же. Сочинения. М., 1966, т. 6; Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV вв. Л., 1966; Массе А. Ислам: Очерк истории. М., 1982; Ислам: Религия, общество, государство. М., 1984; Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984; Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам: Очерки исто­рии (632-1258). М., 1986; Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в ис­ламе. М., 1989; Ислам: Историографические очерки. М., 1991; Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991; The Encyclopaedia of Islam. Lei- den-L, 1954-; Schacht J. An Introduction to Islamic Law. Ox., 1966; The Cambridge History of Islam. C., 1985-86. 2 vol.; Payne R. The His­tory of Islam. NY., 1992.

        

А. Журавский, А. Ярлыкапов

 

Источник: Католическая энциклопедия. – М.2005. – Т. 2. – С.521-529.

 

 

 

 

 

Visitorcounter

Today 22

Yesterday 169

All 723027

Currently are 7 guests and no members online

Konta bankowe / банковских счетов